В Бурятии научились определять ген спорта
Сверхлюдьми из обычных людей спортсменов делают не только тренировки, но и новые технологии. Как по генам определить будущего чемпиона и чем борец отличается от бегуна – в интервью руководителя комплексно-научной группы при БГУ Максима Аксенова.
У нашего героя солидный научный багаж – доцент кафедры теории физической культуры, кандидат педагогических наук и докторант. В БГУ Максим Олегович преподает на спортфаке сразу несколько дисциплин - технология физкультурно-спортивной деятельности, методы математической статистики в физической культуре и спорте, лыжный спорт, информационные технологии и спортивная генетика.
- Максим Олегович, что такое комплексно-научная группа и чем она занимается?
- Главная цель КНГ – помочь тренеру средствами современных научных достижений. Это называется научно-методическое обеспечение. В нашей стране КНГ появились еще в Советском Союзе. В эту группу входили ведущие ученые, врачи и специалисты спортивной науки. Ведь чтобы подготовить спортсмена высокого уровня, нужна комплексная работа такой группы. В 90-е эту работу свернули, но в нулевые к КНГ вернулись. В Бурятии первая попытка создать КНГ предпринималась в 2003 году на базе агентства по спорту, тогда руководителем группы был врач Эрдэни Сакбазарович. Закупили оборудование и начали работать, но продержались недолго. Вновь мы открылись уже в 2009 году на базе БГУ. Сегодня в нашей группе работает 4 специалиста – кроме меня это психолог, специалист по общей физподготовке и массажист. Причем все имеют научные степени не ниже кандидата и высокий научный рейтинг.
- Кого из бурятских спортсменов вы ведете?
- Мы сотрудничаем со школой высшего спортивного мастерства по трем базовым для республики видам спорта – вольная борьба, легкая атлетика и стрельба из лука. Сейчас из-за кризиса мы делаем упор только на борьбу и контролируем состояние 4 ведущих борцов и 3 легкоатлетов.
- Каким оборудованием вы пользуетесь в работе?
- Все оборудование можно разделить на три группы. В первую очередь, это различные системы, которые позволяют определить, в каком состоянии находится спортсмен: нормальное, пик формы или перетренировка, так называемое «истощение». Исходя из анализов, мы можем давать рекомендации тренеру по объему и качеству нагрузки. Особенно это важно во время учебно-тренировочных сборов или перед соревнованиями. Для этого можно использовать классическую систему ПВЦ-170, за разработку которой в свое время автор получил Нобелевскую премию. Она определяет мощность или работоспособность спортсмена. Организм спортсмена можно сравнить с лампочкой, его работоспособность тоже измеряется в ваттах. 50 ватт – значит спортсмен переутомился или болеет. Еще одна система - ПОЛАР контролирует состояние организма круглосуточно и выявляет уровень аритмии. Переутомление сразу сказывается на сердечно-сосудистой системе. Теперь мы перешли на самую современную систему – биоимпедансный анализатор. Эта система позволяет с точностью до грамма определить состав тела спортсмена – сколько мышц, жира, воды и белка. Всего за одну минуту и без всяких нагрузок мы можем определить состояние спортсмена. Принцип работы заключается в разной проводимости тока мыщц и жировых тканей. Но самое главное, когда спортсмен переутомлен, организм слабо сопротивляется току, и система это регистрирует. В системе 20 показателей, и анализатор видит, по каким спортсмен отстает от нормы.
- Ощутили ли спортсмены пользу от вашей работы?
- Сначала нам не доверяли и относились с усмешкой. Но потом увидели, что без науки не бывает спортивных успехов. Например, один борец обратился к нам. Он чувствовал усталость, но тренер все равно его нагружал. Мы протестировали его и выявили крайнее истощение. Тогда тренер прислушался к нам и снизил нагрузки. Также мы недавно выявили, что в конце сборов большая часть борцов подошла к жировому истощению. Это значит, что они мало потребляли жирной пищи во время сгонки веса. Отсюда мы корректируем нагрузки и питание. Если не хватает белка, то мы прописываем спортивное питание. Бывает, что спортсмены редко питаются, некоторые едят один или два раза в день, что крайне мало для профессионального спортсмена. Это сразу видно по замедленному обмену веществ. Главная проблема – это определить уровень нагрузки. Ни один борец не ведет тренировочных дневников, куда должны вносить все упражнения.
Взять тех же лучников. Мы рекомендовали им заняться йогой и повысить уровень ОФП. Но лучники быстро бросили занятия и продолжают только стрелять.
- Как вы пришли к спортивной генетике?
- В прошлом веке был открыт ген спорта. То есть предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта можно определить уже на первом месяце жизни. Сегодня мы можем это выяснить всего за несколько дней. У ребенка берется соскоб с внутренней стороны щеки, отправляем биоматериал в московскую генную лабораторию и получаем протоколыанализов. Здесь мы их расшифровываем и даем рекомендации. На чем это основано? Мышечная ткань в организме бывает трех типов – белая, красная и промежуточная. Белые мышцы предрасположены к силовой работе, то есть тренировать их на выносливость бессмысленно. Это все равно что на легковушке пытаться ехать по оврагам. Если преобладают красные мышцы, то такой тип лучше подходит к работе на выносливость. А третий - наполовину из белых и красных. Здесь нужна смешанная аэробная нагрузка, например, многоборье. Этим открытием давно пользуются в Китае. Каждого ребенка тестируют и заводят генетический паспорт спортсмена и направляют строго по рекомендациям. Это и есть секрет китайских побед.
- То есть успех в спорте зависит только от генов?
- Мы протестировали на ген спорта ведущих борцов. Все спортсмены делятся на гениальных, одаренных и мало приспособленных для конкретного вида спорта. И у нас есть спортсмен с так называемой «генной сетью», когда все гены, связанные со спортом, направлены на одно качество, важное для этого вида спорта. Отмечу, что специфика подготовки меняется вместе с правилами. Если в борьбе раньше период длился 5 минут, то упор делался на выносливость. Теперь же вся схватка идет 6 минут, и на первый план выходит силовая взрывная подготовка. Что касается гена спорта, то мы начали тестировать детей. К нам обратились родители ребенка, чтобы выбрать подходящий вид спорта. В итоге по 4 генам мы выявили, что вместо художественной гимнастики лучше отдать ребенка в спортивную гимнастику. В одном научном исследовании ученые выяснили, что зависимость от спорта тоже заложена на генном уровне. Если есть предрасположенность к зависимости, то человек может легко стать алкоголиком. Но если вместо алкоголя привить любовь к спорту, то человек может стать чемпионом и будет получать только удовольствие от спорта.
Вот так выглядят идеальные тела для разных видов спорта - бодибилдинг, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика и аэробика
Лев Хандажапов, «Номер один».