23.09.2018
Соединить несоединимое
Почему нужно заниматься творчеством?

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с творчеством. Для кого-то это возможность реализоваться, кто-то мечтает создать что-то новое и интересное. Одним творчество необходимо как воздух, другим кажется, что оно от них очень далеко. Кто бы мы ни были - художники или инженеры, учителя или рабочие на заводе – все мы в той или иной мере творческие люди. Почему? Расскажет психолог Игорь Бадиев.

Воображать, чтобы выжить

- Игорь Валерьевич, расскажите, что такое творчество, в чем его сила и зачем оно нужно человеку?

- Когда говорят о творчестве, то имеют в виду творческую деятельность, которая предполагает создание чего-то нового. Это способность человека создавать новые продукты, то, чего раньше не было. Человеческая способность по созданию новых образцов и образов появилась эволюционно. В этом плане творческая деятельность возможна за счет такого психического познавательного процесса как воображение - моделирование окружающей действительности при недостатке информации.

Воображение очень тесно связано с мышлением, но если мышление работает по логическому закону достаточных оснований (мы не можем сделать вывод тогда, когда у нас не хватает данных), то воображение позволяет делать эти выводы – додумывать, дорисовывать.

В этой связи можно сказать, что каждый человек – это творческая личность, способная к созданию каких-то новых продуктов и образов, ведь воображение есть у всех. Так же, как у всех людей есть мышление, память, восприятие, ощущение, внимание. Весь вопрос в том, какое это воображение - репродуктивное или творческое.

При репродуктивном воображении человек при недостатке информации дополняет несуществующую часть образа теми образцами, которые уже существуют. При творческом же создаются новые способы, модели и методы для тех же самых целей – чтобы более полно описать окружающую нас действительность.

Чем более творческое у человека воображение, тем гибче он может реагировать на те или иные изменения. Эта эволюционная функция воображения заключается именно в этом – воображение такой приспособительный механизм, который позволяет человеку выжить в быстро меняющемся мире, когда существует острый дефицит или быстрая смена информации.

Но в эволюционном плане рассматривать творчество достаточно скучно, потому что все-таки для человека творчество – это не приспособление. Для нас это нечто большее, нежели банальная приспособительная функция. Творчество для современного человека – это возможность самореализации.

Творческим может быть любой человек

- Как работает наша психика по созданию новых образов?

- Достаточно просто – она не создает чего-то принципиально нового, чего нет в принципе. Она преобразовывает уже существующие образы через ряд механизмов. Например, через механизм агглютинации – совмещения несовместимых объектов. Возьмем Карлсона. Это образ творческой мысли писателя, но по сути – это человек, совмещенный с вентилятором. И многие другие образы - это результат совмещения частей, функций, образов. Например, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Сотовый телефон, космические корабли, поезда – это тоже новые объекты, появившиеся на свет через ряд совмещений и преобразований.

Воображение и творчество дает человеку возможность самореализации. Хорошо развитые творческие способности и воображение позволяют человеку удовлетворить достаточно большой пласт социальных потребностей – в уважении, в самоуважении, в самоактуализации. И в обществе ценятся креативные люди, которые способны подойти к решению задач нестандартным способом, найти в старом порядке вещей что-то новое. Это все - творчество. 

В этом плане неправильно считать, что творческие люди – это представители так называемых творческих профессий: художники, писатели, актеры, фотографы. Те, кто, укутавшись пледом, томно смотрят сквозь стекло на дождь. Это большое заблуждение.  

Творческим человеком может быть любой человек, который что-то делает. Любую задачу мы можем разрешать либо репродуктивным способом (имеющимися шаблонами, известными способами, алгоритмами), либо творчески – переиначивая существующие методы, находя в хорошо знакомых образах какие-то новые черты, создавая не просто новые образы, но и решения. Кузнец, программист, математик, инженер и даже дворник может нестандартно подходить к решению тех или иных задач. Если он не создает какой-то материальный или духовный продукт, то он создает какой-то новый способ, даже если он пользуется им только для себя.  

Мечтайте активно

Есть еще одно заблуждение, которое касается творческих людей: якобы, у них хорошо развито правое полушарие мозга. Бытует мнение, что, дескать, правое полушарие отвечает за творчество, а левое - за логику. Нет ничего подобного. Творческая деятельность, как и любая другая деятельность,– это всегда совместная, хорошо слаженная работа не просто двух полушарий мозга, а всего организма человека в целом, включая его органы чувств, руки, ноги, мышцы и много другое.

Поэтому утверждать, что, развив правое полушарие можно стать творческим человеком, конечно, нельзя. Чтобы развивать кретивность, необходимо в первую очередь решать те или иные задачи, возникающие перед вами, не шаблонными способами, а другими методами. Пусть они будут хуже известных или менее удачными. Но используя их мы сможем развить определенную деятельность, способы ее выполнения.  

Что касается создания каких-то новых образцов, творчество можно разделять по степени активности и пассивности. Понятно, что интуитивно мы достаточно хорошо можем отличить фантазера, который лежит на диване и мечтает о том, как у него вырастут крылья, и он полетит, от человека, который не просто мечтает летать, а сконструировал для этого крылья, парашют или самолет. Без активного элемента в творчестве хоть репродуктивное, хоть творческое воображение будет, что называется, пустым и бесплодным. 

Творческий потенциал детей безграничен

Воображение очень активно развивается в детстве. Деятельность детей неимоверно творческая, потому что у них еще нет образцов, очень мало шаблонов в поведении. Для них чуть ли не каждая деятельность является новой. Находя новый способ решения какой-то задачи, будь то в игре, учебе или, например, в спорте, деятельность ребенка становится инновационной.

- Сегодня основная масса родителей нацелена на развитие творческих способностей своих детей. Что дает это развитие?

- Да, сейчас очень популярно направление по развитию творчества у детей. Но вот что парадоксально – слишком уж шаблонно у нас развивают это самое творчество. Хотя в ребенке заложен чуть ли не безграничный потенциал для творчества. Для него любой кусочек деревяшки – это материал, из которого он может сотворить все, что угодно. И просто необходимо, чтобы у ребенка была эта возможность творить все, что ему вообразится. 

Ребенка отдают, например, в школу искусств для того, чтобы развить его способности. Это очень хорошо и правильно. Но когда это делается через силу, то развития творчества не происходит. Потому что все-таки в первую очередь и в художественной, и в музыкальной, и в учебной деятельности методика обучения направлена на то, чтобы сначала освоить технику. А техника – это определенный образец, ребенок на этом этапе не создает что-то новое. Он осваивает старое, а это слабо связано с развитием воображения. 

- Как лучше построить обучение, чтобы не убить творческий порыв?

- Необходим определенный баланс, нужно дать ребенку возможность проявить свою творческую активность в различных видах деятельности. Благо сейчас представление о системе обучения меняется, оно становится более свободным, более неформальным и творческим. Не везде, не всегда, но тем не менее. В педагогике и дидактике приходит понимание того, что воображение и творчество развивается не путем дисциплины и муштры, а путем свободы и возможности самовыразиться и создать что-то новое.

В ребенке нельзя убивать творчество. Если он рисует то, чего нет, пусть рисует. Он воображает, значит, учится творчески мыслить и креативно подходить к решению всевозможных задач.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^