18.08.2018
Поход общественников-3: тоннели Кругобайкалки
Новый переход бурятских медиадеятелей прошел с 8 по 12 августа

На этот раз прошли вдоль Кругобайкальской железной дороги – известного в Сибири памятника архитектуры и инженерной мысли. Из семи собиравшихся пошло трое: общественница-блогер Елена Цветкова, журналист Василий Тараруев, и жительница Слюдянки Екатерина. Маршрут предполагал пройти свыше 80 км вдоль железнодорожного полотна.

Немного о Кругобайкальской железной дороге. Так называют одноколейную железнодорожную ветку между поселками Слюдянка и Байкал в Иркутской области. Некогда ключевой участок Транссибирской магистрали, в наше время он стал тупиковой веткой. Но КБЖД привлекает множество туристов своими инженерными объектами – путь пролегает сквозь береговые скалы, в которых прорублено множество тоннелей, от камнепадов строили подпорные стены. Сооружения выполнены из тесаного камня в стиле старинной итальянской архитектуры, придающей особую эстетику. На строительстве трудилось около 600 инженеров из Италии, а на каждый километр дороги было истрачено около вагона взрывчатки. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннелям, мостам и подпорным стенкам КБДЖ уже более ста лет: строительные работы начались в 1902 году.



День первый

Прибыв утром 9 августа в Слюдянку, на такси добрались до Култука. Оттуда пешком по железной дороге двинулись на Ангасолку. Там предполагалось сесть на «мотаню» - пригородный поезд, обслуживающий поселки КБЖД. Помимо «мотани», здесь ходит туристический поезд, а также «поезд-ретро», который тянет паровоз-«лебедянка» (серия «Л»).

Переход занял 10 км, по пути прошли три коротких неработающих тоннеля. Когда-то КБЖД была двухколейной дорогой, но после вывода из эксплуатации второй путь разобрали. О нем напоминают лишь заброшенные мосты и тоннели, да виднеющиеся под травой шпалы.



Дожидаясь «мотаню», посетили местный центр Николая Рериха, посмотрели мост царской постройки. Потом, уже в поезде примечали на дороге интересные объекты, чтоб потом внимательно осмотреть. Через три часа добрались в порт Байкал – конечную станцию КБЖД и стартовую точку нашего маршрута.

На окраине поселка встали на ночлег, расставив палатки за лодочными сараями.

Кругобайкалка входит в Прибайкальский национальный парк, разжигать костры запрещено, готовим на газовых горелках.

День второй

Вышли в 9.00, снова идем по шпалам. Слева – крутой берег и гладь Байкала, справа – отвесные скалы. Миновали лечебный ключ, его вода содержит серебро. На скалах наблюдали писаницы художника Андрея Семенова. Изредка попадаются туристы – одиночные и небольшие группки, к берегу пристают катера, высаживающие тургруппы иностранцев.

На каждом шагу – защитные стены у скал, водостоки, мостики. Старинные сооружения сложены из камня, местами укреплены современным бетоном. Большинство мостиков демонтировано полностью, либо остались лишь ажурные фермы, непригодные даже для пешего перехода. Попадаются и разрушенные здания электростанций.