24.10.2018
Победить формализм и беречь законодательство
В парламенте Бурятии «государственники» встретились с прессой

Персональный состав Народного Хурала VI созыва обновился в сравнении с V созывом больше, чем на половину. Много новичков и в комитете Хурала по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госслужбы.

Стартовал новый политический сезон. Все возвратились к делам, высказывают свои взгляды и предложения по разным вопросам.

Свежие идеи в Хурале

Депутат Дмитрий Швецов выразил мнение, что муниципальная власть не должна состоять из двух уровней – поселений и районов.

Заявление прозвучало на первой встрече комитета с республиканскими СМИ. Депутат Швецов, напомним, избран от Кабанского района.

«Двухуровневая система местной власти себя изжила. В сфере органов местного самоуправления должен быть или уровень района, или уровень поселения. На сегодня по закону полномочия на уровне муниципального района и поселения практически идентичны по многим позициям.

Изначально, когда в 2005 г. реформа МСУ пошла, из более тридцати полномочий, переданных муниципалитетам, финансово было подтверждено немного. По разным районам республики, не более пяти. Сегодня система распределения доходов, которые идут с мест, никого не удовлетворяет», - сказал депутат.

В итоге перераспределений налогов, основная часть муниципальных полномочий стала «перетекать», делегироваться от поселений, к районам Бурятии. Последние одновременно занимались оптимизацией.

Депутат Швецов рассказал, что двухуровневая муниципальная власть тормозит развитие на местах и ее надо реформировать. И даже предположил, что, если сложится консолидированное мнение, то Хурал мог бы выступить с подобной инициативой в адрес федеральных властей.

Его коллеги выдвинули и другие идеи. Например, прозвучала мысль повысить эффективность отношений между муниципалитетами и республиканскими министерствами.

Когда муниципалитеты (или рядовые граждане) обращаются в региональные ведомства по проблеме, в ответ порой приходит «пустой» ответ.

«Получаешь так называемые отписки, в которых нигде не прописано, что дальше нужно сделать для решения проблемы… В Бурятии нужно будет предусмотреть в регламентах министерств, агентств - если ими дается «отказной» ответ (о существовании препятствий для решения какого-то вопроса), то ими должно быть прописано, что нужно сделать для устранения препятствий. Будем это, однозначно, отрабатывать», - заявили депутаты прессе.

Это очень важное намерение.

Комитет-трудяга

Комитет курирует большой «пласт» работы – начиная от Конституции Республики Бурятия и заканчивая местным самоуправлением.

«В состав комитета сегодня входят восемь депутатов, из них четверо вновь избранных, они ранее не были депутатами Народного Хурала», - отметил прессе Виктор Малышенко, председатель комитета.

Недавно еще один депутат выразил желание влиться в состав и скоро здесь станет девять членов. Есть представители всех парламентских партий, кроме «справедливоросов».

В минувшем созыве депутат Малышенко, традиционно входящий во фракцию КПРФ, занимал в данном комитете пост зампреда, но на сей раз избран его руководителем.

Заместителем стала депутат Лариса Крутиян, известная своей долгой работой в топ-менеджменте одного из ведущих промпредприятий Бурятии.

«Два предыдущих созыва, десять лет, я работала в составе данного комитета. Ежегодно нашим комитетом прорабатывались и вносились на сессии более тридцати процентов всех законопроектов и постановлений, которые принимал Народный Хурал, в целом. Деятельность комитета важна», - сообщила она и напомнила, что в республиканском парламенте шесть комитетов.

Сама Крутиян - юрист по образованию и имеет диплом Томского госуниверситета. Даже тема дипломной работы была у нее посвящена законотворческой деятельности Гос. Думы России.

Среди «ветеранов», которые вошли в комитет, Матвей Гершевич. Тоже профессиональный юрист.

Он заявил, что предстоит закончить начатые вопросы в сфере госустройства, идет работа по местному самоуправлению, где много вопросов, которые требуют, в т. ч. законодательных решений. «Есть план работы. Мы уже познакомились друг с другом и, думаю, нашли общий язык, готовы дружно работать», - заверил он.

Среди депутатов-«государственников» есть и другие юристы.

Муниципальные проблемы

Будучи по своему профилю связанным с жизнью муниципалитетов, комитет в курсе их дел.

Так, в Бурятии планируется наделить муниципалов полномочиями по обеспечению сирот жильем. Обещают передать их вместе с финансированием, разработан законопроект. Но не все так просто!

«Строим для сирот дома, заселяем их, а через некоторое время получается, что процентов 70 этого жилья не занято. Мы сирот, получивших жилье, загоняем туда силком. И это жилье практически неподконтрольно муниципалитетам.

Но даже, если оно перейдет на уровень муниципалитетов, оно по-прежнему будет пустовать… Поэтому при рассмотрении законопроекта на нашем комитете, внесли предложение, чтобы муниципалитеты имели возможность использовать пустующее жилье, как маневренный фонд. В муниципалитетах есть очереди», - поведал одну из проблем Дмитрий Швецов.

Огромное число муниципалитетов, особенно сельских, истощены, обескровлены, деморализованы и раздавлены. Когда региональным законом им делегируют отдельные республиканские полномочия, на местах в отчаянии хватаются за головы...

На этом низовом уровне власти есть мечта. Не о наращивании своей «властительности», своих полномочий. Наоборот, почти все мечтают при первой возможности «сбросить» с себя хоть часть их.

Поселения стараются передать полномочия районам. Районы - республике. «Как переломить положение?», - спросил «Номер один»

«Есть специалисты в области местного самоуправления и они говорят, что пока деньги не будут оставаться на местах (проценты разные называются), полноценного развития муниципалитетов происходить не будет. Проблема существует во многом из-за того, что на свои полномочия у муниципальной власти не хватает денежных средств. Это вопрос федерального уровня, нужны изменения в Налоговом кодексе», - ответил Виктор Малышенко.

Хурал – это не принтер правительства

В комитете Хурала по госустройству отвергли расхожее мнение, что бурятский парламент не имеет собственного мнения, идет на поводу у администрации главы Бурятии и просто «проштамповывает» законопроекты, которые присылает республиканское правительство.

«В некоторых вопросах согласие достигается очень тяжело», - сообщила депутат Крутиян.

«Депутаты избраны народом. И мы представляем интересы людей. Восприятие вносимых законопроектов со стороны исполнительной власти и со стороны законодательной – разное.

Поэтому работаем совместно. Есть механизм взаимодействия. А категорично говорить, что Хурал не имеет своего голоса – это неправильно. Сам институт депутатов создан, чтобы мы представляли интересы населения, наших земляков», - твердо поддержал коллегу депутат Николай Дашеев.

Новые возможности

Работа на республиканском уровне открывает больше возможностей.

«Я два созыва был депутатом улан-удэнского горсовета и столкнулся с тем, что очень много вопросов невозможно решить на уровне муниципалитета. Надеюсь сделать все возможное для того, чтобы наладить взаимоотношения между муниципальными и государственными органами власти. Чтобы возникающие вопросы решались быстрее», - сказал член комитета депутат Михаил Степанов.

Наличие в комитете тех, кто пришел с муниципального уровня, придаст новый толчок работе.

Тот же Дмитрий Швецов в Кабанском районе прошел путь от учителя истории в местной средней школе до главы райцентра и первого заместителя руководителя администрации района. Курировал практически все вопросы по бюджетной сфере, ЧС и др. В Хурал прошел по одномандатному округу.

«Есть ряд законодательных инициатив, которые хотелось бы провести за это пятилетие. В разных сферах. От образования, здравоохранения, культуры до лесных отношений», - заявил СМИ депутат Швецов.

Обновленный комитет намерен работать вдумчиво и ответственно. Законы - не место где рубят шашкой направо-налево.

«Необходимо не только к Конституции бережно относиться, а, вообще, к законодательству. Когда у нас законодательство раз в квартал меняется, это не очень хорошо. А иногда и диаметрально противоположные изменения - только мы привыкаем к одному, все поменялось. Поэтому надо очень осторожно относиться к изменениям, вообще, в законодательстве, не говоря уже о Конституции», - отметил в завершение глава комитета Виктор Малышенко.

Фото: «Номер один»
^