23.07.2014
Почему международные рейсы из аэропорта Улан-Удэ закрываются?
Международные авиаперевозки в Бурятии сегодня зависли в неопределенности. Многие направления закрыты, и их возобновление сейчас под вопросом. Появление новых – еще более далекая перспектива. Однако переломить эту ситуацию можно, но только победив монополию одного туроператора в Бурятии.

Слишком дешево летаем?

Обедневшая недавно на несколько международных рейсов Бурятия пытается вернуть их обратно. Точнее, не вся Бурятия, а аэропорт «Байкал» вкупе c местными туроператорами. Недавно состоялась встреча представителей аэропорта и турфирм, на которой было решено написать письмо ответственным за исчезновение авиамаршрутов в Анталию, Бангкок и Камран.

А ответственный в данном случае – компания Pegas Touristik. Именно она была заказчиком этих рейсов в прошлом.

- Основным заказчиком всегда является туроператор. В данный момент в Бурятии работает только один туроператор федерального уровня – это Pegas Touristik. Он, в свою очередь, нанимает перевозчика – авиакомпанию. Аэропорт совершает наземное обслуживание этого судна, а местные туроператоры работают уже через Pegas Touristik, продавая турпродукт. И именно Pegas Touristik как заказчик всего этого проекта принял такое неприятное для нас решение о прекращении полетов в этих направлениях, - рассказали нам в службе организации перевозок аэропорта «Байкал».

Главным мотивом туроператора послужил тот факт, что большинство путевок, покупаемых жителями республики, приходится на дешевые туры. Следовательно, оператору, видимо, стало невыгодно работать в Бурятии по этим направлениям, и, в конце концов, они были закрыты.

- Мы пытаемся эту ситуацию переломить. По инициативе аэропорта была проведена встреча с основными туроператорами, работающими здесь. По итогам встречи было решено написать письмо владельцу Pegas Touristik с просьбой о возобновлении рейсов, - сообщила нам служба организации перевозок аэропорта «Байкал».

С кем сравнить?

Как говорят представители нашего аэропорта, с заполняемостью рейсов в Бурятии проблем нет. Самолеты, которые летали в свое время по закрытым сейчас направлениям, были заполнены в среднем на 90 процентов. Однако в минтрансе Бурятии относительно популярности авиаперевозок высказывают более осторожное мнение.

- Все зависит от покупательской способности наших жителей как потенциальных пассажиров. То есть есть спрос - есть предложение. Если объективно посмотреть по физическим объемам, то население Бурятии уступает в разы населению Иркутской области. Даже исходя из чисто математических расчетов, становится понятно, что количество людей, активно пользующихся авиаперевозками, принципиально различается. Плюс не у всех есть потребность совершать авиаперелеты, - считает Юрий Санжанов, председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса Бурятии.

В аэропорту «Байкал» же предпочитают другие примеры. Как рассказали нам в службе организации перевозок, не все упирается в платежеспособность:

- Мы всегда себя сравниваем с Иркутской областью. Это, конечно, хорошо - сравнивать себя с большим соседом, но давайте посмотрим на Забайкальский край. Вряд ли там платежеспособность намного выше, чем у нас. Но, несмотря на это, международные рейсы там есть.

Таким образом, причина отсутствия у нас прямых рейсов в Бангкок, Анталию и Вьетнам, кроется в другом. А именно – в конкуренции.

Пассажирская миграция

Все-таки, если провести сравнение с Иркутским аэропортом, то, как оказалось, выигрывает он далеко не по всем направлениям. Например, многие иркутяне предпочитают летать в Москву через Улан-Удэ, поскольку цены на московском направлении у нас значительно ниже. Если из Иркутска долететь эконом-классом до Москвы стоит не меньше 18-20 тысяч рублей, то в Улан-Удэ билет стоит около 12 тысяч.

Причина этого – конкуренция между авиакомпаниями. Сегодня из Бурятии в Москву летают три авиакомпании, и конкуренция между собой заставляет из снижать цены на билеты. В Иркутске, судя по всему, ситуация с этим обстоит немного хуже.

Если же взглянуть на международные направления, то здесь обратная ситуация: из Иркутска, как правило, билеты в туристические страны обходятся дешевле. Ведь там несколько крупных федеральных туроператоров и гораздо больше авиакомпаний.

Исключением стал разве что рейс на Сеул. Цену на него уронили за счет снижения стоимости наземного обслуживания. Таким образом, аэропорт «Байкал» приобрел некое конкурентное преимущество.

- Основной индикатор, который сравнивается в аэропортах, – это пассажиропоток. Конечно, аэропорты конкурируют. Но это зависит в первую очередь от расстояния между аэропортами. К примеру, расстояние между нашим аэропортом и Иркутским всего 400 километров. Конечно, есть некоторая миграция, люди могут переехать. Конкуренция же с Читинским аэропортом намного меньше – 800 километров, человек уже, наверное, не поедет, если нет крайней нужды, - рассказывает представитель отдела организации перевозок.

Другими словами, все упирается именно в конкуренцию – между аэропортами, между авиакомпаниями, между туроператорами. С последними у нас дела обстоят, пожалуй, хуже всего. Один федеральный оператор, который, к тому же еще и закрывает рейсы. Но и здесь есть варианты.

Альтернатива «Пегасу»

Сегодня аэропорт, поняв безысходность работы в условиях монополии одного туроператора, решил попробовать максимально увеличить их число в Бурятии. Именно в этом, по словам представителей аэропорта, и кроется секрет открытия новых направлений и снижения цен на авиабилеты.

- Мы понимаем, что нужно не только писать в Pegas Touristik, но и заводить сюда других туроператоров федерального уровня. Это может стать решением данного вопроса. Мы ведем переговоры и запрашиваем информацию у «Анекс Тур», Tez-tour, Coral Travel. Это три основных крупных оператора, которые работают в России и в Восточной Сибири, - рассказали нам в службе организации перевозок.

Вероятность, что кто-то из них все-таки откликнется, все же есть. Даже несмотря на, скажем так, среднюю платежеспособность населения Бурятии. Потому что второй показатель – заполняемость рейсов – у нас на уровне. Если прибавить к этому возможное снижение цен при появлении нового игрока, то популярность заграничного отдыха, скорее всего, возрастет еще больше. А значит, при хорошем стечении обстоятельств, все должны остаться в плюсе. Кроме, конечно, Pegas Touristik, который перестанет быть монополистом и уже не сможет навязывать свои условия.

- Я полностью уверен, что население Бурятии готово к развитию авиаперевозок. Если мы создадим конкурентную среду туроператоров, авиакомпаний, а эта конкурентная среда, в свою очередь, создаст конкурентные цены, тогда это будет интересно жителям Бурятии, пассажирам, туристам. Я уверен, что пассажиропоток будет расти, что туристический поток будет расти, - считает представитель аэропорта «Байкал».

Кроме этого, наш аэропорт сейчас прорабатывает возможность открытия в будущем рейсов в Харбин, Гоа и восстановления рейса на Улан-Батор.

Придут ли сюда новые туроператоры, и потянут ли они за собой новых авиаперевозчиков, сейчас полностью зависит от грамотной политики аэропорта и местных туроператоров. Но если это все же случится, то жителям Бурятии будет гораздо проще съездить зимой, скажем, на море, не потратив при этом целого состояния.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
^