Общество
07.04.2019 в 10:00
Строительство заводов по розливу байкальской воды в Бурятии окружили завесой тайны
На данный момент в республике есть как минимум два таких проекта
Текст: Газета
На юге Байкала, в иркутском поселке Култук, продолжается мощный скандал по поводу строительства китайского завода по добыче и бутилированию глубинной воды из Байкала. «Номер один» писал об этом бизнес-проекте, который вызвал массовое отторжение в народе. Тем временем в Бурятии на любые «неудобные» вопросы на сей счет предпочитают отвечать молчанием.
Вступились за священный Байкал
27 марта 2019 года Кировский райсуд города Иркутска удовлетворил заявление Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконными разрешений на строительство завода по производству питьевой бутилированной воды. А также положительного заключения государственной экологической экспертизы, приказа об ее утверждении. Официальное сообщение об этом опубликовано на сайте надзорного ведомства.
Заявление в суд было направлено по результатам проверки, которую провели после массовых обращений местных жителей к прокуратуре.
«Так, при утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и ее компоненты в полном объеме не дана. Объективная природная характеристика места размещения объекта отсутствует, специалистами не учтено распространение на территории строительства растений, занесенных в Красную книгу Иркутской области. Оставлены без внимания многолетние орнитологические исследования, согласно которым спорные земли служат важным сезонным местом обитания перелетных птиц в период миграции. В их числе находятся и виды птиц, подлежащие особой охране, включенные в Красные книги различных уровней», посчитали в ведомстве.
Вызвал вопросы и протокол общественных обсуждений. По нему в обсуждении участвовали 52 человека, которые единогласно поддержали строительство.
23 марта в столице Бурятии прошел митинг против завода в Култуке. Скандал с китайским заводом набрал немыслимый масштаб. 8 марта телеканал «Россия 24» показал в эфире и выложил на своей странице в ютьюбе документальный фильм «Байкал на розлив».
«Война» защитников байкальской природы и защитников китайского завода выходит на все новые орбиты. Возмущение потребительским отношением к Байкалу выражают не только простые, но и известные в России люди.
Число подписей под петицией «Остановите строительство завода по розливу воды Байкала для Китая», которую разместил в интернете на change.org активист Зорикто Матанов, перевалило за 1 млн. 125 тыс.
Как воды в рот набрали...
Добычей воды на бурятской части побережья озера китайцы тоже интересуются. Однако в свете происходящего у иркутян власти Бурятии стараются поменьше говорить насчет китайских «откачивающих» инициатив.
Глава Бурятии Алексей Цыденов на одном из совещаний сказал, что республика получает многочисленные заявки на розлив байкальской воды.
- Наши инвесторы - китайцы и корейцы. Китайцы просили 4 млн тонн. По объему - немного, но они хотят брать воду с глубины 400 метров с одной точки. Но когда возникает точка постоянного изъятия, меняется подводное течение. Есть ли оценка по изменению температурного режима? Можно ли это делать? - рассуждал он.
В целом, по информации Минпрома республики, в Бурятии выпуском воды имеют право заниматься четыре фирмы. Две - в Улан-Удэ и по одной - в Закаменском и Прибайкальском районах.
Так что произошло с вышеозвученными заявками – они отвергнуты, началось их рассмотрение? Узнать подробную информацию у бурятских чиновников оказалось невозможно. Ни одно республиканское ведомство не сумело ответить на эти простые вопросы. Или не захотело в рамках игры «в молчанку»?
Минэкономики, Минсельхоз республики умело переправляли вопрос друг другу, как футбольный мяч. Крайним «игроком» оказался Фонд регионального развития. Здесь чиновники отметили, что их работники проекты по бутилированию байкальской воды в настоящее время не сопровождают, однако некоторой информацией все же поделились.
Как отметил Борис Дымбрылов, гендиректор Фонда регионального развития, на стадии предпроектных изыскательных геологических работ находится инвестпроект ООО «Колодец земли». Он оценивается в 1,06 млрд рублей, и впереди у него множество согласований.
Учредитель компании – китайская сторона. А вот проект производственно-логистического комплекса по добыче и бутилированию глубинной воды Байкала в Кабанском районе, соглашение о строительстве которого было подписано в 2015 году, пока не реализован. При этом земельный участок у инвестора уже есть – куплен у частных лиц.
Попытки получить более конкретные сведения о количестве заявок по розливу байкальской воды провалились. Тема окружена молчанием.
Чиновники Бурятии, наверное, просто затаились. Ждут, когда схлынет шум вокруг завода в иркутском Култуке. А потом откроют дорогу сразу куче «водных» проектов. Ибо если заявки, о которых говорил Алексей Цыденов, отвергнуты (или отозваны заявителями), то почему открыто не сказать об этом обществу?
Нужны исследования
- Уровень Байкала, объем воды, регулируется человеком – плотиной Иркутской ГЭС. Тем, насколько открывается шлюз. Через шлюзы Иркутской ГЭС за секунду сегодня сбрасывается 1500 кубических метров воды. Грубо говоря, полторы тысячи тонн, - говорит профессор РАН Ендон Гармаев, директор «Байкальского института природопользования».
Один сантиметр уровня Байкала, по словам профессора, - это 315 млн кубических метров воды. Примерно 315 млн тонн воды.
Учитывая то, что уровень Байкала колеблется человеком и разрешенная амплитуда становится все больше, назвать максимальный уровень добычи байкальской воды, который был бы безопасен для знаменитого озера, трудно. Год от года он может различаться. А максимум откачки надо знать, чтобы не превысить его. 100 тысяч заводов по откачке озеро не выдержит.
Тем не менее, по мнению Ендона Гармаева, пока угрозы нет.
- Заявляемые сегодня мощности по бутилированию воды ничем не грозят Байкалу, никак не скажутся на нем, - уверен он.
Но чрезвычайно важно, в каком стиле будет откачиваться вода. К слову, в Бурятии вели речь о том, что необходимо провести научное исследование - как тот или иной метод добычи воды влияет на Байкал. На температурный баланс, на всевозможные живые организмы и т.д. Предполагалось, что в 2018 году пройдут исследования, и осенью прошлого года появятся обобщенные результаты, рекомендации.
- К сожалению, нам финансирование не выделили, а это достаточно дорогостоящее мероприятие. Если на каких-то глубинах будут постоянно забирать воду, то, конечно, надо оценить. Где можно забирать, на каких глубинах, какие объемы, что там обитает. При отсутствии финансирования работы не были выполнены. Я так понимаю, это должно было организовать Министерство природных ресурсов, - говорит Ендон Гармаев.
Байкал является федеральным, а не региональным водоемом. Однако, по мнению директора «Байкальского института природопользования», республика тоже могла бы выделить необходимые средства.
- Ведь мы заинтересованы, чтобы разливали, бутилировали на нашей, бурятской стороне. Это налоги, занятость местного населения и т.д. Но без ущерба. Любая хозяйственная деятельность несет в себе риск окружающей среде. В данном случае водной среде, экосистеме Байкала, – считает наш собеседник.
Позицию главы региона о необходимости научного изучения он называет грамотной. Особенно если розлив байкальской воды будет динамично наращиваться.
Безопасно ли забирать упомянутые 4 млн тонн с 400 метров, но в одной точке? Возможно, в каком-то месте безопасно, в другом – нет, лучше разнести по четырем точкам. Чтобы дать ответ, надо исследовать. Словом, пока больше вопросов, чем ответов. Когда государство решит провести исследование по проблеме правильной добычи байкальской воды, неясно. Во всяком случае в настоящее время пока нет информации о тендере, госзаказе, грантовом конкурсе.
Петр Санжиев, «Номер один»
Фото: «Номер один»