Василий Лобсанов: "В Бурятии всегда будут футбольные таланты"
Тренер Василий Лобсанов – о проблемах и перспективах «дворового спорта»
Текст: Газета
Последний год в футбольном мире прошел под знаком Китая – звезды самых именитых ведущих клубов готовы уехать в Поднебесную ради многомиллионных заработков. Как оказалось, среди них не только бразильцы Оскар и Халк, аргентинец Тевес, но и бурятские тренеры.
Зачем учить китайский, как воспитать своего Месси и зачем нужен футбол современным детям, «Номер один» рассказал директор футбольной школы №6 Улан-Удэ Василий Лобсанов.
Цель государственной важности
В 2017 году назревает новая спортивная тенденция. Если вы играете в футбол, это значит, что вы наверняка мечтаете работать в Китае. Пока еще есть те, кто могут в ответ ехидно переспросить: «Разве там есть футбол?» Однако все насмешки перебивают те миллионы, которые готовы платить китайцы иностранным игрокам и тренерам. Сегодня в соседней с Бурятией стране работает наставник чемпионов мира Марчелло Липпи, играют звездные бразильцы Оскар и Халк, а аргентинец Тевес стал самым высокооплачиваемым футболистом. Как так получилось? Ответ один – Си Цзиньпин.
Председатель компартии Китая в 2013 году сказал, что у него есть три спортивные цели: чтобы Китай вышел на чемпионат мира, потом провел домашний чемпионат и выиграл кубок мира. Реформа стартовала радикально – с полного прекращения государственного финансирования местной федерации футбола. Си Цзиньпин и его помощники пошли другим путем – запустили агрессивную программу развития детского футбола. В первую очередь Китай будет опираться на обычные общеобразовательные школы. 20 тысяч учебных заведений получат новые футбольные поля и тренировочные площадки уже в 2017 году. По планам правительства, это подарит стране сразу 100 тысяч более или менее серьезных игроков, потом их будут просматривать скауты и тренеры академий. К 2025 году в этой программе смогут участвовать 50 тысяч школ.
Чтобы тренировать этих детей, в Китай созывают тренеров со всего мира. Среди них оказались и наши земляки. Тункинец Сергей Манзаров и селенгинец Андрей Найданов выехали во Внутреннюю Монголию (автономный район на севере Китайской Народной Республики), чтобы поделиться с зарубежными коллегами своим опытом. Их профессионализм оценили и снова пригласили на работу по контракту на один год.
– Нас определили на работу в общеобразовательную школу Хайлара, где неплохо развит большой футбол, – рассказывают тренеры. – В первенстве Внутренней Монголии в ее столице Хух-Хото хайларская команда заняла второе место. На первенстве Китая среди школьников, которое прошло в городе Сиань, так называемом «сердце Китая», среди 22 команд были восьмыми. Кстати, в Сиане на 10 футбольных полях работают специалисты из Испании и Португалии. Затем меня назначили главным тренером школьной команды в городе Ордос. Мы еще консультировали тренировки девушек – и они в Эрляне стали вторыми.
После большого футбола тренеров переключили на мини-футбол.
– Пока мы занимались со школьной командой, в Хулунбуире быстро построили два поля для игры «пять на пять» и «семь на семь», – делятся тренеры. – Теперь возле школы четыре поля. Мы будем работать именно на «мини». Там интересно, потому что проводится много футбольных матчей. Китайцы любят соревноваться, тем самым поддерживают интерес к спорту. Мы уже предложили открыть при спортшколе Академию футбола.
Миллионы долларов на детей
Как обстоят дела в детском футболе Бурятии и чему мы можем поучиться у китайцев, мы спросили у директора спортивной школы №6 Василия Лобсанова. В 2003 году Василий Николаевич окончил Высшую школу тренеров и получил лицензию «С». Отметим, следующая категория «В» дает право тренировать профессиональную команду Второй лиги, «А» – Первой лиги, а чтобы стать у руля клуба Премьер-лиги, нужно иметь статус Pro.
– Все перенимают советскую систему, которая была лучшей. Китай это давно понял. К примеру, в школе тренеров мы ездили во Францию, в Сент-Этьен, который играл тогда во второй лиге Франции. Мы жили прямо при школе-интернате, и нам показали всю изнанку профессионального клуба. У каждого клуба есть своя детская школа, которая готовит кадры не только для себя, но и «на продажу». Например, в Сент-Этьене школу содержит банк, который выделяет на содержание ежегодно 1,5 миллиона долларов. Спрашиваю, а как вы возмещаете убытки? Они отвечают, что недавно продали двух игроков в Англию и Бельгию за 2,5 миллиона. То есть это давно не благотворительность, а коммерческий проект, – рассказывает директор футбольной школы Улан-Удэ.
За долгие работы Василий Николаевич побывал во многих городах и странах, однако больше всего его поразила испанская система.
– Я спрашивал у испанцев, какая у них самая низкая температура. Это плюс 16, то есть они круглогодично занимаются. И у них видно, что глаза у детей горят, они четко хотят стать профессиональными футболистами и зарабатывать много денег. По сравнению с нашими детьми они опережают в футбольном развитии на два-три года. Они неуступчивые, горят желанием победы. А мы приехали, как будто еще дети. Менталитет еще другой, – отмечает тренер.
По словам Василия Николаевича, главная проблема современного бурятского футбола – отсутствие базы.
– В Бурятии всегда были, есть и будут таланты. Это Сергей Иванов, Костя Кобунов, Соболев, которых приглашали в сборную СССР по юношам. Сегодня наш главный талант – это Владимир Гранат. Раньше было больше звездочек, потому что в те времена заниматься особо было нечем, и в футбол играли в каждом дворе – именно дворы давали подпитку. Ребята просто ставили два камня и играли. Сейчас же детей стало меньше, изменились условия жизни. Еще сегодняшним ребятам обязательно нужен комфорт, хорошее поле, чтобы было, где переодеться и помыться, – сетует тренер.
Сегодня в главной футбольной секции города занимаются 608 детей, которых готовят 16 тренеров. Все занятия для детишек бесплатные, однако катастрофически не хватает спортивных площадок.
Догнать и перегнать Иркутск
Самым известным бурятским футболистом считается Владимир Гранат, который «доигрался» до сборной России и Лиги чемпионов. Интересно, что своим его и считают наши соседи-иркутяне, где он начал профессиональную карьеру.
– В последние годы только Лешка Рябованов играл в Чите, потом ездил в Монголию. Еще был Евгений Пономарев, а теперь никого, кроме Граната. А в Иркутске и Ещенко, и Зобнин, и Кудряшов. Да там просто другое отношение к футболу. Там у школы статус олимпийского резерва, обеспечиваются все выезды, все соревнования. У них есть свои стадионы, свои спортзалы. Плюс у них чемпионат области очень сильный – кроме Иркутска, свои команды есть в Братске, Ангарске, отсюда конкуренция и рост мастерства, – поясняет разницу Василий Лобсанов.
Чтобы догнать соседей, Бурятии нужна своя профессиональная команда.
– Должна быть пирамида. Без команды мастеров не будет перспективы. В 90-е все дети мечтали попасть в «Селенгу», все юноши стремились попасть в команду мастеров. Тогда в ней играли все наши воспитанники, плюс один-два приезжих. Интересно, что большую часть готовил машзавод – большое спасибо нужно сказать Гаврилову, – вспоминает Василий Николаевич.
Единственное, в чем наши приблизились к иркутянам, это в детском футболе.
– Дело в том, что без поддержки на одном таланте далеко не уедешь. Вот возьмем 90-е. Тогда детские команды «Селенги» выходили в финал «Кожаного мяча» и полуфинала чемпионата России. «Селенга-Мотом» дошла до ¼ финала Кубка России. Ребят 1983 года рождения тренировал Гончик Барбаев. «Селенга-84» тоже имела своего спонсора – «Ювенал», тренер Леонид Иванов. И только сейчас у нас тоже появился такой партнер – «Росбанк». Они нашей школе подарили 40 мячей, – отмечает тренер.
Определенные надежды директор школы связывает с молодыми кадрами.
– У нас 16 тренеров, средний возраст где-то за 55 лет. Но сейчас у нас четверо молодых ребят – Кирилл и Андрей Белобородовы, Сергей Лоскутников, Тайшихин. Есть еще желающие, но мест нет. Молодежь понимает, что в футболе можно заработать. Никакого энтузиазма, чисто прагматичный подход, – говорит Лобсанов.
Интересно, что сам Василий Николаевич стал тренером из-за сына Алексея, одного из лидеров студенческой сборной республики, вошедшего в историю региона как первый чемпион иностранного государства. Свою медаль Алексей получил в Монголии.
– Тренировать сына я начал вынужденно – кому доверишь ребенка с слабым здоровьем? Я всю жизнь работал учителем физкультуры, и только из-за него начал тренировать в «Импульсе». Ему всегда доставалось больше всех – и в игре, и в тренировках. У меня ребята шесть лет не знали, что Лешка мой сын, – вспоминает тренер.
Сам Василий Николаевич свое детство провел в дворовых играх.
– Я вырос на «Саянах». В 70-е годы целыми днями пропадал во дворе – играли в футбол, лапту, 12 палочек, банки. Тогда было очень много команд, у каждого завода была своя команда – не только детская, но и юношеская, и взрослая. Был клубный зачет, без детей старшую команду не допускали. Государство было заинтересовано, чтобы люди спортом занимались, дети были заняты. Я думаю, мы к этому все равно придем, – надеется Василий Лобсанов.
Лев Хандажапов, «Номер один»
Фото: из личного архива В. Лобсанова
Зачем учить китайский, как воспитать своего Месси и зачем нужен футбол современным детям, «Номер один» рассказал директор футбольной школы №6 Улан-Удэ Василий Лобсанов.
Цель государственной важности
В 2017 году назревает новая спортивная тенденция. Если вы играете в футбол, это значит, что вы наверняка мечтаете работать в Китае. Пока еще есть те, кто могут в ответ ехидно переспросить: «Разве там есть футбол?» Однако все насмешки перебивают те миллионы, которые готовы платить китайцы иностранным игрокам и тренерам. Сегодня в соседней с Бурятией стране работает наставник чемпионов мира Марчелло Липпи, играют звездные бразильцы Оскар и Халк, а аргентинец Тевес стал самым высокооплачиваемым футболистом. Как так получилось? Ответ один – Си Цзиньпин.
Председатель компартии Китая в 2013 году сказал, что у него есть три спортивные цели: чтобы Китай вышел на чемпионат мира, потом провел домашний чемпионат и выиграл кубок мира. Реформа стартовала радикально – с полного прекращения государственного финансирования местной федерации футбола. Си Цзиньпин и его помощники пошли другим путем – запустили агрессивную программу развития детского футбола. В первую очередь Китай будет опираться на обычные общеобразовательные школы. 20 тысяч учебных заведений получат новые футбольные поля и тренировочные площадки уже в 2017 году. По планам правительства, это подарит стране сразу 100 тысяч более или менее серьезных игроков, потом их будут просматривать скауты и тренеры академий. К 2025 году в этой программе смогут участвовать 50 тысяч школ.
Чтобы тренировать этих детей, в Китай созывают тренеров со всего мира. Среди них оказались и наши земляки. Тункинец Сергей Манзаров и селенгинец Андрей Найданов выехали во Внутреннюю Монголию (автономный район на севере Китайской Народной Республики), чтобы поделиться с зарубежными коллегами своим опытом. Их профессионализм оценили и снова пригласили на работу по контракту на один год.
– Нас определили на работу в общеобразовательную школу Хайлара, где неплохо развит большой футбол, – рассказывают тренеры. – В первенстве Внутренней Монголии в ее столице Хух-Хото хайларская команда заняла второе место. На первенстве Китая среди школьников, которое прошло в городе Сиань, так называемом «сердце Китая», среди 22 команд были восьмыми. Кстати, в Сиане на 10 футбольных полях работают специалисты из Испании и Португалии. Затем меня назначили главным тренером школьной команды в городе Ордос. Мы еще консультировали тренировки девушек – и они в Эрляне стали вторыми.
После большого футбола тренеров переключили на мини-футбол.
– Пока мы занимались со школьной командой, в Хулунбуире быстро построили два поля для игры «пять на пять» и «семь на семь», – делятся тренеры. – Теперь возле школы четыре поля. Мы будем работать именно на «мини». Там интересно, потому что проводится много футбольных матчей. Китайцы любят соревноваться, тем самым поддерживают интерес к спорту. Мы уже предложили открыть при спортшколе Академию футбола.
Миллионы долларов на детей
Как обстоят дела в детском футболе Бурятии и чему мы можем поучиться у китайцев, мы спросили у директора спортивной школы №6 Василия Лобсанова. В 2003 году Василий Николаевич окончил Высшую школу тренеров и получил лицензию «С». Отметим, следующая категория «В» дает право тренировать профессиональную команду Второй лиги, «А» – Первой лиги, а чтобы стать у руля клуба Премьер-лиги, нужно иметь статус Pro.
– Все перенимают советскую систему, которая была лучшей. Китай это давно понял. К примеру, в школе тренеров мы ездили во Францию, в Сент-Этьен, который играл тогда во второй лиге Франции. Мы жили прямо при школе-интернате, и нам показали всю изнанку профессионального клуба. У каждого клуба есть своя детская школа, которая готовит кадры не только для себя, но и «на продажу». Например, в Сент-Этьене школу содержит банк, который выделяет на содержание ежегодно 1,5 миллиона долларов. Спрашиваю, а как вы возмещаете убытки? Они отвечают, что недавно продали двух игроков в Англию и Бельгию за 2,5 миллиона. То есть это давно не благотворительность, а коммерческий проект, – рассказывает директор футбольной школы Улан-Удэ.
За долгие работы Василий Николаевич побывал во многих городах и странах, однако больше всего его поразила испанская система.
– Я спрашивал у испанцев, какая у них самая низкая температура. Это плюс 16, то есть они круглогодично занимаются. И у них видно, что глаза у детей горят, они четко хотят стать профессиональными футболистами и зарабатывать много денег. По сравнению с нашими детьми они опережают в футбольном развитии на два-три года. Они неуступчивые, горят желанием победы. А мы приехали, как будто еще дети. Менталитет еще другой, – отмечает тренер.
По словам Василия Николаевича, главная проблема современного бурятского футбола – отсутствие базы.
– В Бурятии всегда были, есть и будут таланты. Это Сергей Иванов, Костя Кобунов, Соболев, которых приглашали в сборную СССР по юношам. Сегодня наш главный талант – это Владимир Гранат. Раньше было больше звездочек, потому что в те времена заниматься особо было нечем, и в футбол играли в каждом дворе – именно дворы давали подпитку. Ребята просто ставили два камня и играли. Сейчас же детей стало меньше, изменились условия жизни. Еще сегодняшним ребятам обязательно нужен комфорт, хорошее поле, чтобы было, где переодеться и помыться, – сетует тренер.
Сегодня в главной футбольной секции города занимаются 608 детей, которых готовят 16 тренеров. Все занятия для детишек бесплатные, однако катастрофически не хватает спортивных площадок.
Догнать и перегнать Иркутск
Самым известным бурятским футболистом считается Владимир Гранат, который «доигрался» до сборной России и Лиги чемпионов. Интересно, что своим его и считают наши соседи-иркутяне, где он начал профессиональную карьеру.
– В последние годы только Лешка Рябованов играл в Чите, потом ездил в Монголию. Еще был Евгений Пономарев, а теперь никого, кроме Граната. А в Иркутске и Ещенко, и Зобнин, и Кудряшов. Да там просто другое отношение к футболу. Там у школы статус олимпийского резерва, обеспечиваются все выезды, все соревнования. У них есть свои стадионы, свои спортзалы. Плюс у них чемпионат области очень сильный – кроме Иркутска, свои команды есть в Братске, Ангарске, отсюда конкуренция и рост мастерства, – поясняет разницу Василий Лобсанов.
Чтобы догнать соседей, Бурятии нужна своя профессиональная команда.
– Должна быть пирамида. Без команды мастеров не будет перспективы. В 90-е все дети мечтали попасть в «Селенгу», все юноши стремились попасть в команду мастеров. Тогда в ней играли все наши воспитанники, плюс один-два приезжих. Интересно, что большую часть готовил машзавод – большое спасибо нужно сказать Гаврилову, – вспоминает Василий Николаевич.
Единственное, в чем наши приблизились к иркутянам, это в детском футболе.
– Дело в том, что без поддержки на одном таланте далеко не уедешь. Вот возьмем 90-е. Тогда детские команды «Селенги» выходили в финал «Кожаного мяча» и полуфинала чемпионата России. «Селенга-Мотом» дошла до ¼ финала Кубка России. Ребят 1983 года рождения тренировал Гончик Барбаев. «Селенга-84» тоже имела своего спонсора – «Ювенал», тренер Леонид Иванов. И только сейчас у нас тоже появился такой партнер – «Росбанк». Они нашей школе подарили 40 мячей, – отмечает тренер.
Определенные надежды директор школы связывает с молодыми кадрами.
– У нас 16 тренеров, средний возраст где-то за 55 лет. Но сейчас у нас четверо молодых ребят – Кирилл и Андрей Белобородовы, Сергей Лоскутников, Тайшихин. Есть еще желающие, но мест нет. Молодежь понимает, что в футболе можно заработать. Никакого энтузиазма, чисто прагматичный подход, – говорит Лобсанов.
Интересно, что сам Василий Николаевич стал тренером из-за сына Алексея, одного из лидеров студенческой сборной республики, вошедшего в историю региона как первый чемпион иностранного государства. Свою медаль Алексей получил в Монголии.
– Тренировать сына я начал вынужденно – кому доверишь ребенка с слабым здоровьем? Я всю жизнь работал учителем физкультуры, и только из-за него начал тренировать в «Импульсе». Ему всегда доставалось больше всех – и в игре, и в тренировках. У меня ребята шесть лет не знали, что Лешка мой сын, – вспоминает тренер.
Сам Василий Николаевич свое детство провел в дворовых играх.
– Я вырос на «Саянах». В 70-е годы целыми днями пропадал во дворе – играли в футбол, лапту, 12 палочек, банки. Тогда было очень много команд, у каждого завода была своя команда – не только детская, но и юношеская, и взрослая. Был клубный зачет, без детей старшую команду не допускали. Государство было заинтересовано, чтобы люди спортом занимались, дети были заняты. Я думаю, мы к этому все равно придем, – надеется Василий Лобсанов.
Лев Хандажапов, «Номер один»
Фото: из личного архива В. Лобсанова
Теги
Спорт