Цены под контролем
Регулирует ли государство цены на продовольствие?
Как известно по экономической теории, цены делятся на рыночные (свободные) и регулируемые. Первые — это цены, свободные от прямого ценового вмешательства властных структур. Уже 25 лет в России действует именно такой, рыночный механизм формирования цен, основанный на законе спроса и предложения.
Однако, несмотря на это, государственное регулирование цен на продукты питания всё же существует.
Татьяна Эрдынеева, начальник организационно-аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия:

«Согласно Закону о торговле (№ 381-ФЗ), государство имеет право сдерживать цены только на продукты, включённые в определённый список социально-значимых товаров. Министерство экономического развития России инициирует введение предельной торговой надбавки, если в каком-либо из субъектов РФ наблюдается устойчивый рост цен более чем на 30%. Сдерживание цен в этом случае возможно лишь на срок не более 90 дней. Вместе с тем, эксперты считают данный механизм государственного регулирования нецелесообразным, так как он препятствует развитию конкуренции и способен значительно демотивировать участников рынка. С момента принятия Закона о торговле в 2009 году данную санкцию в России ещё не применяли».
Постоянным мониторингом розничных цен в республике занимается Министерство промышленности и торговли Бурятии. С августа 2014 года во всех районах в различных торговых точках контролируются минимальные и максимальные цены по 40 видам продукции. Мониторинг проводится еженедельно.
Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли Республики Бурятия: «ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ»

«Рост цен сейчас никому не выгоден — ни рознице, ни оптовикам, ни крупным торговым сетям. Рынок у нас в регионе весьма конкурентный и резкий переток покупателей от одной торговой сети к другой никому не нужен. С марта текущего года в Бурятии отмечается даже некоторое снижение цен на группы товаров, которые максимально подорожали в ноябре-декабре 2014 года. Это обусловлено рядом причин: изначально цена на тот или иной продукт была завышена из-за скачка курса доллара, а нередко просто спекулятивно; снижается покупательская способность населения — падает спрос, а за ним и цена. А задача сетей — расшириться, обеспечить постоянный платежеспособный спрос, увеличить ассортимент товаров и услуг, в том числе за счет снижения цен»

По словам Алексея Оловянникова, главное внимание при осуществлении мониторинга уделяется даже не ценовым показателям, а наличию товаров, отсутствию их дефицита. При росте цен большим искушением для оптовиков и ритейлеров становится корыстное желание придержать товар на складах и базах, чтобы после продать его подороже.
Алексей Оловянников: «Помните тот случай, когда прошел слух о повышении цены на сахар и люди пришли в магазины ночью и буквально смели все с полок. Но, надо отдать должное нашим торговым сетям, утром товар снова появился на полках, и нам удалось избежать ажиотажного спроса. Самое главное, что ассортимент товара есть».
В связи с продуктовым эмбарго были опасения, что с прилавков исчезнет ряд товаров. Но этого не произошло. На сегодняшний день в Бурятии все продовольствие есть в наличии, товары одних стран-производителей замещены другими поставщиками.
Алексей Оловянников: «Мы планировали заключить с торговыми сетями соглашения о сдерживании цен на продукты питания из списка социально значимых. Но УФАС России предостерег нас о недопустимости заключения подобных соглашений, ведь у нас нет законных полномочий регулировать торговую надбавку. И сейчас в регионах, где подобные соглашения были подписаны, антимонопольная служба предлагает их отменить потому, что они влияют на конкуренцию»
На предмет обоснованности повышения цен Министерство промышленности и торговли Бурятии совместно с УФАС и прокуратурой неоднократно проводили проверки торговых сетей, но нарушений в ценообразовании не выявили. Во всех точках величина розничной торговой надбавки соответствовала росту цен в оптовом звене.
О стабилизации ситуации с ценами в республике говорит и снижение числа звонков на «горячую линию» Министерства промышленности и торговли. За последнюю неделю туда не поступило ни одного сообщения о резком и необоснованном повышении цены на тот или иной продукт.

Бурятское УФАС контролирует оптовиков
Мониторинг оптово-отпускных цен введён в республике с августа прошлого года. По закону, антимонопольному контролю подлежат хозяйствующие субъекты, чья доля на рынке составляет более 35 процентов. В Бурятии таких крупных игроков нет, поэтому еженедельный мониторинг цен проводится в отношении наиболее крупных оптовиков по 13 продуктам питания, кроме того контролируется розничная торговля рыбой.
Рост оптовых цен более чем на 5% за неделю требует документального обоснования. Осенью прошлого года по поводу цен на свинину проводилась проверка свинокомплекса «Восточно-Сибирский», где были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако выяснилось, что предприятие вправе устанавливать экономически обоснованные цены на свою продукцию, так как не занимает на рынке доминирующее положение.

Есть ли монополисты в Бурятии?
Монополистом принято считать предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке. Согласно Закону о регулировании торговой деятельности в России установлен порог доминирования в 25%, он касается хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственных товаров путём организации торговых сетей. В случае превышения 25-процентного порога, торговая сеть не имеет права расширять свои площади для розничной реализации. В Бурятии такую долю имеет только торговая группа «Абсолют» в границах Селенгинского района, далее развиваться на рынке этого муниципального образования она не имеет права. Что касается Улан-Удэ, монополистов в столице пока нет, так что потенциал для развития здесь ещё имеется.
Однако, несмотря на это, государственное регулирование цен на продукты питания всё же существует.
Татьяна Эрдынеева, начальник организационно-аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия:
«Согласно Закону о торговле (№ 381-ФЗ), государство имеет право сдерживать цены только на продукты, включённые в определённый список социально-значимых товаров. Министерство экономического развития России инициирует введение предельной торговой надбавки, если в каком-либо из субъектов РФ наблюдается устойчивый рост цен более чем на 30%. Сдерживание цен в этом случае возможно лишь на срок не более 90 дней. Вместе с тем, эксперты считают данный механизм государственного регулирования нецелесообразным, так как он препятствует развитию конкуренции и способен значительно демотивировать участников рынка. С момента принятия Закона о торговле в 2009 году данную санкцию в России ещё не применяли».
Постоянным мониторингом розничных цен в республике занимается Министерство промышленности и торговли Бурятии. С августа 2014 года во всех районах в различных торговых точках контролируются минимальные и максимальные цены по 40 видам продукции. Мониторинг проводится еженедельно.
Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли Республики Бурятия: «ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ»

«Рост цен сейчас никому не выгоден — ни рознице, ни оптовикам, ни крупным торговым сетям. Рынок у нас в регионе весьма конкурентный и резкий переток покупателей от одной торговой сети к другой никому не нужен. С марта текущего года в Бурятии отмечается даже некоторое снижение цен на группы товаров, которые максимально подорожали в ноябре-декабре 2014 года. Это обусловлено рядом причин: изначально цена на тот или иной продукт была завышена из-за скачка курса доллара, а нередко просто спекулятивно; снижается покупательская способность населения — падает спрос, а за ним и цена. А задача сетей — расшириться, обеспечить постоянный платежеспособный спрос, увеличить ассортимент товаров и услуг, в том числе за счет снижения цен»

По словам Алексея Оловянникова, главное внимание при осуществлении мониторинга уделяется даже не ценовым показателям, а наличию товаров, отсутствию их дефицита. При росте цен большим искушением для оптовиков и ритейлеров становится корыстное желание придержать товар на складах и базах, чтобы после продать его подороже.
Алексей Оловянников: «Помните тот случай, когда прошел слух о повышении цены на сахар и люди пришли в магазины ночью и буквально смели все с полок. Но, надо отдать должное нашим торговым сетям, утром товар снова появился на полках, и нам удалось избежать ажиотажного спроса. Самое главное, что ассортимент товара есть».
В связи с продуктовым эмбарго были опасения, что с прилавков исчезнет ряд товаров. Но этого не произошло. На сегодняшний день в Бурятии все продовольствие есть в наличии, товары одних стран-производителей замещены другими поставщиками.
Алексей Оловянников: «Мы планировали заключить с торговыми сетями соглашения о сдерживании цен на продукты питания из списка социально значимых. Но УФАС России предостерег нас о недопустимости заключения подобных соглашений, ведь у нас нет законных полномочий регулировать торговую надбавку. И сейчас в регионах, где подобные соглашения были подписаны, антимонопольная служба предлагает их отменить потому, что они влияют на конкуренцию»
На предмет обоснованности повышения цен Министерство промышленности и торговли Бурятии совместно с УФАС и прокуратурой неоднократно проводили проверки торговых сетей, но нарушений в ценообразовании не выявили. Во всех точках величина розничной торговой надбавки соответствовала росту цен в оптовом звене.
О стабилизации ситуации с ценами в республике говорит и снижение числа звонков на «горячую линию» Министерства промышленности и торговли. За последнюю неделю туда не поступило ни одного сообщения о резком и необоснованном повышении цены на тот или иной продукт.

Бурятское УФАС контролирует оптовиков
Мониторинг оптово-отпускных цен введён в республике с августа прошлого года. По закону, антимонопольному контролю подлежат хозяйствующие субъекты, чья доля на рынке составляет более 35 процентов. В Бурятии таких крупных игроков нет, поэтому еженедельный мониторинг цен проводится в отношении наиболее крупных оптовиков по 13 продуктам питания, кроме того контролируется розничная торговля рыбой.
Рост оптовых цен более чем на 5% за неделю требует документального обоснования. Осенью прошлого года по поводу цен на свинину проводилась проверка свинокомплекса «Восточно-Сибирский», где были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако выяснилось, что предприятие вправе устанавливать экономически обоснованные цены на свою продукцию, так как не занимает на рынке доминирующее положение.

Есть ли монополисты в Бурятии?
Монополистом принято считать предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке. Согласно Закону о регулировании торговой деятельности в России установлен порог доминирования в 25%, он касается хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственных товаров путём организации торговых сетей. В случае превышения 25-процентного порога, торговая сеть не имеет права расширять свои площади для розничной реализации. В Бурятии такую долю имеет только торговая группа «Абсолют» в границах Селенгинского района, далее развиваться на рынке этого муниципального образования она не имеет права. Что касается Улан-Удэ, монополистов в столице пока нет, так что потенциал для развития здесь ещё имеется.
Теги
Открытая Бурятия