Гламурный Сурхарбан
Второй год подряд Сурхарбан, издавна объединявший всю республику, проходит на новом Центральном стадионе. Загнанный на искусственное поле из резины, под палящим солнцем без признаков тени и комфорта, народный фестиваль стал напоминать рядовое спортивное мероприятие. И, похоже, так же стремительно он потеряет всякую зрелищность, как уже потерял изначальную национальную концепцию, близость к природе и дух свободы.
Если бы не бесплатное выступление гостей Сурхарбана - монгольской фолк-бэнд-группы «Домог» и поп-группы из Москвы «23:45», то интерес к мероприятию был бы нулевым.
Не комфортно
«Благодаря» деятельности некоторых чиновников Сурхарбан на неопределенное время потерял свою исконную площадку - Республиканский ипподром, где можно было проводить все виды соревнований в одном месте.
Сейчас же, чтобы посмотреть конные скачки, надо ехать в соседний район - Иволгинский, где на вотчине Хамбо ламы Дамбы Аюшеева соревнуются лошади бурятской породы. Обычно буддийский иерарх со свитой наблюдает за скачками с кузова грузовика. Все остальные вынуждены стоять по колено в пыли на обочине и напрягать глаза поверх голов других зрителей.
Остальные виды спорта: бурятская борьба, стрельба из лука, состязания силачей-гиревиков и мастеров бурятских шахмат «шатар» проходят одновременно на поле Центрального стадиона. При этом голоса комментаторов на стадионе сливаются в один сплошной гул. Очень трудно понять, кто и с кем соревнуется, кто побеждает, а кто проигрывает. И вообще, кто все эти люди?
Отметим, что хороший стадион должен иметь крышу-козырек хотя бы над центральной трибуной, как это было на ипподроме. Но Центральный стадион, видимо, в такую категорию не входит. Если утром легкий ветерок спасал зрителей, то к обеду солнце стало напекать. По этой же причине большой экран безбожно отсвечивал и становился бесполезным для зрителей на боковой трибуне.
Кризис жанра
Несмотря на довольно солидную историю (первый Сурхарбан в Верхнеудинске прошел в 1924 году), не каждый житель Бурятии сможет внятно объяснить его смысл. Что такое суры, из чего делают бурятский лук, зачем исполняют танец орла борцы, как играть в шахматы-шатар.
В переводе с бурятского языка «Сурхарбан» означает «стрельба в сур» -- мишень из кожаного мешочка. Вначале на Сурхарбане чествовали духов – хозяев священных местностей и предков рода. После удачной облавной охоты устраивались состязания по стрельбе из лука, борцовские поединки, а скакуны проверялись на резвость и выносливость. Потом он приобрел дополнительную функцию военного смотра, отбора воинов для дружин ханов и нойонов.
В советское время традиционное летнее «шоу физкультурников» в Бурятии немного разбавлялось национальным колоритом. И только в районах и деревнях традиции соблюдались полностью.
Но в последние пять лет на волне возрождения бурятских видов спорта республиканское мероприятие стало национальным, а значит, перестало быть светским.
В 2007 году Сурхарбан вернул себе колорит – борцы повязали кушаки, надели бурятские сапоги и шапку, а лучники стали выступать в национальных халатах и использовать только бурятский лук. Инициаторами возвращения праздника к традициям стали историк бурятского спорта Владимир Фомин и заслуженный тренер России по вольной борьбе Валерий Сыдеев.
Но никто не мог предположить, что у Сурхарбана появятся сильные конкуренты. Итигэловские игры (Эрын Гурбан Наадан), проходящие каждый год в Иволгинском районе, посвящены феномену Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова и включают в себя точно такой же набор спортивных дисциплин.
Благодаря хорошей организации состязания привлекают спонсоров и влиятельных гостей. Например, на прошлых Играх в Иволгинском дацане была практически вся правящая элита республики во главе с Вячеславом Наговицыным и Матвеем Гершевичем.
Ламы построили свой стадион, организовали торговлю и питание. Все рядом, и национального колорита хоть отбавляй. За несколько лет «Эрын Гурбан Наадан» стали спортивным хитом, который посещает очень много людей, гораздо больше, чем Сурхарбан.
Так что возникает очень резонный вопрос, а зачем нам праздники-клоны?
Борьба за зрителя
В этом году, чтобы повысить уровень соперничества, организаторы подняли призовые. Победители в абсолютном зачете стали богаче на 200000 рублей.
Абсолютным чемпионом по национальной борьбе стал Батор Гармаев из Мухоршибирского района. Заветный пояс чемпиона и солидный денежный приз Батор получил из рук отца Ильи Санжиевича, легендарного бурятского борца. Напомним, за годы проведения Сурхарбанов больше всех в «абсолютке» добыл именно Илья Гармаев.
- Барилдааны выходят на поединок в синих или красных борцовских трусах шуудаках, завязанных сверху кушаках «буhэ» соответствующего цвета. На ногах мягкие бурятские сапоги – гутулы. Танец орла традиционно интерпретируется как полет мифической птицы Гаруды – сакрального небесного персонажа. После поединка побежденный должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признает свое поражение, – объясняет особенности бухэ барилдаан Владимир Фомин.
Самым метким стрелком из национального лука стал улан-удэнец Чимит Норбоев, а Тудуп Аюржанов из Кижингинского района показал класс среди ветеранов.
Стрельба из лука по сурам заметно отличается от своего спортивного аналога. Во-первых, сам лук делается народными умельцами и состоит из роговых колец. Сегодня в целях популяризации лук переделывают из спортивного. Во-вторых, мишенями являются «суры», кожаные мешочки с шерстью. 12 сур в ряд лежат на кону. Задача лучника -- выбить их за пределы площадки. В центре ряда ставится палочка - «ласти», выбивание ее дает 3 балла, двух соседних сур – два, остальные – одно. Особый колорит соревнованиям придают национальные костюмы, в которых выступают лучники.
- Бурятский лук с натянутой тетивой как две капли воды похож на те, которые рисуют в книжках о русских богатырях. А натянуть его не так просто, – говорит московский журналист Сергей.
В конных скачках первым к финишу пришел наездник из Джидинского района Сергей Корнев. А в бурятских шахматах «шатар» первенство праздновал опытнейший Олег Бадмацыренов. Напомню, правила шатар отличаются от международных шахмат. Например, по-другому ходят пешки и ферзь, нет рокировки, для мата и шаха совсем другие условия.
Силачи соревновались в поднятии гирь в шести весовых категориях. Прошлогодний успех повторил заиграевец Андрей Рассадин. В отличие от борцов, стрелков и наездников чемпионы гиревого спорта и шахмат-шатар получили лишь по 25 тысяч рублей.
Чемпионами по результатам общего зачета стали закаменцы.
Леонид Григорьев, «Номер один».