14.05.2014 в 10:08

Комиссия по повышению смертности

В Улан-Удэ будет сокращено количество пешеходных переходов. Такое решение было принято, как ни странно, Комиссией по безопасности дорожного движения по результатам анализа произошедших в городе ДТП. Класс чиновников-автомобилистов решил, что простые пешеходы больше не нужны.
A- A+
Мир напридумывал всякого… 

А ведь начинали члены комиссии за здравие. Так, для обеспечения безопасности пешеходов было предложено заняться оборудованием «зебр» дополнительными фонарями. «Лампы такие мощные, что их не заметить нельзя. Они стоят невысоко, на уровне 4 метров. И тогда любой человек начинает тормозить, потому что не понимает, что происходит: включается сигнал опасности, может, это стоит аварийка или бульдозер», - пояснил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, участвовавший в заседании.

По ночам переходы будут дополнительно освещаться специальными фонарями, светящими вертикально вниз. 

«Создается эффект белой стены. Конечно, никакой стены там нет, но любой разумный человек, даже неразумный или пьяный, начинает тормозить, видя, что едет на стену. И только приблизившись вплотную, понимает, что это просто источник света», - добавил Вячеслав Наговицын. 

Также для безопасности переходов он предложил оснастить участки дороги перед «зеброй» шумовой полосой, сообщающей водителю о подъезде к переходу: «Нужны звуковые сигналы в момент прохождения людей и так далее. Подобного море, мир напридумывал всякого». 

Мир, действительно, напридумывал всякого, но предложения, последовавшие за этим, скорее всего, мир еще не видывал. 

Но такого еще не видал

Члены комиссии отметили, что 80 % всех наездов на пешеходов происходят на переходах без светофоров. Соответственно, сделали парадоксальный вывод участники совещания, переходов слишком много и их нужно сократить. Надо думать, после этого наезды прекратятся, потому что пешеходы перестанут переходить дорогу. В качестве примера они указали на пересечение улиц Борсоева и Смолина, в районе скульптуры «Юность Бурятии», где на расстоянии 100 метров друг от друга располагается три перехода. «Лишние переходы убрать. На каждом шагу», - подытожили члены комиссии.

Еще более странно, что с этим мнением согласился Вячеслав Наговицын: «У нас едешь, удивляешься. Особенно Кабанская улица, я часто там езжу, через каждые 15-20 метров переходы, то есть человек может где угодно выбежать». 

А ведь в Улан-Удэ до сегодняшнего дня в плане пешеходных переходов все было довольно благополучно. Особенно в сравнении с более крупными российскими городами. 

Но что значит сократить количество переходов из-за того, что на них гибнут люди? Где здесь логика и неужели оттого, что «зебры» уберут, у людей исчезнет надобность переходить дороги? Может, лучше было бы запретить машины, ведь почти 100 % наездов на пешеходов совершаются автомобилями? Или вообще распахать все дороги, тогда и наезды на дорогах прекратятся, за полным их отсутствием. Всем понятно, что это абсурд, между тем, такое же абсурдное, более того, человеконенавистническое решение принимается комиссией «по безопасности дорожного движения».

Пешеходы виноваты во всем

Глава пояснил, как будут заставлять пешеходов проходить по нескольку сот метров, чтобы перейти дорогу, шириной в десять-двадцать метров. «Мы привыкли говорить, что пешеходов сбивают. Но как-то скромно молчим и не говорим, а кто виноват-то и сколько ДТП происходит по вине пешеходов, а сколько – по вине водителей. Нужно, чтобы административные штрафы были приличные. Перебежал – заплатил штраф существенный. Не повезло – будет платить кто-то другой. На дороге должны быть обоюдные обязательства», – заявил Вячеслав Наговицын.

И уже как-то подзабылись слова членов комиссии о том, что 80 % наездов происходят именно на пешеходных переходах. Наверное, люди сами виноваты и в том, что переходят дорогу по «зебре» и их сбивают. Некоторым жителям города предложения комиссии понравились. «Действительно, нужно сократить!», «предложение правильное, достаточно иметь один перехода на 500 метров дороги!», «надо заборчики ставить!», пишут комментаторы. При этом они удивляются недисциплинированным пешеходам, которые «выскакивают» на дорогу там, где не положено, зачастую игнорируя надземные или подземные пешеходные переходы, ломая заборчики. 

Дело не в народе

Но почему люди выскакивают на дорогу? Неужели только потому, что народ у нас «бестолковый»? В западных городах, на опыт которых часто ссылаются наши чиновники, давно и прочно уяснили, что людям совершенно не нравится опускаться под землю или подниматься ввысь для перехода дороги. Когда-то в европейских городах также были эстакады, подземки и прочие прелести индустриального города для машин. Но почему-то дисциплинированные европейцы при любой возможности перебегали дорогу в неположенных местах, игнорируя «зебру» в каких-то двухстах метрах от него или подземный переход. 

Тогда за дело взялись урбанисты, которые убрали бесполезные и дорогие переходы, кроме наземных, и за двадцать-тридцать лет превратили города Западной Европы из загазованных, переполненных машинами и пробками каменных лабиринтов в комфортные места для проживания. Куда так любят сегодня ездить российские чиновники и рассуждать, что у нас такого не будет, потому что народ у нас какой-то не такой.

В России не в пешеходах или водителях дело – народ всегда и везде «не такой» и мыслит категориями собственного удобства конкретно здесь и сейчас. Автолюбителю кажется, что переходов слишком много, а пешеходы недисциплинированные, тогда как, с точки зрения пешеходов, автомобилисты - все сплошь нарушители правил и надо запретить выдавать им права. Задача власти – найти компромисс, чтобы сделать нахождение в городе комфортным для максимально большего количества людей.

Перемещение пробки в пространстве

Власти Улан-Удэ, напротив, любят хвастаться тем, сколько было построено подземных или надземных пешеходных переходов, и что в этих местах пробки исчезли. Хотя это, мягко говоря, не так. Пробки либо совсем не исчезли, яркий тому пример – «Элеватор», либо они просто переместились в другие места. Так, после открытия надземного перехода на Центральном рынке поток машин, на скорости проскочив развязку, теперь с таким же успехом стоит на улицах Бабушкина, Терешковой и Трубачеева.

Стоило ли простое изменение географии пробок затраченных на строительство развязок и переходов миллиардов, и повлекшую за этим угрозу банкротства города? Ответ напрашивается сам собой. Но бесполезность этих конструкций – это еще полбеды, мало того, что пробки не исчезли, так эти под- или надземные переходы усложнили жизнь огромному количеству горожан. 

На Центральном рынке автобусную остановку от трамвайной разделяет пять метров дорожного полотна. Но там нет «зебры», зато стоит гигантский надземный переход с крутыми лестницами и лишь недавно заработавшим лифтом. Чтобы, не дай бог, старики и инвалиды не пересекали эти несчастные пять метров по пути наименьшего сопротивления, власти установили заборчики. Вот так, стараниями неких архитекторов и чиновников, в центре города создана настоящая полоса препятствий для стариков.

Город для машин

Но за что власти так не любят пешеходов? Что им сделали такого страшного все маломобильные категории граждан, что они делают город максимально некомфортным для них? Конечно, они не испытывают к пешеходам негативных чувств… большую часть суток, по крайней мере. Просто они сами ездят на автомобилях, поэтому права автомобилистов для них более приоритетны, чем права пешеходов.

Комментаторы на сайтах, поддерживающие сокращение переходов, также чаще всего водители, которые почему-то считают себя более важными в городском движении, важнее, чем общественный транспорт и пешеходы. Поэтому все должно делаться для того, чтобы автомобилистам было как можно комфортнее, часто за счет удобства других категорий населения. Пешеходы же для автомобилиста - всего лишь досадная помеха, которых хорошо бы загнать под землю, чтобы глаза не мозолили. Это, в свою очередь, приводит к желанию всех и каждого обзавестись собственной автомашиной и подняться в статусе, что еще больше усложняет ситуацию.

На недавно созданном сайте «Доброгор», где горожане могут предлагать свои идеи по улучшению города, много предложений относительно дорожного движения. Многим, в отличие от членов комиссии, кажется, что наземных переходов мало. Но есть и такие мнения: «Было бы здорово, если на площади Советов убрали пешеходный переход от киоска «Новости», где на данный момент стоит светофор для пешеходов. Так люди смогут поворачивать со стороны «Большого» и Главпочтамта без помех, и город станет удобнее для водителей», - пишет человек.

Вот так. Еще раз – не пешеходы, «выскакивающие на дорогу», создают пробки, и даже не «неповоротливые автобусы» или «расплодившиеся маршрутки». Пробки создают сами автомобилисты. К тому же этот сравнительно небольшой процент участников дорожного движения считает необходимым, что вся инфраструктура города должна создаваться для них, что миллиарды должны пойти на строительство мостов, над- или подземных пешеходных переходов, развязок и прочих, а огромные общественные пространства – под парковки. Но, мешая себе, автомобилисты усложняют жизнь и пешеходам с пассажирами общественного транспорта, которых в процентном соотношении намного больше. 

И пока республика и город не отойдут от предубеждения против пешеходов, проблему пробок решить не удастся никогда. Ни строительство новых мостов или развязок, ни попытки загнать всех пешеходов под землю, ни расширение дороги и сокращение светофоров не помогут. Освободившиеся места тут же займут новые автомобилисты, которые снова будут требовать расширения дороги.

Город для людей

Западные же урбанисты утверждают, что для комфортного города «для людей» пешеходная инфраструктура должна ориентироваться на наименее защищенные слои населения. Ведь там, где пройдет 60-летний мужчина, пройдет и 20-летний парень, а наоборот – не всегда. В Улан-Удэ из четырехсот тысяч жителей около семидесяти тысяч являются людьми пенсионного возраста. К ним можно добавить энное количество родителей с детьми в колясках, инвалидов, просто больных и травмированных. Получается, что как минимум четверть населения города не отличается высокой мобильностью. По мнению урбанистов, для удобства перехода дороги в населенных пунктах «зебры» должны располагаться на расстоянии максимум 150-200 метров друг от друга. Никаких подземных переходов или эстакад.

Тем не менее пробок в городах, устроенных по этому принципу, нет, и людей давят меньше, потому что переходы дополнительно оснащены фонарями, светофорами, а то и вовсе подняты на уровень тротуара, как у нас в районе ТЦ «Заря». В целом в западных странах плотность светофорных объектов, по словам экспертов, в пять раз выше, чем в России. При этом обеспеченность пешеходными переходами составляет всего лишь 40 % от нормативной. В Улан-Удэ ситуация выглядит несколько лучше, чем в среднем по России, но сегодня власти решили исправить этот недостаток и убрать «лишние» пешеходные переходы.

А ведь даже по устаревшим, но все еще работающим на сегодня СНиПам, переходы должны располагаться на расстоянии от 150 метров на дорогах местного значения до 600 на скоростных трассах. При этом нужно учитывать интенсивность как автомобильного, так и пешеходного трафика. 

На улице Кабанская, на которой, по словам Вячеслава Наговицына, переходы располагаются «каждые 15-20 метров», расстояние между переходами 150, 200 и 275 метров. Лишь в двух местах оно сокращается до 110 и 50 метров, но это на перекрестках, что вообще-то является требованием СНиП. Т.е. улица Кабанская, по советским меркам, неплохо оснащена переходами.

Но это не мешает пешеходам переходить дорогу в неположенных местах. Наибольшее число пешеходов переходят дорогу на остановке «Абсолют». Это и понятно, кроме того, что здесь друг напротив друга располагаются две остановки, с двух сторон стоят два крупных супермаркета – «Абсолют» и «Титан». А до ближайшей «зебры» 60 метров. Согласно тем же СНиПам «пешеходные переходы следует располагать в соответствии со сложившимися маршрутами движения пешеходных потоков, выявляемыми в результате проведения обследования пешеходного движения». Не там, где лучше для автомобильного движения, а где удобно для пешеходов!

Больше оборудованных «зебр»!

Но вместо того, чтобы сделать переходы на Кабанской более удобными и безопасными, их собираются сократить. Это, напомним, не решит проблему наездов, а лишь усугубит ее. Горожанам нужно очень часто переходить дорогу, даже если поблизости нет «зебры», он все равно перейдет. Не потому, что народ в Бурятии плохой, а потому, что дорогу иногда нужно переходить. 

Впрочем, неудивительно, что и сегодня на пешеходных переходах Улан-Удэ сбивают людей. Эксперты считают, что, если дорога имеет больше двух полос в оба направления, нерегулируемый переход на ней смертельно опасен для пешехода. Когда машины на одном ряду останавливаются пропустить человека, водители в другом ряду часто не замечают этого и продолжают ехать с обычной скоростью. А таких переходов, располагающихся на скоростной четырехполосной или даже шестиполосной трассе, в нашем городе много.

Не из-за недостатка средств иногда светофоры установлены там, где они совсем не нужны. Так, пешеходный переход на улице Пушкина в районе остановки «Педагогическое училище» оснащен светофором. Это при том, что дорога двухполосная, а автомобильный и пешеходный трафик очень низкие. Денег, необходимых для строительства одного-единственного над- или подземного перехода, хватило бы для оборудования сотен «зебр» на многополосных трассах, которые сегодня являются местом смертельной опасности для пешеходов.

Что мешает оборудовать все переходы светофорами, дополнительным освещением, «островками безопасности» посредине дороги? Скорее всего, только одно – предпочтение отдается автомобильному движению, которое светофоры и прочие удобства для пешеходов якобы тормозят. Но светофор – это не препятствие для потока, это средство, которое делает поток равномернее. Что, в свою очередь, позволяет увеличить пропускную способность трассы в целом. 

Поэтому вместо сокращения числа переходов властям стоило бы задуматься над их увеличением, причем сделать их максимально безопасными. Как? Об этом говорил сам Вячеслав Наговицын. Нужно устанавливать больше светофоров, освещать переходы в ночное время, где необходимо, поднимать дорогу на уровень тротуаров. Только в этом случае можно будет добиться безопасности для пешеходов. В противном случае нас ждет лишь увеличение смертности на дорогах. А пробок от таких решений меньше не станет.

Владимир Бадмаев, «Номер один».

Читайте также

Ансамбли Бурятии приглашают на фестиваль-конкурс «Пою мою республику»
Подать заявку на участие можно до 5 мая
19.04.2024 в 18:02
В Улан-Удэ адвокат сам оказался на скамье подсудимых
По версии следствия, защитник обманом вытянул деньги со своей клиентки
19.04.2024 в 17:53
В Бурятии заработал проект от Росреестра «Земля для туризма»
Инвесторы могут выбрать себе участок для туристического бизнеса
19.04.2024 в 17:44
В Улан-Удэ сотрудники администраций осматривают пострадавшие от паводка участки
Соответствующее поручение дал мэр города Игорь Шутенков
19.04.2024 в 17:29
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.