14.01.2015 в 12:09

Трамвай спас город от пробок

Кто и зачем хочет оставить Улан-Удэ без электрического транспорта
A- A+
Прошедший год был богатым на пробки. Ремонт дорог, неожиданные проливные дожди и снега, да и простое увеличение количества автотранспорта часто парализовали автомобильное движение в Улан-Удэ, заставляя «счастливых» пассажиров поминать недобрым словом городских чиновников. Но в то же время пробки дают шанс самому экологичному виду общественного транспорта – трамваю, который до этого совершенно искусственно загонялся в яму убыточности. 

Рост пробок – шанс для трамвая 

По словам директора МУП «Управление трамвая» Николая Хонгорова, прошедший год трамвай прошел в плюсе. 

«По доходам мы в плюсе – пассажиров больше. За год мы перевезли более десяти миллионов человек. Когда дороги ремонтировались, пассажиропоток увеличивался в два раза. Может, это не наша заслуга, но наша заслуга в том, что мы до сих пор есть как альтернатива», - сообщил он.

То есть сама жизнь показывает – трамвай сейчас чуть ли не единственный способ борьбы с пробками и заторами, только благодаря ему город еще не «встал» окончательно. Получив дополнительные доходы, трамвайщики сразу пустили их в дело - отремонтировали пятьсот метров трамвайных путей. Что все-таки не меняет общую ситуацию – капитального ремонта сегодня требует двадцать семь километров путей, находящихся в аварийном состоянии. 

«Ремонт сокращает возможность схода с линии – если рельсы сорок лет лежат на земле, там шпал практически нет. Ремонт – это комфорт при обслуживании пассажиров, это скоростной режим. Чем более комфортабельный трамвай и чем быстрее он доставит вас к месту назначения, тем больше желающих им воспользоваться», - говорит директор.

По концепции развития транспорта Улан-Удэ, принятого горсоветом, на трамвай в 2014 году выделено около 70 миллионов рублей. Но этого не хватит даже на то, чтобы сохранить пути в нынешнем виде. Сами трамвайщики говорят, что есть и еще один способ увеличить доходы. 

Чиновники опустошают бюджет 

Город сегодня является хозяином электрического транспорта, соответственно, должен быть заинтересован в максимальной отдаче от перевозки пассажиров, минимизировав затраты из бюджета. 

«Город должен создать такие условия, чтобы трамвай собрал больше доходов. Чем больше он соберет доходов, тем меньше будет тратить бюджет», - говорит Николай Хонгоров. 

Но на деле происходит обратное – администрация города совершенно сознательно создала множество параллельных трамваю коммерческих маршрутов, отбирающих существенную часть доходов у муниципального транспорта. Директор Управления трамвая заявил, что, если город в одночасье отменит все параллельные маршруты, рельсовый транспорт без авралов способен перевезти всех пассажиров. 

«У нас сегодня средняя наполняемость, полной наполняемости нет. Мы выдерживали нагрузки, превышающие среднюю в два с половиной раза, когда маршрутчики бастовали. У нас тогда доходы за день выросли в три раза», - говорит директор. 

В случае чего предприятие, по словам Николая Хонгорова, способно выпустить и сцепки: 

«Технически это возможно, и специалисты есть. Нужно прежде провести ремонт путей, потому что если с рельсов сходит сдвоенный вагон, то последствия серьезные. Но если мы будем знать, что игра стоит свеч, то мы готовы к этому», - говорит Хонгоров.

Перевод пассажиропотока на трамвай, к слову, заметно разгрузит от заторов и дороги. Но, видимо, чиновникам это категорически не нужно. И можно предположить почему - с муниципального трамвая лично в карман себе ничего не положишь. А в частных маршрутках есть огромное количество «черного нала», который можно направлять куда угодно, в том числе ответственным за ситуацию с транспортом в Улан-Удэ чиновникам.

Продать руль от машины

К концу года трамвай вообще оказался на краю пропасти. 9 декабря конкурс на право аренды трамвайных вагонов едва не выиграло частное лицо. Как оказалось, разделение имущественного комплекса трамвая произошло уже много лет назад. Объявлялся конкурс на аренду вагонов. Ежегодно победителем оказывалось МУП «Управление трамвая» просто потому, что других претендентов не было, а контракт уходил по начальной цене в 220 тысяч рублей. И именно поэтому горожане не замечали ранее всю абсурдность и нелогичность этого конкурса.

Для трамвая вагоны – единственный источник дохода. Они перевозят пассажиров, и на них размещается реклама. Все. Ни рельсовые пути, ни электролинии или ремонтные цеха самостоятельно зарабатывать не могут, составляя единое целое с подвижным составом. И именно поэтому выставление на конкурс одних вагонов без всего сопутствующего хозяйства отдает шизофренией. Это как если бы автодилеры продавали руль и заднее сиденье целой, не разобранной машины. Но это все происходит в реальности и в нашем городе. 

Если бы частник выиграл торги, то где он станет эксплуатировать вагоны – построит альтернативные линии и оборудует новые цеха? Естественно, он либо арендовал бы все это у Управления трамвая, либо, что более вероятно, сдал бы эти самые вагоны в субаренду тому же МУП. Образуя этакую финансовую прокладку, которая, не отвечая ни за что, получает прибыль.

Абсурд – нормальная ситуация

Это, впрочем, является довольно распространенной практикой в условиях сложившегося в России уродливого недорынка. От государственных или муниципальных предприятий или систем жизнеобеспечения откалываются наиболее лакомые куски, приватизируются либо сдаются в аренду по низкой цене (или как с маршрутами – бесплатно) и приносят прибыль уже частным хозяевам. Убыточные же части целой системы остаются на шее у государства. От того, что по закону это вроде как не воровство, воровством данное явление быть не перестает.

Так было с железными дорогами, где раньше за счет прибылей в грузоперевозке были низкие цены в пассажирских поездах и пригородных электричках. Но сегодня «РЖД» отказываются содержать электрички, из-за чего они постепенно исчезают из регионов, а цены на междугородные пассажироперевозки растут. Так происходит и с коммунальным хозяйством Улан-Удэ. 

Но в этот раз частное лицо, представляющее некое потребительское общество «Вместе», доторговавшись до 11,5 миллиона рублей, отступило. А МУП думает, как будет выплачивать эту сумму. Однако все могло закончиться иначе. По словам Николая Хонгорова, к нему перед началом аукциона подходили его оппоненты и делали «заманчивые» предложения: «Они предложили мне передать им функцию размещения рекламы, тогда они откажутся от торгов». 

«Они утверждают, что якобы Хонгоров недобирает на рекламе. Но на рекламу установлены тарифы города, сессия горсовета устанавливает. Мы не можем больше или меньше. Если отменят тариф или установят минимально низкую планку, мы готовы по аукциону продавать рекламные места», - заявил сам директор МУП.

Переход подвижного состава под управление частника означал бы, учитывая, что все остальное остается у МУП, тяжелый кризис для всего электрического транспорта Улан-Удэ. 

«Он не имеет в хозяйственном ведении ни трамвайных путей, ни контактной сети – он что, в портфель сложил бы эти трамваи?» – сказал Николай Хонгоров. 

И хотя кризис пока отменился, сам факт его возникновения на пустом месте не означает ничего хорошего для Улан-Удэ – городская власть последовательно создает условия для того, чтобы трамвай не развивался.

Владимир Бадмаев, «Номер один»

Читайте также

Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
В Бурятии наградили медалью главного врача дома ребенка «Аистенок»
Аюр Бато-Жаргалович Бимбаев работает в здравоохранении 46 лет, из них 30 лет в руководящей должности
28.03.2024 в 17:34
Пассажир рейса «Москва - Улан-Удэ» рассказал о пережитом ужасе

Пассажиры кричали от страха, многих вырвало, а самолет швыряло из стороны в сторону

28.03.2024 в 17:19
В Бурятии закрыли ещё одну ледовую переправу
Это переправа через реку Селенга в Ильинке
28.03.2024 в 17:13
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.