14.09.2019
Почему в Бурятии пустуют храмы?
Кенсур Чой-Доржи Будаев о религии, деньгах и народных заблуждениях

Как известно, вслед за подъемом религиозных настроений в стране в начале 90-х годов, когда реставрировались, открывались и строились храмы, сегодня наступает спад. Многие храмы, построенные и отреставрированные за эти годы, особенно в отдаленных районах Бурятии, либо пустуют, либо службы там проводятся по большим религиозным праздникам. 

Апофеозом   снижения интереса к религиям является замороженный кафедральный собор в парке Орешково и выставленный в прошлом году на продажу дацан «Ламрим». Об этом стараются не говорить, однако в связи с сокращением доходов населения почему-то сокращается и число прихожан. Соответственно, все сложнее поддерживать религиозные сооружения, нуждающиеся в отоплении и ремонтах. Экс-Хамбо лама, кенсур Чой-Доржи Будаев высказал «Номер один» свою точку зрения по этому и другим животрепещущим вопросам. 



По пути Запада?

- Уважаемый Чой-Доржи, у нас принято сравнивать положение дел с религией с западными странами. Которые по степени религиозности  ранее намного превосходили Россию, по крайней мере,  последние 100 лет. Однако сейчас европейцы массово разочаровываются в тех услугах, которые им оказывают церкви, в результате чего паства сокращается, а пустые храмы переделывают в отели и пабы. Нет ли у вас ощущения, что и мы постепенно идем в этом направлении? 

- Не могу сказать про Европу, но в США, где я был, там другие принципы формирования бюджетов тех же христианских  общин. Если у нас основные доходы храмов складываются на основе продажи церковной атрибутики, свечей, отправления разного рода обрядов, то там основные доходы - пожертвования частных лиц и корпораций. Поэтому у нас в России более уязвимая ситуация, поскольку, если все меньше людей приходят в храмы, то и доходы храмов падают. 

С 2014 года в стране продолжается экономическая стагнация, что заметно сказывается на экономическом состоянии общества. Семьи даже на продуктах стали экономить. 

Вдобавок люди считают, что, например, если идешь в дацан, надо обязательно с собой что-то брать, продукты какие-то, деньги. 

Потребительское отношение к вере

- В православных церквях надо свечки купить, пожертвования внести...

- Таких правил, по крайней мере, в буддизме  нет. Да, есть некоторые ритуалы, которые делаются в определенные периоды в дацанах. Но это дело внутреннее, там работают ламы, а мирянам, в общем-то, нет никакой нужды тащить туда водку, молоко и чай.  Кто эти правила придумал, я так до сих пор не понял. В крайнем случае, если уж хочется что-то принести в дацан, купите ром-бабу, она годится в качестве подношений и по форме очень правильная.

- Говоря о подношениях, слышал историю о топ-менеджере московского банка, которая жертвовала миллионы рублей на нужды одной из религиозных общин в Бурятии. Но это особо не помогло меценату. Банк лопнул, начались проблемы.  Где та грань между искренним желанием помочь и попыткой получения индульгенции?

- Если просто давать деньги, без создания особой позитивной мотивации, без глубокого принятия необходимости этого шага, то это пустая трата денег. Карму это не улучшает, а только укрепляет эго дарителя. Ведь часто за крупными пожертвованиями стоит иллюзия,  мол, люди могут спастись за счет чего-либо, в данном случае за счет денег. Но сами по себе деньги - это только инструмент, без чувства сострадания и любви, без правильной мотивации дарения это не работает. Человека, хочу сказать, портят деньги, потому что отношение часто возникает потребительское. Хотя, быть может, лама, которому она делала подношения, элементарно забывал за нее молиться. 

Говоря о спаде интереса к религиям, могу сказать, что есть определенная тенденция. Ведь сегодня люди стали «знающими». СМИ пестрят астрологическими прогнозами. И люди ведь всерьез это воспринимают, что сегодня никуда не надо ехать, завтра нельзя стричься, а послезавтра свадьбу опасно устраивать. Все расписано по дням. И возникает вопрос - а ламы то зачем в этом случае нужны? Зачем идти в дацан, если в СМИ все есть? 

О дацане «Ламрим»

- К тому же в открытом обществе часто появляется много информации о не совсем благовидных делах священников и целых общин.

- Я с 1980 года в религии, был Хамбо ламой и раньше не наблюдал подобного накала критики. Могу сказать, что мирянам лучше не соприкасаться с этой негативной волной. В критике священников и религий  ничего полезного для людей нет. Лучше помолитесь за всех живых существ.

- После продажи «БайкалБанком» дацана «Ламрим» и передачи его в этом году у вас, как настоятеля, что-то поменялось?

 - Все закончилось тем, что компания, которая выкупила на торгах у «БайкалБанка» здание дацана, перезаключила со мной договор, и теперь я в течение десяти лет буду обязан вернуть израсходованные деньги. Естественно, без процентов.  Да, безвозмездно мало что делается в мире, однако, тем не менее,  этот шаг компании по отношению ко мне я очень хорошо понимаю и благодарю за это. Сейчас трудно все восстанавливать после того перерыва, когда дацан был закрыт. Но я уверен, что все, что строил, доведу до конца и что осуществится моя мечта: в дацане будут нести службу и молиться за всех нас тибетские монахи. По всем буддийским канонам.  

Когда дацан функционировал, к нам приезжали монахи из сильнейшего тантрического тибетского монастыря Гьюдмед, и очень многим людям в Бурятии они помогли. Недавно мы возобновили отношения с монастырем, и  впервые к нам этим летом приехал лама Чанзот, управляющий этого храма. Мы договорились, что в будущем монахи из монастыря будут приезжать к нам за счет собственных средств, поскольку мы, учитывая тяжелое финансовое положение, не можем обеспечивать визит.  Они лучшие в Тибете, и даже для Далай ламы. Когда у него наступают тяжелые времена, они специально приезжают к нему и проводят определенные духовные практики. И для Бурятии будет большой удачей, если они будут и дальше к нам приезжать. 

- Но пока дацан не работает, службы там не ведутся. Есть ли перспективы их возобновления?

- О каких-либо сроках сказать не могу. Дело в том, что я никогда не просил денег на храм, поскольку вижу, что люди и так плохо живут. Дай бог, наладится, чтобы у нас со временем и ритуалы настоящие проводились с помощью тибетцев.

- Вы связываете большие надежды с тибетскими монахами, но в религиозных кругах Бурятии к ним сложилось настороженное отношение...

- Мы все время стремимся всех критиковать. Вот тибетцев в Бурятии постоянно ругаем. В карман им заглядываем. И не понимаем, что китайцы их изгнали из Тибета, а  ведь это очень страшно жить в статусе изгнанника, беженца, без Родины. 

Снять ленту – улучшить карму

- В Бурятии продолжается акция «Хватит душить деревья». Что вы думаете по этому поводу?

- Вся проблема этих китайских хадаков и ленточек, которыми замусорена республика, заключается в том, что они изготовлены  из враждебного природе материала. Его даже сжечь толком невозможно - он не горит, а плавится черным дымом, выделяя опасные вещества. И разорвать их почти невозможно.  Я уже стал рекомендовать возить китайские хадаки вместо буксирного троса - свяжите их вместе, и они вытащат любую машину. Естественно, что деревья погибают от них. 

- И что делать верующим, увидев деревья с такими лентами?

- Человек, который срежет старую ленточку с дерева и сожжет ее, получит больше, чем тот, кто ее туда повесил! И даже духи, хозяева этих мест, поблагодарят этого человека. Только очень важно породить позитивную мотивацию. Проговаривая слова, что я разрезаю эту ленточку только для того, чтобы данному дереву, как живому существу, стало немного полегче. Разговаривайте с деревом, как с живым, - это самая верная тактика. И вы почувствуете, что действительно станет легче всем.  

Далай лама обращался к верующим, что если они приобретают в дацанах эти враждебные хадаки, то они тем самым только поддерживают китайский бизнес. Китайцы и скульптуры божеств продают, изготовленные без всяких канонов. Я же сам использую хий-морины, которые покупаю  у тибетских детей, бежавших из Китая в Индию. По большому счету в буддизме никто и не просит вывешивать на разных местах ленточки и флажки, это, скорее,  шаманский ритуал. Лучше уж тогда молоком побрызгайте, печенье положите или конфетку, этого будет достаточно, чем засорять лес синтетикой. 

- Или еще водкой принято брызгать у нас, удивляя иностранных туристов.

- Да, «капают», и это становится плохой традицией. При этом почему-то духу этой местности достаются несколько пролитых на землю капель, а тот, кто подносит подношения,  пол-литру в себя вливает! И потом пьяным едет по дороге, притягивая к себе неприятности. Ни один лама не скажет человеку ехать в какую-то местность и там что-то привязывать или выпивать. Все это люди сами выдумывают, что потом становится плохой традицией. Которая подогревается теми людьми, которые делают на религиозном туризме бизнес. Везут людей куда-то за тридевять земель на какие-то святые места. 

Поверьте, ламы не являются инициаторами пышных подношений, появления моды на множество избыточных ритуалов или дорогостоящих поездок. Причем чем хуже начинают люди жить, тем больше возникает «чудотворных» мест,  куда народ массово начинает ездить. Все хотят спастись от чего-то. Но это тоже иллюзии.  К сожалению, у основной массы людей нет осознанности, нет желания изучать первоисточники, например, в буддизме идти по пути принятия прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Хотя именно в такие сложные времена те же мантры и молитвы реально помогают людям. Поэтому не отказывайтесь от них. Тем более что буддисты Бурятии имеют особую кармическую связь с Его Святейшеством Далай ламой, и об этом необходимо помнить всегда.

Беседовал Дмитрий Родионов, «Номер один».
^