Как бурятский ученый стал личным переводчиком Далай-ламы XIII
115 лет назад Гомбожап Цыбиков открыл Тибет миру
Текст: Лев Хандажапов
Гомбожаб Цыбиков является одним из выдающихся ученых-востоковедов, буддологов, этнографов и государственных деятелей конца XIX – первой трети XX века. Цыбиков – первый русский путешественник, посетивший Лхасу. Он опубликовал первые уникальные фотографий Лхасы. Главный его труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» принес ему мировую известность.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в 1873 году в местности Урдо-Ага Читинского уезда Забайкальской области в семье кочевника из кубдутского рода Цэбека Монтуева. Его отец владел монгольским и тибетским языками, пользовался большим уважением земляков и неоднократно избирался на общественные должности. Начальное образование Гомбожаб получил в Агинском приходском училище, где преподавателем мальчика был известный просветитель того времени Буда Рабданов. В Томском университете Цыбиков выбирает медицинский факультет – один из лучших центров медицинского образования России того времени. В то время в Томске был проездом известный врач Петр Бадмаев, который убедил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Молодой человек согласился и уехал в Ургу, чтобы изучать восточные языки и готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. В 1895 г. Цыбиков поступил на китайско-маньчжурское отделение Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. В 1899 г. он с золотой медалью и дипломом первой степени закончил университет.
В это время в ходе геополитического соперничества с Западом Российская империя вышла к рубежам Тибета. Николай Пржевальский организовал серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» – британских агентов и исследователей, Академия наук и Министерство иностранных дел России обратили внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет.
В результате Гомбожаб Цыбиков под видом паломника-буддиста совершил экспедицию в Тибет, длившуюся почти два с половиной года (1899–1902). Большую часть времени он находился в Лхасе и окрестных монастырях, где сумел собрать множество сведений о стране.
Из книги Г. Цыбикова:
Особо значимым является тот факт, что Цыбиков застал Тибет в «первозданном виде» до прихода в страну англичан. Он посетил важнейшие монастырские центры, сделал около 200 уникальных фотоснимков и удостоился аудиенции Далай-ламы XIII. Отметим, фотографирование и ведение дневника производились Цыбиковым в обстановке строжайшей секретности.
После возвращения из Тибета Гомбожаб Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Лам-Рим Чэн-По» (Ступени к пути блаженству) тибетского ученого Цзон-хавы (Цонкапы). В 1905 г. в столице Монголии Далай-лама встречался с российскими политиками и учеными по поводу аннексии Тибета англичанами. Гомбожаб Цыбиков участвовал в этих переговорах в качестве переводчика.
В 1906 г. Г. Ц. Цыбиков был приглашен на кафедру монгольской словесности Восточного института, которую возглавлял до октября 1917 г. В этот период он выпустил «Пособие для изучения тибетского языка», где собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Данный учебник выдержал три переиздания и оставался долгое время единственным отечественным учебником разговорного тибетского языка.
В годы гражданской войны Гомбожаб Цыбиков возвратился в Бурятию, принял участие в установлении Советской власти в регионе. В 1923 г. он переехал в Верхнеудинск, где продолжил работу в области народного образования. Он выпустил «Грамматику бурят-монгольского языка», первый букварь для детей на бурятском языке, учебник «Начатки географии и краеведения» и методическое пособие к нему. С 1928 г. Г. Ц. Цыбиков работал профессором педагогического факультета Иркутского государственного университета. В 1930 г. он уехал в Агинскую степь, чтобы увидеть родные просторы, но вскоре заболел и скончался.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в 1873 году в местности Урдо-Ага Читинского уезда Забайкальской области в семье кочевника из кубдутского рода Цэбека Монтуева. Его отец владел монгольским и тибетским языками, пользовался большим уважением земляков и неоднократно избирался на общественные должности. Начальное образование Гомбожаб получил в Агинском приходском училище, где преподавателем мальчика был известный просветитель того времени Буда Рабданов. В Томском университете Цыбиков выбирает медицинский факультет – один из лучших центров медицинского образования России того времени. В то время в Томске был проездом известный врач Петр Бадмаев, который убедил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Молодой человек согласился и уехал в Ургу, чтобы изучать восточные языки и готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. В 1895 г. Цыбиков поступил на китайско-маньчжурское отделение Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. В 1899 г. он с золотой медалью и дипломом первой степени закончил университет.
В это время в ходе геополитического соперничества с Западом Российская империя вышла к рубежам Тибета. Николай Пржевальский организовал серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» – британских агентов и исследователей, Академия наук и Министерство иностранных дел России обратили внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет.
В результате Гомбожаб Цыбиков под видом паломника-буддиста совершил экспедицию в Тибет, длившуюся почти два с половиной года (1899–1902). Большую часть времени он находился в Лхасе и окрестных монастырях, где сумел собрать множество сведений о стране.
Из книги Г. Цыбикова:
25 ноября 1899 г. Одевшись бурятским ламой-паломником, к святым для ламаитов местам я выехал из Урги на четырех наемных верблюдах с партией алашанских монголов, приехавших сюда для продажи риса и проса.27 апреля (1902 г. - Прим. авт.) я выехал на монгольских почтовых на родину и 2-го мая переступил в Кяхте границу Отечества.
Особо значимым является тот факт, что Цыбиков застал Тибет в «первозданном виде» до прихода в страну англичан. Он посетил важнейшие монастырские центры, сделал около 200 уникальных фотоснимков и удостоился аудиенции Далай-ламы XIII. Отметим, фотографирование и ведение дневника производились Цыбиковым в обстановке строжайшей секретности.
После возвращения из Тибета Гомбожаб Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Лам-Рим Чэн-По» (Ступени к пути блаженству) тибетского ученого Цзон-хавы (Цонкапы). В 1905 г. в столице Монголии Далай-лама встречался с российскими политиками и учеными по поводу аннексии Тибета англичанами. Гомбожаб Цыбиков участвовал в этих переговорах в качестве переводчика.
В 1906 г. Г. Ц. Цыбиков был приглашен на кафедру монгольской словесности Восточного института, которую возглавлял до октября 1917 г. В этот период он выпустил «Пособие для изучения тибетского языка», где собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Данный учебник выдержал три переиздания и оставался долгое время единственным отечественным учебником разговорного тибетского языка.
В годы гражданской войны Гомбожаб Цыбиков возвратился в Бурятию, принял участие в установлении Советской власти в регионе. В 1923 г. он переехал в Верхнеудинск, где продолжил работу в области народного образования. Он выпустил «Грамматику бурят-монгольского языка», первый букварь для детей на бурятском языке, учебник «Начатки географии и краеведения» и методическое пособие к нему. С 1928 г. Г. Ц. Цыбиков работал профессором педагогического факультета Иркутского государственного университета. В 1930 г. он уехал в Агинскую степь, чтобы увидеть родные просторы, но вскоре заболел и скончался.
Теги
90 лет назад