Происшествия 24.07.2016 в 10:30

Ветер перемен

Новая криминальная история от бывшего улан-удэнского опера
A- A+
Ветер перемен
В начале шестидесятых годов министром внутренних дел СССР был назначен Николай Анисимович Щелоков. Он пробыл на этом посту более пятнадцати лет и был освобожден от должности вскоре после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. 

При  Ю.В. Андропове Щелоков  был отправлен в отставку, лишен всех постов и званий. Вскоре, оплеванный и раздавленный, он покончил с собой.  После его смерти официальная пропаганда на протяжении нескольких десятилетий старалась представить его в самом неприглядном свете. Однако ветераны милиции вспоминают период работы Н.А. Щелокова  как время качественного обновления всей правоохранительной системы, когда уровень работы и авторитет  сотрудников милиции были чрезвычайно высоки. Это было время, когда в центральный аппарат МВД пришли интеллектуалы, ученые, профессора, доктора наук. Конечно, им не приходилось гоняться за преступниками. Они готовили базу, основу для перестройки всей практической деятельности милиции.

Именно в это время появился приказ № 200, который начинался со слов: «Главным направлением деятельности милиции  является профилактика…» И далее подробно излагалось, чем конкретно должны заниматься сотрудники.

В это время повысились требования к сотрудникам, ужесточалась их ответственность. Одновременно  улучшались условия труда, техническая оснащенность, повысились оклады, введена плата за звание.

Года через два после назначения на должность Н.А. Щелоков совершил рабочую поездку по Дальнему Востоку и Сибири. За неделю до его приезда в Бурятию сюда прибыли работники инспекции Главного штаба МВД СССР. Они подготовили  хороший аналитический материал для доклада… Когда совещание подходило к концу, Щелоков сказал:

– О наших проблемах мы поговорили. Теперь нужно проехаться по районным отделам милиции и повстречаться с рядовыми сотрудниками.

Начали поездку с Железнодорожного отдела. В числе немногих руководителей я сопровождал министра. Мне приходилось тогда исполнять обязанности начальника Советского отдела милиции.  Собрали работников основных служб отдела. Не помню сейчас всех подробностей, но очень хорошо запомнился момент, когда  Н.А. Щелоков вдруг спросил:

– Товарищ Савостин здесь присутствует? 

Из беспризорников в милицию

От этого вопроса можно было ждать всего. Савостин был одним из самых опытных оперативных работников уголовного розыска. Во время войны он беспризорничал на рынках, вокзалах и в поездах. А затем его судьба круто изменилась. Он пришел работать в милицию, но сохранил старые связи, поэтому располагал самой объемной оперативной информацией о преступниках, притонах, местах сбыта похищенного. Его хорошо знали в преступном мире и относились к нему с должным уважением. Он был асом в своем деле, но была одна страсть, которая сгубила многих. Благодарности чередовались с наказаниями. К сорока годам он дослужился лишь до капитана и занимал небольшую по его заслугам и способностям должность старшего оперуполномоченного. 

Далее дело происходило так.

– Мне доложили, что Вы имеете самые высокие показатели в оперативной работе. Думаю, что хорошая работа должна быть всегда достойно отмечена. Присваиваю Вам звание майора милиции – на одну ступень выше, чем предусмотрено по должности. – И министр тут же вручил ошалевшему от неожиданности Александру Андреевичу майорские погоны…

Сейчас в МВД майоров и подполковников – хоть пруд пруди. Даже бухгалтера стали майорами. Звания потеряли свою моральную  ценность, зато значительно повысили материальную значимость. Полковники встречаются на каждом шагу. Какими полками они командуют? Высокие звания, которые они носят, совсем не означают их высокий статус и  командное положение в служебной иерархии. Присвоение звания майора милиции Савостину, одному из лучших, на мой взгляд, оперативных работников уголовного розыска республики, было признанием его заслуг в борьбе с  преступностью.  К сожалению, Савостин вскоре вышел на пенсию и через несколько лет умер. Теперь уже мало осталось тех, кто его помнит, и  почти не осталось тех, с кем он когда-то работал.

Затем кавалькада машин двинулась к Советскому отделу. Тут тоже не обошлось без сюрпризов. Щелоков прошелся перед строем, вызвал Валерия Чикаша и объявил:

– За высокие показатели в борьбе с преступностью вручаю Вам, товарищ Челкаш, медаль «За боевые заслуги»…

Обсуждая затем этот факт, мы, друзья  Чикаша, шутили:

–  Министр наградил-то  не тебя, а Челкаша.

С теплотой в сердце вспоминаю визит Н.А. Щелокова в Бурятию и думаю о том, насколько повлияло это событие не только на судьбы наших героев, но и в целом на работу всей правоохранительной системы нашего региона. Сотрудники вдруг поняли, что они не последние винтики в механизме. Их работа достойна почета и уважения. 

Герман Языков.
Фото: pixabay.com

Читайте также

В Бурятии разыскивают пропавшего мужчину
Последний раз его видели пьяным на площади Советов в Улан-Удэ три месяца назад
20.04.2024 в 18:15
На пожарах в Бурятии погибли двое мужчин
Горели дома в селах Шибертуй и Сотниково
20.04.2024 в 10:50
В Бурятии потушили крупный лесной пожар
Он возник в труднодоступной местности Закаменского района
20.04.2024 в 10:36
45 жителей Бурятии стали жертвами мошенников за неделю
Они отдали аферистам 12 миллионов рублей
20.04.2024 в 09:22
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.