Жители Монголии рассказали, как относятся к Бурятии
Недавно безвизовый режим с Монголией отпраздновал годовщину

В Бурятию за конфетами
Стартовал безвизовый режим, как мы знаем, осенью 2014 года. Открывшаяся граница как раз совпала с обвалом рубля, что сделало ранее недоступные из-за дороговизны российские товары относительно дешевыми.
Монголов в Бурятию привлекает многое: цены, качество товаров, природа, достопримечательности, Байкал, в конце концов, чистый воздух.
- Когда начал действовать безвизовый режим, много монголов стало прибывать в Россию, в Улан-Удэ, на Байкал. После того как курс изменился, Бурятия стала еще привлекательней, ведь все товары стали дешевле, - рассказывает житель Монголии Боржгон Мунхбаяр Анорсайхан.
Анорсайхан долгое время учился в Москве. И сегодня он часто бывает в Бурятии. По его мнению, введение безвизового режима сильно отразилось на продуктовом рынке Монголии.
- Когда еще нужны были визы, в Монголии было мало российской еды. После введения безвизового режима у нас появилось очень много продуктов из России, - уверяет он. - Большой популярностью у монголов в России пользуются конфеты. Многие покупают здесь мед.
Долгое время для монголов самыми доступными товарами, как и для нас, были китайские. Сегодня расстановка сил поменялась. Дешевле, чем у китайцев мы, конечно, предложить не можем. Зато за нами – российское качество. По крайней мере, так считают многие монголы.
«Хотим такого, как Путин»
Помимо внезапной дешевизны, жители Монголии всегда тянулись к нашей природе и ее главному достоянию – Байкалу.
- Я проезжал мимо Байкала, но на самом озере не был, - признается Анорсайхан. - В этом году обязательно съезжу отдохнуть. Монголы раньше всегда ездили отдыхать на озеро Хубсугул. Теперь у них есть возможность отдыхать на Байкале.
Причем, зимой желающих здесь побывать ничуть не меньше. Главная причина этого – воздух. Зимой почти все время над Улан-Батором висит смог. И монголы часто отправляют к нам своих детей или приезжают в Бурятию сами, чтобы подышать свежим воздухом.
- У нас много машин, нет деревьев, половина жителей живет в юртах и топится углями. И наши 76 депутатов ничего не делают. Им дают деньги, чтобы они решили этот вопрос. Они на эти деньги решают свои вопросы, - говорит Анорсайхан.
Если говорить о политике, то в Монголии, как нам рассказали, сильно уважают нашего президента.
- В Монголии очень любят Путина. Есть даже такая шутка: «Заберите наших 76 парламентариев и дайте одного такого лидера, как Путин», - рассказала нам вице-президент Международной ассоциации культурного туризма Янжима Базарова.
Что же касается погоды, то у нас она примерно такая же, как в Улан-Баторе. Так что суровой Сибирью монголов не удивишь.
- Летом я в Бурятии не был, поэтому сравнивать не могу. Но зимой погода примерно одинаковая. Например, вчера в Улан-Баторе было минус 33, - уверяет Анорсайхан.
Что касается гастрономических и кулинарных пристрастий, то здесь нам удивить соседей нечем. Тут мы сильно проигрываем и Китаю, и Корее, где кухня гораздо необычнее и экзотичнее для монголов.
«Ничего не боимся»
Однако для некоторых путешественников из Монголии посещение Бурятии закончилось не очень хорошо. Уровень преступности у нас по-прежнему немаленький. Хотя монголов и это не пугает.
- Я слышал, что недавно одна пара из Монголии пострадала в Бурятии. Но нас это не останавливает. Мы же ничего не боимся, - смеется Анорсайхан.
По его словам, в Монголии тоже высокий уровень преступности. Но с рядом отличий. Например, там совершается много краж и других мелких нарушений закона. Но что касается убийств, тяжких преступлений – их на порядок меньше.
Дороги Бурятии не вызывают у наших гостей особых эмоций – ни плохих, ни хороших. Но по транспортной системе Улан-Удэ у них бывают замечания.
- Дороги в Бурятии хорошие. Но в Улан-Удэ трамвайные пути сливаются с дорогой для автомобилей, и это сильно мешает движению, - говорит Анорсайхан.
Конечно, главным препятствием для монголов на пути к Бурятии была и есть таможня. Сразу после введения безвизового режима с переходом границы были проблемы.
- Когда отменили визы, на границе были очень большие очереди. Особенно с монгольской стороны. Я знаю, что они там порой стояли по несколько суток. Однажды, когда мы приглашали детей, им пришлось ночевать на границе, - рассказывает Октябрина Дашинимаева, менеджер Международной ассоциации культурного туризма.
Сейчас ситуация нормализовалась. Жалоб стало на порядок меньше, а время прохождения сильно сократилось. Хотя с российской стороны досмотр, как и прежде, проводится гораздо тщательней, чем с монгольской.
- С монгольской стороны пройти границу гораздо проще, чем с российской. Например, я бы легко мог пронести даже бомбу. Но, к счастью, ее у меня нет, - с улыбкой поделился с нами Монко, один из детей, посетивших Бурятию в новогодние каникулы.
Как дома
В целом же отношение к Бурятии у монголов разное. В зависимости от возраста соседи считают нашу республику либо родственной землей, либо просто частью России.
- Сейчас, честно говоря, молодежь вообще не знает, что Бурятия – это часть нашей монгольской культуры. Они думают, что это просто Россия, - рассказывает Анорсайхан.
Хотя в Бурятии монголам находиться гораздо комфортнее, чем в регионах, например, западной части России.
- Когда я жил в Москве, там были в основном европейские лица. И ко мне часто относились, мягко говоря, не очень хорошо из-за моей азиатской внешности. А здесь, в Бурятии, на эти различия внимания не обращают. И если я здесь буду жить – мне будет так же комфортно, как дома, - уверен Анорсайхан.
Конечно, каждый житель Монголии видит Бурятию и Улан-Удэ по-своему. Но общее впечатление, несмотря ни на что, хорошее. Родственная связь двух территорий, общая культура, история, похожий климат – все это объединяет нас в единое Байкало-Монгольское пространство.
Правда, экономическое сотрудничество пока еще у нас развито не слишком хорошо. Впрочем, это может быть делом времени.
Владимир Пашинюк, «Номер один»
Фото: pixabay.com