05.02.2019
Бурятия получит 650 млн. рублей на Великий чайный путь
Деньги пойдут на создание инфраструктуры туристического кластера

Бурятия получит 650 млн. рублей на создание инфраструктуры туристического кластера «На Великом чайном пути»: в 2019 году будет выделено – 200 млн. рублей, в 2020 году – 150 млн. рублей, в 2021 году – 300 млн. рублей.

В федеральном бюджете в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы предусмотрены средства на предоставление субсидий субъектам федерации на создание комплексов инфраструктуры туркластеров. На 2019-2021 годы дальневосточным регионам будет выделено почти 3,7 млрд. рублей. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, сообщает минвостокразвития.

«За счет такой поддержки государства в 24 кластерах должны появиться новые, комфортные гостиницы, кемпинги, кафе, прокат транспорта, то есть нормальная, полноценная туристическая инфраструктура», – сказал на прошедшем совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев. Он отметил, что «региональным властям нужно отремонтировать существующие объекты, привести в порядок коммуникации, обеспечить по возможности транспортную доступность к местам, которые интересны туристам, – словом, привести кластеры в нормальный, цивилизованный вид, чтобы у наших и иностранных граждан было желание приезжать и отдыхать».

Напомним, инвестиционный проект по созданию туристического кластера «На Великом Чайном пути» одобрен для включения в проект программы на 2019-2025 годы по итогам конкурсного отбора. Реализация проекта предполагает создание инфраструктуры туризма по пути следования маршрута «Чайный путь» и включает в себя пять муниципальных образований. Новый кластер объединяет в себе участки кластера, расположенные в Кяхтинском районе (МАПП «Кяхта»), Селенгинском районе (озеро «Щучье»), Тарбагатайском районе («Байкал Старовер»), Кабанском районе (гора «Мамай») и в Улан-Удэ. Общая стоимость проекта - 9,2 млрд. рублей, в том числе 6,5 млрд. рублей это внебюджетные инвестиции, что отвечает критерию привлечения на 1 рубль бюджетных средств – 2,3 рубля внебюджетных инвестиций.

Международный туристический маршрут «Великий чайный путь» разрабатывается туроператорами России, Китая и Монголии с 90-х годов. Бурятия впервые приняла большой турпоезд из КНР летом 2012 года. Тогда же в Улан-Удэ прошел форум «Великий чайный путь», посвященный трансграничному туризму. Его патронировали Совет Федерации, Ростуризм, Ассоциация туроператоров России, Российский союз туриндустрии, межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» В форуме приняли участие около 200 специалистов туриндустрии, инвесторов, девелоперов и представителей разных уровней власти из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии.

Великий чайный путь - наиболее длинный в истории человечества сухопутный торговый маршрут длиной 11 тысяч верст - брал отсчет от Великой Китайской стены, откуда через Монголию и Россию двигались в Европу чайные караваны. Они стали не нужны после постройки Транссиба. Однако бывший путь их следования по территории трех стран сейчас остается интересным с познавательной точки зрения, так как города Великого чайного пути богаты историческими памятниками и музеями. В них хранятся порой уникальные артефакты, свидетельствующие о взаимообогащении европейской и азиатской культур, которые начали активный диалог во многом благодаря чайной торговле.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан-Булаг), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны. Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись.

А старинный купеческий город Кяхта на границе России с Монголией (ныне райцентр Бурятии) был главным пунктом русско-китайской торговли, крупнейшим культурным и экономическим центром Восточной Сибири. В середине 19 века провоз чая по Московскому тракту в Сибири обслуживали около 10 тыс. человек. Тогда же чай стал главным товаром, ввозимым из Китая, составляя 90 проц всего импорта. Его объемы превышали 3 млн. пудов, а ежегодный торговый оборот небольшого провинциального городка превышал 30 млн. царских рублей.

В России чайный путь шел по рекам и речным долинам. В районе озера Байкал действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный - через озеро Байкал и по реке Селенга.



Фото: vsagp.ru и kungur-adm.ru
^