28.09.2012 в 10:57

Бренда нет.

Вчера прошло мероприятие Круглый стол "Продвижение бренда Бурятии в интернете" на которое я был приглашен. Приглашен в качестве участника, и даже выступающего. Меня там не было. Я пытался пояснить одному из организаторов причины неявки, по телефону. Не факт, что меня поняли, по причине короткого диалога и неважной связи. Пользуюсь сайтом “Номер один” попытаюсь пояснить, дабы соблюсти элементарные нормы вежливости.

A- A+

Попытка коллективно решить вопрос брендирования региона, или отдельной отрасли не кажется мне эффективной. Бренд - это вопрос маркетинга. Это вопрос продажи. Эффективной продажи региона, в нашем случае. В частности, продажи местного туризма.

Возможно я выскажу неправильную мысль, но, на мой взгляд, бренд появляется только там, где есть индустрия. В Бурятии есть индустрия вертолетов - авиазавод бренд Бурятии. Индустрия производства тушенки - есть такой бренд. Индустрия производства водки (пока еще) - есть бренд Бурятии “Байкалфарм”. Когда то была индустрия подготовки оперных певцов - тоже брендище был. Или танцевать умели - и учить, и спектакли ставить - балет Бурятии, чем не бренд был?

Наберите в Гугле  - Байкал. Вываливаются на первых трех местах “Байкал-Daily”, “БайкалБанк”, “Байкалвестком”. У вас может быть и другое появится. Но, обратите внимание на мой пример - у всех индустрия. Производство новостей, денег и связи. Поставленная индустрия предоставления услуг.

А теперь возьмем местный туризм. Там существует индустрия первичного бульона в весьма зачаточном состоянии. У нас всего лишь создана индустрия туроператоров. Несколько десятков весьма некрупных контор занимаются утилитарной задачей - найти клиента, и предоставить этому клиенту место на берегу Байкала. При всех заявлениях и желаниях, других атрибутов туристской индустрии в Бурятии нет. То есть предложения может и есть, но рентабельного бизнеса в масштабах индустрии - нет. 

И это не вина людей болеющих в Бурятии за туризм и работающих в нем. Это беда их. Для бренда желания и креатива мало. Для создания индустрии туруслуг региона, и соответственно, бренда Бурятии в этой отрасли необходима инфраструктура, профессиональные кадры. Про экономику я сейчас говорить не буду - тысячу раз прожевали уже тему дорог, закона о Байкале, гостиниц и прочего и прочего. Но, в туризме нет профильных маркетологов, юристов, бренд-менеджеров. В туризме Бурятии  нет ни одной брендированной компании, созданной по лекалам нормального бизнеса. Нет потому, что в сезон все заняты продажей койко-мест на берегу Байкала. А другие направления туризма на уровне региона нерентабельны или невозможны.

И в Бурятии почему-то сохраняется устойчивое мнение - мы вот придумаем завлекуху в виде бренда некоего, и народ к нам потянется, или хотя бы осознает как это круто сюда ехать. Но на пустом месте бренда не бывает. Сначала, швейцарцы придумывали сыр с шоколадом такого качества и в таком объеме, чтоб потом спасаться от перепроизводства и рождались бренды. Турция и Египет, прежде чем выйти к миру с брендами, понатыкали отелей, и обставили инфраструктурой. Не было индустрии отраслей 50 лет назад там, и не зазывали они через брендирование на голые берега и в пустыню. 

Ровно также сохраняется и продвигается мысль, что дескать, у нас нет бренда Бурятии, поэтому левые московские, иркутские и прочие конторы, будучи на первых местах в поиск-интернете перехватывают туристов и везут их куда там не в Бурятию, но в Иркутскую область. Таким образом, мы тут нищие, без клиента, без оборотных средств, прибылей, смотрим в рот иркутскому берегу озера. Кто-нибудь мне подскажет действительно крутой иркутский туристский проект европейского уровня? Так, чтобы с брендом на всю страну? Или там идет банальная застройка берега Байкала туристскими постройками как придется? И в результате все сводится к валовке, к пресловутым койко-местам? 

Даже если допустить, что мы тут сообща придумаем гениальный бренд Бурятии, и внезапно увеличим поток туристов, ну раз в пять, к примеру, то к чему это приведет? Ровно к тому, что у нас появится в пять раз больше бессистемных турбаз, отелей и прочих мест стоянок. Иркутский вариант продвижения Байкала - это хорошо или плохо*

Кто против такого пессимизма, вот вам пример. Есть два места: Култушная-Байкальский Прибой с одной стороны, и Гремячинск с другой. 

Култушная - это туристическое гетто Бурятии, куда туроператоры загоняют тысячами клиентов, и что с ними там происходит никто не знает. В десятках турбаз слипшихся между собой общими заборами, туча людей занимаются всякими делами, но не тем, что принято во всем мире называть туризмом. Так в советское время тоже продвигали бренд Байкала и Бурятии. Гнали и зазывали трудящихся на отдых на Байкал. Теперь там частная собственность, и весь этот муравейник убитая тема для Бурятии в плане пригодности для туризма, о котором мы все тут мечтаем. Его даже снести невозможно. А это, извините, гектары. 

И есть Гремячинск, который в силу климата и законодательства имеет на такой же территории не 50 турбаз, а пять-семь всего. Так случай и время распорядилось. И там, до сих пор, можно отдыхать, в том числе на турбазах. Там сохранился девственный лес, реки, озера и собственно сам Байкал, весьма прозрачен, и из него даже можно пить. Отдыхать там можно, к неудовольствию местного населения кстати, но это другая тоже забавная тема - нужен ли бренд прибрежным жителям Бурятии? Их  как-то не особо пока спрашивают о намерениях турбизнеса и власти устроить много туризма на их территории. Ну давайте мы через брендирование и рекламу в сети, пихнем туда поток, который заселим в новые двадцать турбаз. Через пару лет, все будем дружно материться, как там все плохо и грязно. А по другому там рентабельности не будет. Только поток.

Поэтому, мероприятие на которое меня приглашали, показалось мне весьма странным. Практическая цель его была такая: давайте мы общими усилиями, и коллективным мыслительным процессом в рамках “круглого стола” поможем через создание бренда и прочих советов, увеличить для туроператоров поток клиентов. А другие цели не особо проглядываются, ибо экономика Бурятии просто не готова  к более продвинутым формам цивилизованного туризма. За исключением реального энтузиазма на грани рентабельности, или затворничества. То есть цыганской почтой передаются разовые проекты, куда можно съездить и отдохнуть в режиме дауншифтинга. Но это не заслуга отрасли, но частные заморочки отдельных людей. 

Ровно тоже самое и про продвижение Байкала и Бурятии через социальные сети. Сидеть лайкать фотки с красивой природой большого умения не надо. Продвигать телефоны турбаз местных через поисковые системы, кстати тоже дело нехитрое. Только, это не имеет, ровным счетом, никакого отношения к продвижению туризма Бурятии, и уж тем более к брендированию.

В конце концов, с точки зрения науки и практики, Байкал или Бурятия, как объекты продвижения, ничем не отличаются от Новой Зеландии, Рима, Мадагаскара, Египта или любой другой туристской точки на карте планеты. Существуют давным давно придуманные алгоритмы и технологии брендирования новых мест, товаров и услуг. Прописана определенная последовательность, которая натыкается на локальные проблемы. И эти проблемы или решаются, и тогда бренд успешен. Или не решаются, тогда нет индустрии и нет бренда. 

Мне пока абсолютно неведомо, как и кто собирается развивать туризм Бурятии далее сложившейся системы туроператоров Бурятии. Куда эти или другие операторы пойдут? В какую сторону? В экотуризм, или в хаотичное нагромождение отелей на берегу Байкала? Или  мы будем сюда заводить федеральные или мировые туристские бренды?

Ровно также мне непонятно, а что нам предлагается к позиционированию? Позиционировать Бурятию или Байкал в принципе, это также как продвигать звездное небо. Тоже круто, тоже красиво. Но даже там есть кометы, отдельные созвездия, планеты и прочая астрономическая чепуха. Мы водный туризм продвигаем? А саму воду? А тайгу? А степь? А медведя? А что у нас вообще с соболем баргузинским? А мы продвигаем точки, где народ можно расселить? Или мы позиционируем красоту до которой добраться невозможно в большом количестве? Вот что в фейсбуке лайкать? )) А кто рискнет техзадание давать бренд-менеджерам? По каким лекалам? 

Куча вопросов, на которые на сегодня в Бурятии, вероятно, ни у кого нет ответа. Есть предложения и пожелания, но нет четкого ответа. И вот мне показалось совсем неуважительным к организаторам мероприятия, если бы я пришел с таким неожиданном настроением к ним. И как бы своими мыслями вопросил, а не разойтись ли нам во избежание потери времени. Бесполезное занятие задумали - искать, и продвигать бренд несуществующего продукта? Бурятия - это название региона, но это еще совсем не продукт.  Я многих людей там знаю, уважаю, с многими приятельствую, и пересекаюсь по работе. Право было бы не совсем удобно, мне там так критично то. Извините, если бы резок.) 

Читайте также

Мелодии предков
Как бурятские песни оказались хитом среди жителей Магаданской области
27.07.2024 в 08:00
В Улан-Удэ сокращают выдающиеся умы
Некрасивая история случилась в Институте физического материаловедения СО РАН
27.07.2024 в 07:00
Мужчина и две женщины погибли на пожаре в Улан-Удэ
Предварительно, причиной возгорания стала неосторожность при курении
26.07.2024 в 17:57
Более 90 сотрудников Почты России в Бурятии получили награды
Награждение приурочили ко Дню российской почты
26.07.2024 в 17:50
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.