Общество
23.12.2022 в 11:11
Итоги 2022: события, герои, планы на новогодние праздники
Главными событиями уходящего года для россиян стали СВО, победа над коронавирусом и частичная мобилизация
Текст: Номер один

Уходящий год сложно назвать рядовым, он принес и тревоги, и радости, во многом изменил привычный уклад жизни, но одно можно сказать точно: 2022 год был очень важным годом, причем не только в России, но и в мире. Главным итогом уходящего года для россиян стала специальная военная операция (62%), сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения. ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о ключевых событиях и героях уходящего года.
Только главное
Вариант с ответом СВО лидирует с заметным отрывом. На втором месте — победа над коронавирусом (9%), столько же набрала частичная мобилизация (9%), еще 6% назвали вхождение ДНР и ЛНР в состав России, то есть политическая повестка в этом году стала определяющей. Напомним, главным событием в 2021 году была вакцинация от коронавируса (21%), в 2020 году — появление коронавируса (61%). Текущий год, по-видимому, завершает «историю пандемии».
Вариант «Специальная военная операция» чаще звучит в ответах россиян 35-59 лет (67-69%), жителей обеих столиц (76%) и городов-миллионников (71%), а также граждан с высшим образованием (73%). Молодежь 18-24 лет чаще других отмечала важность победы над коронавирусом (15%).
Есть такая профессия — Родину защищать
Доминирование в общественном мнении темы специальной военной операции оказало влияние и на другие сферы общественной жизни. Отвечая на вопрос о том, какие качества и характеристики отличают героев этого года, россияне называли следующее: участники СВО, военные, добровольцы (10%); отважность, героизм, смелость (9%); патриотизм, верность Родине (7%).
В этом году в обществе актуализировался запрос на «героя — защитника страны». Человек, способный отстаивать интересы государства, становится образцом, примером для подражания. Это подтверждают и следующие результаты: каждый второй россиянин назвал героем 2022 года военнослужащих в горячих точках (54%). За два года показатель вырос в 2,7 раза (2020 г. — 20%).
Второе место занимают врачи — 38% (−17 п.п. к 2020 г.), замыкают тройку сотрудники МЧС, спасающие попавших в чрезвычайные ситуации, — 32%. Герой для наших граждан — тот, кто принимает на себя удар от главных угроз; в пандемию это врачи, сегодня — военные. Еще одна группа, которая за два года чаще стала звучать в ответах, — это волонтеры и соцработники (20% в 2022 г., 15% в 2020 г.), можно предположить, что рост значимости волонтеров также связан с проведением специальной военной операции и частичной мобилизации.
Каналы и артисты. Кого смотрели?
Телевидение остается одним из ведущих источников информации о событиях в стране и мире, оно помогает скрасить досуг, развлекает, учит новому, объединяет всю семью перед экраном. Главным телеканалом 2022 года каждый второй россиянин называет «Первый канал» — 50%. Следом идет телеканал «Россия-1» с показателем 23%, замыкает тройку телеканал «Россия-24» — 4%. НТВ назвали 3% наших сограждан.
По мнению наших сограждан, лучшим певцом 2022 г. является Олег Газманов (14%). В числе лучших оказались также SHAMAN (Ярослав Дронов) (13%), Николай Басков (9%), Филипп Киркоров (8%). По 6% назвали Григория Лепса и Сергея Лазарева, по 4% — Николая Расторгуева (группа «Любэ») и Льва Лещенко.
На музыкальные вкусы россиян влияют возраст и пол, Олега Газманова чаще называли мужчины (17%) и граждане старше 60 лет (18% vs. 1% среди 18-24-летних). А имя SHAMAN (Ярослав Дронов) чаще звучит от женщин (16% vs. 6% среди мужчин) и граждан среднего возраста 35-59 лет (16-17%).
Лучшей отечественной исполнительницей 2022 года россияне назвали Полину Гагарину (14%). Второе место у Аллы Пугачевой (8%), третье у Валерии (7%). В рейтинг вошли также Лариса Долина, Юлия Чичерина (по 5%), София Ротару, Елена Ваенга, Zivert, Пелагея и Земфира (по 4%). Полину Гагарину чаще называли россияне до 45 лет (17-18%), а также женщины (18% vs. 12% мужчин.
Новый год — семейный праздник
Не будет преувеличением сказать, что Новый год — один из самых масштабных праздников, отмечаемых в нашей стране. В этом году большинство россиян планируют встречать Новый год дома — 80%, показатель остается высоким во всех демографических группах. Собираются в гости 6%, еще 3% — на дачу.
На протяжении всего периода измерений с 2003 года традиция празднования дома остается неизменной. У этого праздника есть и другие традиции: новогодние фильмы, салюты, народные гуляния и многое другое. Исследование показало, что три главных составляющих Нового года для россиян — это семья, близкие люди рядом (38%), нарядная елка (23%) и застолье (18%).
Женщины говорят о семье несколько чаще, чем мужчины (41% vs. 35), показатель выше также среди молодых россиян 18-24 лет (43%). Среди других составляющих Нового года наши сограждане называли подарки (11%), общение и встречи с друзьями, близкими, поход в гости (7%), салюты и фейерверки (5%), по 4% указали оливье и выступление президента.
А что под елочкой?
Топ-5 наиболее популярных подарков в этом году составили: конфеты, спиртные напитки, деликатесы (25%), парфюмерия, косметика, бижутерия (19%), сувениры (19%), игрушки (18%) и деньги (15%). С 2005 года лидер рейтинга подарков остается бессменным, чаще всего россияне дарят друг другу именно «вкусные» подарки, женщины делают это чаще мужчин (30% vs. 20%), они же чаще дарят игрушки (22% vs. 14%), парфюмерию и косметику (23% vs. 13%), а мужчины в целом реже выбирают все перечисленные варианты подарков. Это может косвенно указывать на то, что в семьях именно женщины больше вовлечены в процесс выбора подарков близким.
В рейтинге желанных подарков (что хотели бы получить сами россияне) в этом году лидирует внимание близких людей (10%). Второе место занимают деньги (9%, −7 п.п. к 2021 г.), замыкают тройку билеты на концерт, в театр, ужин в ресторане (8%). Среди других вариантов подарков: конфеты, спиртные напитки, деликатесы; парфюмерия, косметика, бижутерия и сувениры (по 7%), автомобиль, бытовые приборы, книги, путевка в турпоездку, подарочный сертификат (по 6%). Признались, что ничего не хотели бы получить в подарок, 14%, среди мужчин и россиян старше 60 лет показатель достигает 19%.
Планы на праздничные выходные
Долгие новогодние выходные позволяют не только отдохнуть дома, но и запланировать культурный или туристический отдых, посетить друзей или родственников в других регионах или даже странах. Уже определились с тем, как проведут предстоящие долгие выходные, 38% россиян, еще 15% думают об этом, но пока не решили окончательно.
Ничего не планируют 21%, каждый пятый; почти столько же указали, что в этом году не будут отдыхать, им предстоит работать (22%). За год процент россиян, кому не удастся отдохнуть на новогодних выходных, заметно вырос — в 2,8 раза (8% в 2021 г.). В этой группе преобладают мужчины (31% vs. 15% среди женщин), россияне 25-34 лет (32%), 45-59 лет (30%), жители Северо-Кавказского федерального округа (34%) и граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (29% vs. 15% среди довольных уровнем дохода).
Большинство россиян намерены провести новогодние выходные в своем населенном пункте (69%), как и годом ранее (2021 г. — 71%). Каждый четвертый планирует поездку в другой город или село России (26%). Основными направлениями отдыха стали столичные регионы: Москва и Московская область (14% от числа планирующих поездку), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11%), по 4% указали Татарстан, Казань и Краснодарский край.
Чаще других планируют выехать за пределы своего населенного пункта в предстоящие праздники молодежь 18-24 лет (36%) и россияне 35-44 лет (34%), граждане с высшим образованием (34%), характеризующие материальное положение как хорошее (36%) и проживающие в Центральном федеральном округе (34%).
Фото:egov-buryatia.ru
Только главное
Вариант с ответом СВО лидирует с заметным отрывом. На втором месте — победа над коронавирусом (9%), столько же набрала частичная мобилизация (9%), еще 6% назвали вхождение ДНР и ЛНР в состав России, то есть политическая повестка в этом году стала определяющей. Напомним, главным событием в 2021 году была вакцинация от коронавируса (21%), в 2020 году — появление коронавируса (61%). Текущий год, по-видимому, завершает «историю пандемии».
Вариант «Специальная военная операция» чаще звучит в ответах россиян 35-59 лет (67-69%), жителей обеих столиц (76%) и городов-миллионников (71%), а также граждан с высшим образованием (73%). Молодежь 18-24 лет чаще других отмечала важность победы над коронавирусом (15%).
Есть такая профессия — Родину защищать
Доминирование в общественном мнении темы специальной военной операции оказало влияние и на другие сферы общественной жизни. Отвечая на вопрос о том, какие качества и характеристики отличают героев этого года, россияне называли следующее: участники СВО, военные, добровольцы (10%); отважность, героизм, смелость (9%); патриотизм, верность Родине (7%).
В этом году в обществе актуализировался запрос на «героя — защитника страны». Человек, способный отстаивать интересы государства, становится образцом, примером для подражания. Это подтверждают и следующие результаты: каждый второй россиянин назвал героем 2022 года военнослужащих в горячих точках (54%). За два года показатель вырос в 2,7 раза (2020 г. — 20%).
Второе место занимают врачи — 38% (−17 п.п. к 2020 г.), замыкают тройку сотрудники МЧС, спасающие попавших в чрезвычайные ситуации, — 32%. Герой для наших граждан — тот, кто принимает на себя удар от главных угроз; в пандемию это врачи, сегодня — военные. Еще одна группа, которая за два года чаще стала звучать в ответах, — это волонтеры и соцработники (20% в 2022 г., 15% в 2020 г.), можно предположить, что рост значимости волонтеров также связан с проведением специальной военной операции и частичной мобилизации.
Каналы и артисты. Кого смотрели?
Телевидение остается одним из ведущих источников информации о событиях в стране и мире, оно помогает скрасить досуг, развлекает, учит новому, объединяет всю семью перед экраном. Главным телеканалом 2022 года каждый второй россиянин называет «Первый канал» — 50%. Следом идет телеканал «Россия-1» с показателем 23%, замыкает тройку телеканал «Россия-24» — 4%. НТВ назвали 3% наших сограждан.
По мнению наших сограждан, лучшим певцом 2022 г. является Олег Газманов (14%). В числе лучших оказались также SHAMAN (Ярослав Дронов) (13%), Николай Басков (9%), Филипп Киркоров (8%). По 6% назвали Григория Лепса и Сергея Лазарева, по 4% — Николая Расторгуева (группа «Любэ») и Льва Лещенко.
На музыкальные вкусы россиян влияют возраст и пол, Олега Газманова чаще называли мужчины (17%) и граждане старше 60 лет (18% vs. 1% среди 18-24-летних). А имя SHAMAN (Ярослав Дронов) чаще звучит от женщин (16% vs. 6% среди мужчин) и граждан среднего возраста 35-59 лет (16-17%).
Лучшей отечественной исполнительницей 2022 года россияне назвали Полину Гагарину (14%). Второе место у Аллы Пугачевой (8%), третье у Валерии (7%). В рейтинг вошли также Лариса Долина, Юлия Чичерина (по 5%), София Ротару, Елена Ваенга, Zivert, Пелагея и Земфира (по 4%). Полину Гагарину чаще называли россияне до 45 лет (17-18%), а также женщины (18% vs. 12% мужчин.
Новый год — семейный праздник
Не будет преувеличением сказать, что Новый год — один из самых масштабных праздников, отмечаемых в нашей стране. В этом году большинство россиян планируют встречать Новый год дома — 80%, показатель остается высоким во всех демографических группах. Собираются в гости 6%, еще 3% — на дачу.
На протяжении всего периода измерений с 2003 года традиция празднования дома остается неизменной. У этого праздника есть и другие традиции: новогодние фильмы, салюты, народные гуляния и многое другое. Исследование показало, что три главных составляющих Нового года для россиян — это семья, близкие люди рядом (38%), нарядная елка (23%) и застолье (18%).
Женщины говорят о семье несколько чаще, чем мужчины (41% vs. 35), показатель выше также среди молодых россиян 18-24 лет (43%). Среди других составляющих Нового года наши сограждане называли подарки (11%), общение и встречи с друзьями, близкими, поход в гости (7%), салюты и фейерверки (5%), по 4% указали оливье и выступление президента.
А что под елочкой?
Топ-5 наиболее популярных подарков в этом году составили: конфеты, спиртные напитки, деликатесы (25%), парфюмерия, косметика, бижутерия (19%), сувениры (19%), игрушки (18%) и деньги (15%). С 2005 года лидер рейтинга подарков остается бессменным, чаще всего россияне дарят друг другу именно «вкусные» подарки, женщины делают это чаще мужчин (30% vs. 20%), они же чаще дарят игрушки (22% vs. 14%), парфюмерию и косметику (23% vs. 13%), а мужчины в целом реже выбирают все перечисленные варианты подарков. Это может косвенно указывать на то, что в семьях именно женщины больше вовлечены в процесс выбора подарков близким.
В рейтинге желанных подарков (что хотели бы получить сами россияне) в этом году лидирует внимание близких людей (10%). Второе место занимают деньги (9%, −7 п.п. к 2021 г.), замыкают тройку билеты на концерт, в театр, ужин в ресторане (8%). Среди других вариантов подарков: конфеты, спиртные напитки, деликатесы; парфюмерия, косметика, бижутерия и сувениры (по 7%), автомобиль, бытовые приборы, книги, путевка в турпоездку, подарочный сертификат (по 6%). Признались, что ничего не хотели бы получить в подарок, 14%, среди мужчин и россиян старше 60 лет показатель достигает 19%.
Планы на праздничные выходные
Долгие новогодние выходные позволяют не только отдохнуть дома, но и запланировать культурный или туристический отдых, посетить друзей или родственников в других регионах или даже странах. Уже определились с тем, как проведут предстоящие долгие выходные, 38% россиян, еще 15% думают об этом, но пока не решили окончательно.
Ничего не планируют 21%, каждый пятый; почти столько же указали, что в этом году не будут отдыхать, им предстоит работать (22%). За год процент россиян, кому не удастся отдохнуть на новогодних выходных, заметно вырос — в 2,8 раза (8% в 2021 г.). В этой группе преобладают мужчины (31% vs. 15% среди женщин), россияне 25-34 лет (32%), 45-59 лет (30%), жители Северо-Кавказского федерального округа (34%) и граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (29% vs. 15% среди довольных уровнем дохода).
Большинство россиян намерены провести новогодние выходные в своем населенном пункте (69%), как и годом ранее (2021 г. — 71%). Каждый четвертый планирует поездку в другой город или село России (26%). Основными направлениями отдыха стали столичные регионы: Москва и Московская область (14% от числа планирующих поездку), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11%), по 4% указали Татарстан, Казань и Краснодарский край.
Чаще других планируют выехать за пределы своего населенного пункта в предстоящие праздники молодежь 18-24 лет (36%) и россияне 35-44 лет (34%), граждане с высшим образованием (34%), характеризующие материальное положение как хорошее (36%) и проживающие в Центральном федеральном округе (34%).
Фото:egov-buryatia.ru