18.08.2018 в 10:31

Поход общественников-3: тоннели Кругобайкалки

Новый переход бурятских медиадеятелей прошел с 8 по 12 августа
A- A+
Поход общественников-3: тоннели Кругобайкалки
На этот раз прошли вдоль Кругобайкальской железной дороги – известного в Сибири памятника архитектуры и инженерной мысли. Из семи собиравшихся пошло трое: общественница-блогер Елена Цветкова, журналист Василий Тараруев, и жительница Слюдянки Екатерина. Маршрут предполагал пройти свыше 80 км вдоль железнодорожного полотна.

Немного о Кругобайкальской железной дороге. Так называют одноколейную железнодорожную ветку между поселками Слюдянка и Байкал в Иркутской области. Некогда ключевой участок Транссибирской магистрали, в наше время он стал тупиковой веткой. Но КБЖД привлекает множество туристов своими инженерными объектами – путь пролегает сквозь береговые скалы, в которых прорублено множество тоннелей, от камнепадов строили подпорные стены. Сооружения выполнены из тесаного камня в стиле старинной итальянской архитектуры, придающей особую эстетику. На строительстве трудилось около 600 инженеров из Италии, а на каждый километр дороги было истрачено около вагона взрывчатки. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннелям, мостам и подпорным стенкам КБДЖ уже более ста лет: строительные работы начались в 1902 году.



День первый

Прибыв утром 9 августа в Слюдянку, на такси добрались до Култука. Оттуда пешком по железной дороге двинулись на Ангасолку. Там предполагалось сесть на «мотаню» - пригородный поезд, обслуживающий поселки КБЖД. Помимо «мотани», здесь ходит туристический поезд, а также «поезд-ретро», который тянет паровоз-«лебедянка» (серия «Л»).

Переход занял 10 км, по пути прошли три коротких неработающих тоннеля. Когда-то КБЖД была двухколейной дорогой, но после вывода из эксплуатации второй путь разобрали. О нем напоминают лишь заброшенные мосты и тоннели, да виднеющиеся под травой шпалы.



Дожидаясь «мотаню», посетили местный центр Николая Рериха, посмотрели мост царской постройки. Потом, уже в поезде примечали на дороге интересные объекты, чтоб потом внимательно осмотреть. Через три часа добрались в порт Байкал – конечную станцию КБЖД и стартовую точку нашего маршрута.

На окраине поселка встали на ночлег, расставив палатки за лодочными сараями.

Кругобайкалка входит в Прибайкальский национальный парк, разжигать костры запрещено, готовим на газовых горелках.

День второй

Вышли в 9.00, снова идем по шпалам. Слева – крутой берег и гладь Байкала, справа – отвесные скалы. Миновали лечебный ключ, его вода содержит серебро. На скалах наблюдали писаницы художника Андрея Семенова. Изредка попадаются туристы – одиночные и небольшие группки, к берегу пристают катера, высаживающие тургруппы иностранцев.

На каждом шагу – защитные стены у скал, водостоки, мостики. Старинные сооружения сложены из камня, местами укреплены современным бетоном. Большинство мостиков демонтировано полностью, либо остались лишь ажурные фермы, непригодные даже для пешего перехода. Попадаются и разрушенные здания электростанций.



Но главная достопримечательность – тоннели. Они здесь везде, длиной от пары десятков до нескольких сотен метров. В длинных тоннелях кромешная тьма, заставляющая спешить к отсвету впереди. В стенах местами имеются ниши – чтобы спрятаться от поезда. Пару раз пришлось использовать по назначению. В особо длинных тоннелях есть боковые выходы прямо к Байкалу, они служат для стока дождевых вод. Входы оформлены красивыми портиками в старинном стиле. У длинных тоннелей там указаны годы постройки, например: «1902-1904». Типового проекта нет, но своды имеют либо сферический, либо конический профиль. Тоннели в основном рассчитаны на два пути, но нередки и узкие, на одну колею. Тоннели в основном рабочие, хотя попадаются неиспользуемые. Пути к ним зарастают лесом. 

КБЖД давно не эксплуатируется в полной мере, но не заброшена. За состоянием следят обходчики, проезжающие на дрезинах, то и дело меняют неисправные шпалы на новые. Здесь часты оползни, разрушающие пути, поэтому за их состоянием тщательно следят.

Марш по шпалам не выматывает, как переходы в горах, но ноги начинают сильно уставать, а от щебенки в ступнях ощущается сильный дискомфорт. На ночлег остановились у станции Уланово, прошли под 25 км.

День третий

Выйдя из Уланово, натыкаемся на небольшое здание из тесаного камня, с огромной трубой, как у котельной. Назначение непонятное, то ли будка обходчика, то ли путевая контора. Далее на пути встречаем группу сооружений: большой мост, за ним длинная подпорная стена, затем – подпорная стена с нишами-портиками – т.н. «итальянская стенка», и очередной тоннель. «Итальянская стенка» названа так не случайно – ее проектировал итальянский инженер Феррари. Это известная достопримечательность.

Далее, миновав еще один тоннель, добрались до новой достопримечательности – скального обнажения «Белая выемка». Этот срез образовался при строительстве КБЖД, он содержит множество уникальных минералов и считается памятником природы. Через несколько километров – Байкальская нейтринная обсерватория. Она обслуживает глубоководный нейтринный телескоп Института ядерных исследований РАН, предназначенный для регистрации потоков мюонов и нейтрино.



На привале у безымянного ключа обедаем, сушим вещи. Раздается гудок паровоза, и, забыв про усталость, хватаем камеры, резво взмывая вверх по крутому склону с непролазной травой. Успеваем фотографировать ретропоезд, идущий в порт Байкал.

Позже преодолеваем тоннель №12 или Половинный, самый длинный на КБЖД (778 метров) и самый прямой. Сразу за ним – станция Половинная. Там можно купить картины, декоративные магниты, старинные монеты, изделия из камня. Местная 
достопримечательность – паровоз серии Е, поставленный как памятник. Другая достопримечательность: самый короткий на КБЖД тоннель №13 или «тоннель желаний». Нужно загадать желание и на одном дыхании пробежать тоннель, тогда оно сбудется. 

К вечеру добираемся на станцию Маритуй и располагаемся на ночлег у бывшего здания сельсовета. Это памятник дореволюционной архитектуры, на нем установлена мемориальная доска в честь героя Советского Союза, летчика-бомбардировщика Владимира Кочнева, погибшего в 1944 году.

День четвертый

Миновав несколько тоннелей, выходим на Киркирей. Здесь 13 сентября 1904 года торжественно прошла стыковка Великого Сибирского пути, и министр путей сообщений Михаил Хилков торжественно вбил костыль в шпалу. Здесь же – тоннель №18 «Киркирей-3», построенный в 1904 году русскими инженерами Перцовым и Скобовским и итальянцем Пагани. Спустя десять лет тоннель закрыли из-за оползней. Вместо него в 1911 году пришлось прорубать тоннель №18-бис. Для отвода ручья Киркирей над тоннелем сооружен бетонный акведук. Здесь же экспонируется кусок рельсошпальной решетки, выпущенной в 1936 году.

Далее снова тоннели. К ним уже в советские времена пристроили бетонные навесы от камнепада. Утилитарная советская архитектура заметно контрастирует со старинной эстетикой. Отдадим должное, советские строители установили бетонные опоры аккуратно, не повредив «итальянские стенки».



В местности Шабартуй привал. Там два моста и полуразрушенное здание электростанции. Снова проезжает паровоз, но через сто метров останавливается. Оказалось, камнепад разрушил шпалы. Ремонт займет несколько часов. Мы продолжаем марш по шпалам через тоннели. В ЦДС ВСЖД удачно сели на туристический катер, направлявшийся в Култук. Спешили домой, и оставшийся участок пути был уже не очень интересен – его частично прошли. Сфотографировали сооружения КБЖД и ретропоезд уже с Байкала. Потом был порт Култука, откуда нас отвезли в Слюдянку. Путешествие завершилось. Мы получили много хороших впечатлений, полюбовались памятниками русского инженерного зодчества и прикоснулись к истории становления Сибири. 

Василий Тараруев, для "Номер один"
Фото автора
Теги
Общество

Читайте также

Ипотека в Бурятии стала не по зубам
Вместо покупки жилья люди стали класть деньги в банки под проценты
26.04.2024 в 06:00
В Художественном музее открылась выставка «Нефритового дедушки»
Самобытный мастер лично представил публике свои произведения малой пластики
25.04.2024 в 22:18
Владелец «Байкалкурорта» лично ответил на вопросы протестующих жителей Аршана
Люди боятся, что их земли уйдут под коммерческую застройку
25.04.2024 в 19:07
В Улан-Удэ арестован вор, наводивший ужас на городских велосипедистов
Злоумышленник орудовал почти год, его добычей стали как минимум 17 велосипедов
25.04.2024 в 17:40
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.