Бренда нет.
Попытка коллективно решить вопрос брендирования региона, или отдельной отрасли не кажется мне эффективной. Бренд - это вопрос маркетинга. Это вопрос продажи. Эффективной продажи региона, в нашем случае. В частности, продажи местного туризма.
Возможно я выскажу неправильную мысль, но, на мой взгляд, бренд появляется только там, где есть индустрия. В Бурятии есть индустрия вертолетов - авиазавод бренд Бурятии. Индустрия производства тушенки - есть такой бренд. Индустрия производства водки (пока еще) - есть бренд Бурятии “Байкалфарм”. Когда то была индустрия подготовки оперных певцов - тоже брендище был. Или танцевать умели - и учить, и спектакли ставить - балет Бурятии, чем не бренд был?
Наберите в Гугле - Байкал. Вываливаются на первых трех местах “Байкал-Daily”, “БайкалБанк”, “Байкалвестком”. У вас может быть и другое появится. Но, обратите внимание на мой пример - у всех индустрия. Производство новостей, денег и связи. Поставленная индустрия предоставления услуг.
А теперь возьмем местный туризм. Там существует индустрия первичного бульона в весьма зачаточном состоянии. У нас всего лишь создана индустрия туроператоров. Несколько десятков весьма некрупных контор занимаются утилитарной задачей - найти клиента, и предоставить этому клиенту место на берегу Байкала. При всех заявлениях и желаниях, других атрибутов туристской индустрии в Бурятии нет. То есть предложения может и есть, но рентабельного бизнеса в масштабах индустрии - нет.
И это не вина людей болеющих в Бурятии за туризм и работающих в нем. Это беда их. Для бренда желания и креатива мало. Для создания индустрии туруслуг региона, и соответственно, бренда Бурятии в этой отрасли необходима инфраструктура, профессиональные кадры. Про экономику я сейчас говорить не буду - тысячу раз прожевали уже тему дорог, закона о Байкале, гостиниц и прочего и прочего. Но, в туризме нет профильных маркетологов, юристов, бренд-менеджеров. В туризме Бурятии нет ни одной брендированной компании, созданной по лекалам нормального бизнеса. Нет потому, что в сезон все заняты продажей койко-мест на берегу Байкала. А другие направления туризма на уровне региона нерентабельны или невозможны.
И в Бурятии почему-то сохраняется устойчивое мнение - мы вот придумаем завлекуху в виде бренда некоего, и народ к нам потянется, или хотя бы осознает как это круто сюда ехать. Но на пустом месте бренда не бывает. Сначала, швейцарцы придумывали сыр с шоколадом такого качества и в таком объеме, чтоб потом спасаться от перепроизводства и рождались бренды. Турция и Египет, прежде чем выйти к миру с брендами, понатыкали отелей, и обставили инфраструктурой. Не было индустрии отраслей 50 лет назад там, и не зазывали они через брендирование на голые берега и в пустыню.
Ровно также сохраняется и продвигается мысль, что дескать, у нас нет бренда Бурятии, поэтому левые московские, иркутские и прочие конторы, будучи на первых местах в поиск-интернете перехватывают туристов и везут их куда там не в Бурятию, но в Иркутскую область. Таким образом, мы тут нищие, без клиента, без оборотных средств, прибылей, смотрим в рот иркутскому берегу озера. Кто-нибудь мне подскажет действительно крутой иркутский туристский проект европейского уровня? Так, чтобы с брендом на всю страну? Или там идет банальная застройка берега Байкала туристскими постройками как придется? И в результате все сводится к валовке, к пресловутым койко-местам?
Даже если допустить, что мы тут сообща придумаем гениальный бренд Бурятии, и внезапно увеличим поток туристов, ну раз в пять, к примеру, то к чему это приведет? Ровно к тому, что у нас появится в пять раз больше бессистемных турбаз, отелей и прочих мест стоянок. Иркутский вариант продвижения Байкала - это хорошо или плохо*
Кто против такого пессимизма, вот вам пример. Есть два места: Култушная-Байкальский Прибой с одной стороны, и Гремячинск с другой.
Култушная - это туристическое гетто Бурятии, куда туроператоры загоняют тысячами клиентов, и что с ними там происходит никто не знает. В десятках турбаз слипшихся между собой общими заборами, туча людей занимаются всякими делами, но не тем, что принято во всем мире называть туризмом. Так в советское время тоже продвигали бренд Байкала и Бурятии. Гнали и зазывали трудящихся на отдых на Байкал. Теперь там частная собственность, и весь этот муравейник убитая тема для Бурятии в плане пригодности для туризма, о котором мы все тут мечтаем. Его даже снести невозможно. А это, извините, гектары.
И есть Гремячинск, который в силу климата и законодательства имеет на такой же территории не 50 турбаз, а пять-семь всего. Так случай и время распорядилось. И там, до сих пор, можно отдыхать, в том числе на турбазах. Там сохранился девственный лес, реки, озера и собственно сам Байкал, весьма прозрачен, и из него даже можно пить. Отдыхать там можно, к неудовольствию местного населения кстати, но это другая тоже забавная тема - нужен ли бренд прибрежным жителям Бурятии? Их как-то не особо пока спрашивают о намерениях турбизнеса и власти устроить много туризма на их территории. Ну давайте мы через брендирование и рекламу в сети, пихнем туда поток, который заселим в новые двадцать турбаз. Через пару лет, все будем дружно материться, как там все плохо и грязно. А по другому там рентабельности не будет. Только поток.
Поэтому, мероприятие на которое меня приглашали, показалось мне весьма странным. Практическая цель его была такая: давайте мы общими усилиями, и коллективным мыслительным процессом в рамках “круглого стола” поможем через создание бренда и прочих советов, увеличить для туроператоров поток клиентов. А другие цели не особо проглядываются, ибо экономика Бурятии просто не готова к более продвинутым формам цивилизованного туризма. За исключением реального энтузиазма на грани рентабельности, или затворничества. То есть цыганской почтой передаются разовые проекты, куда можно съездить и отдохнуть в режиме дауншифтинга. Но это не заслуга отрасли, но частные заморочки отдельных людей.
Ровно тоже самое и про продвижение Байкала и Бурятии через социальные сети. Сидеть лайкать фотки с красивой природой большого умения не надо. Продвигать телефоны турбаз местных через поисковые системы, кстати тоже дело нехитрое. Только, это не имеет, ровным счетом, никакого отношения к продвижению туризма Бурятии, и уж тем более к брендированию.
В конце концов, с точки зрения науки и практики, Байкал или Бурятия, как объекты продвижения, ничем не отличаются от Новой Зеландии, Рима, Мадагаскара, Египта или любой другой туристской точки на карте планеты. Существуют давным давно придуманные алгоритмы и технологии брендирования новых мест, товаров и услуг. Прописана определенная последовательность, которая натыкается на локальные проблемы. И эти проблемы или решаются, и тогда бренд успешен. Или не решаются, тогда нет индустрии и нет бренда.
Мне пока абсолютно неведомо, как и кто собирается развивать туризм Бурятии далее сложившейся системы туроператоров Бурятии. Куда эти или другие операторы пойдут? В какую сторону? В экотуризм, или в хаотичное нагромождение отелей на берегу Байкала? Или мы будем сюда заводить федеральные или мировые туристские бренды?
Ровно также мне непонятно, а что нам предлагается к позиционированию? Позиционировать Бурятию или Байкал в принципе, это также как продвигать звездное небо. Тоже круто, тоже красиво. Но даже там есть кометы, отдельные созвездия, планеты и прочая астрономическая чепуха. Мы водный туризм продвигаем? А саму воду? А тайгу? А степь? А медведя? А что у нас вообще с соболем баргузинским? А мы продвигаем точки, где народ можно расселить? Или мы позиционируем красоту до которой добраться невозможно в большом количестве? Вот что в фейсбуке лайкать? )) А кто рискнет техзадание давать бренд-менеджерам? По каким лекалам?
Куча вопросов, на которые
на сегодня в Бурятии, вероятно, ни у кого нет ответа. Есть предложения и пожелания,
но нет четкого ответа. И вот мне показалось совсем неуважительным к организаторам
мероприятия, если бы я пришел с таким неожиданном настроением к ним. И как бы своими
мыслями вопросил, а не разойтись ли нам во избежание потери времени. Бесполезное
занятие задумали - искать, и продвигать бренд несуществующего продукта? Бурятия
- это название региона, но это еще совсем не продукт. Я многих людей там знаю, уважаю, с многими приятельствую,
и пересекаюсь по работе. Право было бы не совсем удобно, мне там так критично то.
Извините, если бы резок.)