01.04.2019
Алексей Цыденов: «Байкалу нужны реально работающие очистные»
Лучше заниматься конкретными делами, чем обсуждать виртуальные цифры

 Комитет по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ провел 30 марта в Бурятии (в поселке Танхой на территории Байкальского государственного природного биосферного заповедника) круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования охраны озера Байкал», сообщили в правительстве республики.

Участники совещания предметно обсуждали подготовленные министерством природных ресурсов РФ корректировки ведомственного приказа №63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».

Как разъяснило позицию министерство природных ресурсов и экологии в своем пресс-релизе в четверг, предложения по корректировке научно обоснованы. Они позволят качественно улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории. На сегодняшний день нет доступных технологий, которые позволят качество стоков довести до уровня, соответствующего требованиям приказа №63, говорят в федеральном ведомстве. При этом корректировкой приказа ужесточается часть требований, в частности, параметры по содержанию свинца, алюминия и фенолов.

Речь идет не об ухудшении положения дел со стоками на Байкале, а о том - очищать их или не очищать. Позиция бурятских ученых заключается в том, что если сохранить приказ №63 в нынешнем виде, в Байкал по-прежнему продолжат попадать неочищенные стоки, а власти не смогут построить очистные из-за отсутствия доступных технологий. По итогам круглого стола стало понятно, что в параметрах нового приказа №63 дискуссионными остаются 4-5 позиций, обсуждения по ним продолжатся 10-11 апреля в Новосибирске.

По каким-то параметрам смягчили нормы, по каким-то ужесточили

Ендон Гармаев, директор БИП СО РАН:

«Приказ минприроды России №63 был принят в 2010 году с очень жесткими нормативными ограничениями для сбросов очистных вод. Эти требования сегодня современные технологии очистных сооружений выполнить не могут. Почему остались неосвоенными большие средства в рамках федеральной целевой программы охраны озера Байкал и социально-экономического развития Байкальской природной территории? Потому что нет сегодня таких технологий, которые позволили бы построить на Байкальской природной территории очистные. И сегодня разговор идет о смягчении некоторых параметров, которые технологии просто не могут позволить выполнить.

Да, есть сегодня в мире высокие технологии. Метод обратного осмоса, который может позволить очистить практически до дистиллированной воды. Он используется в Сингапуре - там из очистных сооружений после процедуры очищения вода повторно используется, поскольку там все завозное. Но это очень дорогостоящее мероприятие. Если мы даже найдём деньги и построим, это дорогостоящее сооружение сильно ударит по карману населения. Единица водоотведения увеличится на порядок. За один кубический метр водоотведения использованной воды плата может вырасти в 9-10 раз, при этом без гарантии достижения параметров 63-го приказа.

Считаю, что надо найти золотую середину, и статья 14 федерального закона «Об охране озера Байкал» не то что предусматривает, а обязывает проводить ежегодный пересмотр нормативных актов предельно допустимых воздействий на основе научных исследований.

Байкальский институт природопользования все эти работы провел на конкурсной основе. Любой желающий институт, в том числе Лимнологический институт мог принять участие и проводить работу. Мы в течение пяти лет проводили эту работу ежегодно, к этому обязывает федеральный закон. И предлагаем сегодня крайний вариант, который в 2018 году взят за основу корректировки приказа №63.

Наши выводы не окончательные, мы не претендуем на истину в последней инстанции. Это хорошо, что есть неравнодушные – мы готовы объяснять, почему мы на это идем. Вы знаете, с каким трудом принимался федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Сперва он стартовал в 2016 году, проект назывался «Байкал – великое озеро Великой страны», потом он переформатировался в «Уникальный Байкал» в силу разных причин. И в итоге мы пришли к третьему варианту - «Сохранение озера Байкал». Буквально в конце прошлого года он утвержден, нам дали на его выполнение всего шесть лет. Реально заложены серьезные финансовые средства.

Мы должны сегодня воспользоваться этой возможностью и построить новые очистные, модернизировав уже имеющиеся. Ради этого в целом сделаны некоторые послабления, но ни в коем случае не нарушая нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. При этом, по каким-то параметрам мы смягчили воздействие на экосистемы Байкала в целом, а по каким-то параметрам – ужесточили. По тем же сульфатам, хлоридам - мы подошли к планке ПДК водных объектов рыбохозяйственного значения, а по остальным предлагается сделать строже. Паниковать я оснований не вижу», - сказал ученый.

«Не все вещи можно выполнить физически»

Любовь Короткова, руководитель Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов:

«В настоящее время осуществляется нормирование в соответствии с приказом №63 и в соответствии с нормативами допустимого воздействия, которые разработаны научным институтом. Поэтому дискуссия и в отношении приказа №63 должна быть обоснованной. Не все вещи можно выполнить физически. К тому же, есть мнение ученых, что, если обеспечить стопроцентную грубую очистку, как делали научную работу в четырнадцатом году, то стопроцентная она даст гораздо более высокий результат, чем мы выделим огромные миллиарды на чистку какого-то процента сточных вод».

Глава Бурятии Алексей Цыденов:

«Сейчас минприроды России вынесло на рассмотрение проект изменений приказа №63. Те нормы, которые сейчас в приказе прописаны, - это виртуальные нормы, они не работали никогда и не работают сейчас. Нет ни одних очистных на Байкале, которые таким образом должны очищать. Конечно, воду можно выпаривать, кипятить и таким образом очищать. Идут инсинуации, что мы пытаемся что-то ухудшить. Но речь ведь идет о виртуальных нормах, которые сейчас не выполняет никто.
К нам часто звучат претензии в том, что федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал» за предыдущие шесть лет не была полностью реализована. Я больше скажу: если у нас останется приказ №63 в нынешнем виде, мы и по нацпроекту «Экология» до 2024 года вообще ничего не сделаем. Мы можем прямо сегодня отказаться от абсолютно всех денег, потому что не сможем построить 18 очистных, которые заложены в проекте.

При этом 94% водосбора Байкала – в Бурятии, в Иркутске – только 6%. В Иркутске Ангара вытекает, и все. А все, что втекает в Байкал - это с территории Бурятии. В Бурятии очень остро стоит вопрос – нужно строить очистные. У нас в прибрежной зоне очень много населенных пунктов, которые просто вакуумом выкачивают неочищенные стоки и сливают их в лесу. Эти виртуальные цифры приказа №63 связали работу – мы шесть лет ничего не делали и еще шесть лет не сможем ничего делать.

Я понимаю, что меня сейчас заклюют за такую позицию, но я хоть что-то полезное для Байкала сделаю, если буду настаивать на том, что мы должны строить очистные. И при этом, те изменения приказа №63, которые сейчас внесло минприроды России, они, в том числе, ужесточают текущие требования по таким показателям как алюминий, свинец, фенолы.

Я бы хотел тем, кто вводит людей в заблуждение, преследуя свои цели, пытается людям сказать, что мы не защищаем Байкал, а наоборот вводим что-то плохое, посмотреть в глаза. А искренне сочувствующим и неравнодушным обратиться с тем, чтобы они проанализировали ситуацию. Мы наоборот хотим построить хорошие очистные, которые защитят Байкал. В противном случае мы продолжим сливать неочищенные стоки.

Еще раз хочу сказать, что нам нужно заниматься конкретными делами, конкретно решать задачи по защите Байкала, а не обсуждать виртуальные цифры, которые, напоминают известное «хотели как лучше, а получилось как всегда». Приказ №63 как раз про это – хотели как лучше, но на шесть лет заблокировали работу по строительству очистных. Если не скорректировать, работа будет заблокирована еще на долгие годы.

Можно, например, еще виртуальный проект ввести - чтоб люди жили до 100 лет, и не лечились, пока не изобретут таблетку, которая излечивает все болезни сразу. Точно также с приказом №63 – вот когда изобретем очистные, которые могут все это делать, тогда и начнем чистить стоки. Поэтому я прошу поддержки в том, что если мы все-таки хотим защитить Байкал, надо сейчас строить очистные.

Владимир Бурматов, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды:

«Ведомственные акты, которые принимает минприроды, должны учитывать сегодняшние реалии, они должны учитывать необходимость защиты озера Байкал и необходимость развития территории, строительства очистных сооружений и введения их в эксплуатацию. Это очень существенный и серьезный вопрос.

Вчера в Иркутске я говорил об эффективности реализации федеральной целевой программы «Байкал» - за нее даже «двойку» поставить нельзя федеральным органам исполнительной власти, которые отвечают за реализацию. Там «единица» максимум. По данным Счетной палаты, там только 10% объектов имеют какое-то непосредственное отношение к озеру Байкал. Вот из этого надо исходить. И те постановления или проекты приказов, о которых сейчас спорят, должны обсуждаться на уровне научного сообщества. И когда мы проводим такие мероприятия, где обсуждают стратегические вопросы и темы, например, сколько солей должно содержаться в кубометре воды, то, на мой взгляд, они должны обсуждаться на уровне институтов Российской академии наук, и ученые должны прийти к общему знаменателю. Если уж у политиков получается прийти к общему знаменателю, то им должно быть еще проще. Надо черту подводить, некий баланс в этих решениях находить, а органы исполнительной власти должны уже действовать, исходя из закона.

Есть конструктивные предложения в нашем сегодняшнем обсуждении, с ними мы выходим в Новосибирске на обсуждение 10-11 апреля. Я с министром проговорю с позиции того, что звучат разные точки зрения, и они должны быть услышаны, потому что на портале нормативно-правовых актов заканчивается обсуждение 4 апреля. Неделя ничего не поменяет, для того чтобы бы инкорпорировать те предложения, которые прозвучали на заседании. Четыре-пять позиций являются дискуссионными. То, что дискуссия инициирована – хорошо, что поздно – плохо, но лучше поздно, чем никогда.

Позиция минприроды России

«Новые нормативы основаны на научных исследованиях, отвечающих современным требованиям в области очистки сточных вод, а также учитывают социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории», - сообщила пресс-служба Минприроды России 28 марта.

«Необходимость внесения изменений в приказ 63 вызвана тем, что действующие нормативы допустимого содержания веществ в сточных водах разработаны без учета практической достижимости данных нормативов, а также природного фона, который в ряде случаев превышает нормативы. Подобная ситуация приводит к неоправданно высоким затратам на строительство и эксплуатацию очистных сооружений в пределах Байкальской природной территории и, таким образом, является причиной роста тарифной нагрузки на население региона и неэффективного расходования бюджетных средств.

Принятие проекта приказа в предложенной редакции позволит выполнить показатели, установленные федеральным проектом «Сохранение озера Байкал» в части строительства очистных сооружений и качественно улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории», - говорится в пояснительной записке к проекту приказа, опубликованному на портале нормативно-правовых актов regulation.gov.

В 2018 году Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (далее - БИП СО РАН) была проведена работа по исследованию негативного воздействия выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ на БПТ, результаты которой легли в основу проекта изменений в приказ № 63 в части обновления показателей.
А 19 марта 2019 года в минприроды России состоялось заседание секции государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Научно-технического совета министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее – Секция НТС) по рассмотрению проекта, подготовленного БИП СО РАН. В заседании НТС приняли участие представители органов власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории, научного сообщества, а также ведущих компаний на российском рынке в области промышленной водоподготовки и очистки стоков.

В ходе встречи участники заседания поддержали необходимость пересмотра нормативов, а также подход по их утверждению, основанный на использовании результатов научных исследований.
Дополнительно сообщается, что решение по внесению изменений в приказ № 63, окажет значительное влияние на эффективность и даже возможность реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология».

Предусмотренные приказом требования к очистке сточных вод найдут отражение в применении наилучших доступных технологий при модернизации существующих, а также в строительстве новых очистных сооружений на Байкальской природной территории», - отмечают в минприроды РФ.

^