Общество
06.01.2023 в 17:40
Степану Лобозерову - 75 лет
В Бурятии отмечает свой юбилей известный российский писатель и драматург
Текст: Номер один
Министерство культуры Бурятии поздравило сегодня с 75-летием известного российского драматурга Степана Лукича Лобозёрова.
«Человек многогранного дарования и большой созидательной энергии, вы получили блестящее режиссерское образование. Вы - автор многочисленных драматургических произведений, которым был уготован успех на различных сценических площадках России: «Маленький спектакль на лоне природы», «По соседству мы живем», «От субботы к воскресенью», «Коммерсанты», «Семейный портрет с посторонним» и многие другие стали настоящим достоянием театрального искусства. Браво! Я желаю вам крепкого здоровья, благополучия и бодрости духа», - говорит министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Степан Лукич Лобозёров - родился 6 января 1948 года в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятской АССР. Окончил культпросвет училище, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ), высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1983-1984гг.), Литературный институт имени М.Горького (1988-1989 гг.) мастерская Виктора Розова. Член Союза писателей СССР (1986 г.), заслуженный деятель искусств Бурятии. Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1987), премии «Дебют» (1986-1987 гг), журнала «Театральная жизнь» (1987), Всесоюзного конкурса молодых драматургов (1988).
В 90-е годы пьесы Степана Лобозерова одновременно ставились на сценах более 200 российских театров, таких как: Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова и многие другие. В 2004 году по сценарию Степана Лобозерова на большие экраны вышел фильм «Именины» (в главной роли — Игорь Петренко) по мотивам пьесы автора «Семейный портрет глазами постороннего».
Имя драматурга Лобозерова впервые зазвучало в начале 1980-х годов. Государственному русскому драматическому театру Бурятии принадлежит честь «открытия» этого имени. В декабре 1982 года на сцене театра была поставлена первая пьеса «Маленький спектакль на лоне природы» (постановщики: режиссер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР А.Бурков, художник - заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Республиканских премий В.Бройко). А на следующий год с этим спектаклем драматургия Лобозерова вошла на сцену Москвы во время проведения Декады бурятского искусства и литературы и, проходивших в ее рамках, гастролей Русского драматического театра. Именно тогда улан-удэнцы открыли для Москвы, а затем и для страны Степана Лобозерова.
В истории театра было восемь постановок по произведениям Лобозерова: в 1982 г., 1985г., 1988г., 1990г., 1998г., 2001г., 2007 г., 2012 г. Государственный русский драматический театр Улан-Удэ по праву может считать, что именно с его «легкой руки» пьесы Лобозерова приобрели известность и популярность, стали событием в театральной жизни, внесли значительный вклад в развитие культуры и искусства.
Драматург получил приз журнала «Театральная жизнь» за «Лучший спектакль года», что фактически означало десятилетие бесперебойного проката пьесы в театрах от Калининград до Владивостока, от Москвы до Владикавказа. В 1984 году Лобозеров стал обладателем диплома Всероссийского театрального фестиваля музыкальных, драматических театров за образ сельского труженика в драматургии и на сцене. Имя Степана Лобозерова вошло в список самых даровитых, самых кассовых драматургов страны и заняло там прочное место. Пьесы драматурга были опубликованы в журнале «Современная драматургия» в 1992 г. и 2005 г.
В репертуаре русского театра из Бурятии вскоре появились и две другие пьесы Лобозерова: «По соседству мы живем» (постановщики: режиссер заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Госпремии Бур. АССР А.Бурков, художник, засл. деятель искусств Бур.АССР Н.Быстров, 1985г.) и «От субботы к воскресенью» (постановщики: режиссер засл. деятель искусств, лауреат Госпремии Бур. АССР А.Бурков, художник – М.Болонев, 1988 г.). И эти постановки тоже имели успех, а автор пьес тогда входил в тройку популярных драматургов страны. Это спектакли о наших родовых корнях, об особенностях жизненного уклада сибирских «семейских» людей, о взаимопонимании поколений, о смысле пребывания человека на земле, и, в конечном счете, о вечном: любви доброте, сострадании.
Во время юбилейных гастролей Русского драматического театра Бурятии в 1988 году в Москве три спектакля по его пьесам были показаны во МХАТе имени М.Горького: «Маленький спектакль на лоне природы», «От субботы к воскресенью», «По соседству мы живем», кстати, за эту пьесу драматург получил звание Лауреата на Всесоюзном конкурсе пьес молодых драматургов от министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. Известные московские критики и журналисты на страницах центральной печати писали с восторгом о спектаклях улан-удэнцев по произведениям сибирского драматурга и назвали театр «истинно национальным, самобытным» явлением. На обсуждение гастролей в Союзе театральных деятелей РСФСР прозвучало мнение, высказанное группой театральных критиков: «Русский театр из Бурятии достойно, с большим пониманием и любовью донес до зрителя драматургию Степана Лобозерова, органично и объемно отразившую определенную линию развития драматургии «новой волны». Известный театральный критик Виктор Калиш так отзывался в свое время о его работах: «Лобозеров – драматический писатель с органическим чувством театральности. Он принадлежит к той генерации новых драматургов, что не «списывают» пьесу с бытовых аналогов, но сочиняют ее, парадоксально, конструируют сюжет и характеры».
Драматургия Лобозерова выгодно отличается светлым мироощущением и верой в человека, в того простого труженика, россиянина, на первый взгляд незаметного, манер незнающего, того Ивана, на котором держится мир. Во всех пьесах драматурга сильна убежденность в незыблемость семейных ценностей. Семья – это оплот, это Вера, Надежда, Любовь.
Секрет популярности его пьес, наверное, в редком сочетании остроумия и умения создавать яркие и образные характеры героев, говорящих сочным языком. Герои пьес Лобозерова – чудаковатые, чистые и честные люди, они просты и открыты навстречу добру. В его произведениях притягательная сила незатейливой простоты во всем: в языке, характерах. Простоты, которая тем и мила зрителям, что исполнена мудрого знания жизни.
С. Лобозеров – комедиограф, мастер комедий характеров. Написанная в начале 90-х годов, комедия «Семейный портрет глазами постороннего» имела оглушительный успех, была тут же поставлена многими театрами России и в ближнем зарубежье, к ней обратился и такой знаменитый театр как Питерский БДТ. Более того, театр с пьесой принимал участие в российском фестивале «Современной драматургии на сценах России» в 1994 году. Чем она привлекает? Жизнеутверждающим началом, остротой конфликта, житейской простотой и, конечно же, юмором. Спектакль, поставленный в 1998 году бестужевским театром, до сих пор в репертуаре театра.
В одной из последних (по времени создания) пьесе «Семейный портрет с дензнаками», право первой постановки, которой предоставлено было Русскому театру, Лобозеров остается верным своей теме: современная деревня с ее бедами и радостями. Премьера состоялась 9 марта 2001 года. А 10 марта премьерным спектаклем Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева первым в Бурятии и в России провел бенефис драматурга Степана Лобозерова.
В комедию «абсурда» автор вплетает трагические мотивы. Тревога и боль за судьбу своей страны и родной деревни, которая для драматурга всегда была «солью земли», не покидают его. И то, что Степан Лобозеров на исходе ХХ столетия начал новый виток своей и нашей с вами жизни с темы о разрушении духа деревни, как последнего оплота, не случайно….
Деревня, в особенности семейская, в течение веков была крепка верой, а потому даже в самые трудные периоды истории нашей страны выживала. Ибо вера и дух – стержень крепости и бытия простых людей. Это их он называет «солю земли», трудолюбивых и житейских мудрых, одновременно чудаковатых и истинно добрых. И о себе он всегда говорит, что корни его крестьянские.
Кстати сказать, в Посольске построен храм по инициативе Степана Лукича. Большую помощь при строительстве оказывал бывший директор театра Петр Степанов.
В 2001 году спектакль «Семейный портрет с дензнаками» участвовал – на фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова в городе Иркутске.
Вполне закономерно, что именно Государственному русскому драматическому театру имени Н.А.Бестужева (инициатива его бывшего директора П.Г.Степанова) принадлежала идея об издании сборника пьес к юбилею драматурга. Это до сих пор единственный печатный сборник, куда вошли почти все пьесы и стихи драматурга.
Фото: minkultrb.ru
«Человек многогранного дарования и большой созидательной энергии, вы получили блестящее режиссерское образование. Вы - автор многочисленных драматургических произведений, которым был уготован успех на различных сценических площадках России: «Маленький спектакль на лоне природы», «По соседству мы живем», «От субботы к воскресенью», «Коммерсанты», «Семейный портрет с посторонним» и многие другие стали настоящим достоянием театрального искусства. Браво! Я желаю вам крепкого здоровья, благополучия и бодрости духа», - говорит министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Степан Лукич Лобозёров - родился 6 января 1948 года в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятской АССР. Окончил культпросвет училище, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ), высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1983-1984гг.), Литературный институт имени М.Горького (1988-1989 гг.) мастерская Виктора Розова. Член Союза писателей СССР (1986 г.), заслуженный деятель искусств Бурятии. Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1987), премии «Дебют» (1986-1987 гг), журнала «Театральная жизнь» (1987), Всесоюзного конкурса молодых драматургов (1988).
В 90-е годы пьесы Степана Лобозерова одновременно ставились на сценах более 200 российских театров, таких как: Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова и многие другие. В 2004 году по сценарию Степана Лобозерова на большие экраны вышел фильм «Именины» (в главной роли — Игорь Петренко) по мотивам пьесы автора «Семейный портрет глазами постороннего».
Имя драматурга Лобозерова впервые зазвучало в начале 1980-х годов. Государственному русскому драматическому театру Бурятии принадлежит честь «открытия» этого имени. В декабре 1982 года на сцене театра была поставлена первая пьеса «Маленький спектакль на лоне природы» (постановщики: режиссер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР А.Бурков, художник - заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Республиканских премий В.Бройко). А на следующий год с этим спектаклем драматургия Лобозерова вошла на сцену Москвы во время проведения Декады бурятского искусства и литературы и, проходивших в ее рамках, гастролей Русского драматического театра. Именно тогда улан-удэнцы открыли для Москвы, а затем и для страны Степана Лобозерова.
В истории театра было восемь постановок по произведениям Лобозерова: в 1982 г., 1985г., 1988г., 1990г., 1998г., 2001г., 2007 г., 2012 г. Государственный русский драматический театр Улан-Удэ по праву может считать, что именно с его «легкой руки» пьесы Лобозерова приобрели известность и популярность, стали событием в театральной жизни, внесли значительный вклад в развитие культуры и искусства.
Драматург получил приз журнала «Театральная жизнь» за «Лучший спектакль года», что фактически означало десятилетие бесперебойного проката пьесы в театрах от Калининград до Владивостока, от Москвы до Владикавказа. В 1984 году Лобозеров стал обладателем диплома Всероссийского театрального фестиваля музыкальных, драматических театров за образ сельского труженика в драматургии и на сцене. Имя Степана Лобозерова вошло в список самых даровитых, самых кассовых драматургов страны и заняло там прочное место. Пьесы драматурга были опубликованы в журнале «Современная драматургия» в 1992 г. и 2005 г.
В репертуаре русского театра из Бурятии вскоре появились и две другие пьесы Лобозерова: «По соседству мы живем» (постановщики: режиссер заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Госпремии Бур. АССР А.Бурков, художник, засл. деятель искусств Бур.АССР Н.Быстров, 1985г.) и «От субботы к воскресенью» (постановщики: режиссер засл. деятель искусств, лауреат Госпремии Бур. АССР А.Бурков, художник – М.Болонев, 1988 г.). И эти постановки тоже имели успех, а автор пьес тогда входил в тройку популярных драматургов страны. Это спектакли о наших родовых корнях, об особенностях жизненного уклада сибирских «семейских» людей, о взаимопонимании поколений, о смысле пребывания человека на земле, и, в конечном счете, о вечном: любви доброте, сострадании.
Во время юбилейных гастролей Русского драматического театра Бурятии в 1988 году в Москве три спектакля по его пьесам были показаны во МХАТе имени М.Горького: «Маленький спектакль на лоне природы», «От субботы к воскресенью», «По соседству мы живем», кстати, за эту пьесу драматург получил звание Лауреата на Всесоюзном конкурсе пьес молодых драматургов от министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. Известные московские критики и журналисты на страницах центральной печати писали с восторгом о спектаклях улан-удэнцев по произведениям сибирского драматурга и назвали театр «истинно национальным, самобытным» явлением. На обсуждение гастролей в Союзе театральных деятелей РСФСР прозвучало мнение, высказанное группой театральных критиков: «Русский театр из Бурятии достойно, с большим пониманием и любовью донес до зрителя драматургию Степана Лобозерова, органично и объемно отразившую определенную линию развития драматургии «новой волны». Известный театральный критик Виктор Калиш так отзывался в свое время о его работах: «Лобозеров – драматический писатель с органическим чувством театральности. Он принадлежит к той генерации новых драматургов, что не «списывают» пьесу с бытовых аналогов, но сочиняют ее, парадоксально, конструируют сюжет и характеры».
Драматургия Лобозерова выгодно отличается светлым мироощущением и верой в человека, в того простого труженика, россиянина, на первый взгляд незаметного, манер незнающего, того Ивана, на котором держится мир. Во всех пьесах драматурга сильна убежденность в незыблемость семейных ценностей. Семья – это оплот, это Вера, Надежда, Любовь.
Секрет популярности его пьес, наверное, в редком сочетании остроумия и умения создавать яркие и образные характеры героев, говорящих сочным языком. Герои пьес Лобозерова – чудаковатые, чистые и честные люди, они просты и открыты навстречу добру. В его произведениях притягательная сила незатейливой простоты во всем: в языке, характерах. Простоты, которая тем и мила зрителям, что исполнена мудрого знания жизни.
С. Лобозеров – комедиограф, мастер комедий характеров. Написанная в начале 90-х годов, комедия «Семейный портрет глазами постороннего» имела оглушительный успех, была тут же поставлена многими театрами России и в ближнем зарубежье, к ней обратился и такой знаменитый театр как Питерский БДТ. Более того, театр с пьесой принимал участие в российском фестивале «Современной драматургии на сценах России» в 1994 году. Чем она привлекает? Жизнеутверждающим началом, остротой конфликта, житейской простотой и, конечно же, юмором. Спектакль, поставленный в 1998 году бестужевским театром, до сих пор в репертуаре театра.
В одной из последних (по времени создания) пьесе «Семейный портрет с дензнаками», право первой постановки, которой предоставлено было Русскому театру, Лобозеров остается верным своей теме: современная деревня с ее бедами и радостями. Премьера состоялась 9 марта 2001 года. А 10 марта премьерным спектаклем Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева первым в Бурятии и в России провел бенефис драматурга Степана Лобозерова.
В комедию «абсурда» автор вплетает трагические мотивы. Тревога и боль за судьбу своей страны и родной деревни, которая для драматурга всегда была «солью земли», не покидают его. И то, что Степан Лобозеров на исходе ХХ столетия начал новый виток своей и нашей с вами жизни с темы о разрушении духа деревни, как последнего оплота, не случайно….
Деревня, в особенности семейская, в течение веков была крепка верой, а потому даже в самые трудные периоды истории нашей страны выживала. Ибо вера и дух – стержень крепости и бытия простых людей. Это их он называет «солю земли», трудолюбивых и житейских мудрых, одновременно чудаковатых и истинно добрых. И о себе он всегда говорит, что корни его крестьянские.
Кстати сказать, в Посольске построен храм по инициативе Степана Лукича. Большую помощь при строительстве оказывал бывший директор театра Петр Степанов.
В 2001 году спектакль «Семейный портрет с дензнаками» участвовал – на фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова в городе Иркутске.
Вполне закономерно, что именно Государственному русскому драматическому театру имени Н.А.Бестужева (инициатива его бывшего директора П.Г.Степанова) принадлежала идея об издании сборника пьес к юбилею драматурга. Это до сих пор единственный печатный сборник, куда вошли почти все пьесы и стихи драматурга.
Фото: minkultrb.ru