Еще один мост через Уду – половинчатое решение
Шесть полос
Целесообразность такого проекта городская администрация
доказывала много лет, но ранее либо из-за отсутствия денег, либо ввиду
неочевидности его преимуществ строительство откладывалось. В этом году проект вошел-таки в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Общая
стоимость моста равна
двум с половиной миллиарда рублей, а работы по его возведению начнутся в 2014
году.
Первоначально предполагалось, что мост будет вантовым, и
тогда, скорее всего, он стал бы одной из главных красот города, представляя
собой красивую панораму. Но в итоге специалисты пришли к выводу, что вантовый
мост будет слишком накладен и сложен в эксплуатации в условиях сибирских
холодов, и остановились на более традиционном варианте. Да и дорогой он слишком.
Поэтому внешний вид моста будет традиционным для Бурятии: с
двумя массивными бетонными опорами. В проекте моста шесть полос движения, а его
общая ширина составит более двадцати пяти метров, при длине в двести двадцать.
Большую трудность, помимо моста через саму реку, представляет Транссибирская
магистраль, которую нужно пересечь. Проектировщик в итоге остановился на строительстве
тоннеля под железной дорогой. Здесь же будет развязка с возможностью выезда на
3-ю Транспортную улицу.
Трамвай не пустят
К большому сожалению, в конечном итоге было решено
отказаться от размещения на нем трамвайных полос. Ранние варианты
предусматривали резервирование полосы шириной в 7,5 метра под перспективное
строительство трамвайного пути. Это могло бы стать серьезным импульсом для дальнейшего
развития трамвая, поэтому легко представить, каким ударом его отсутствие
обернется для электрического транспорта Улан-Удэ.
По мнению директора МУП «Управление трамвая» Николая
Хонгорова, трамвайная ветка по новому мосту была бы идеальна для маневренности:
«Конечно, я понимаю, накладно там и тому подобное. Но городской электрический
транспорт всегда был накладен. Это очень печально, что трамвайные пути убрали».
Большая часть транзитных пассажиров из Железнодорожного в
Октябрьский район предпочтут воспользоваться новым мостом, т.к. это и быстрее,
и удобнее, соответственно, откажутся от использования трамвая. «Откуда у нас
будет маневренность, кому охота будет на Кирзавод ехать через тот или иной
(старый) мост? Мы потеряем большую группу пассажиров. Все в помощь
маршрутчикам. А трамвай опять проиграет. После этого какая конкуренция может
быть?» - сказал директор МУП «Управление трамвая».
Нужны новые дороги
По мнению начальника производственно-технического отдела
Улан-Удэстройзаказчика Олега Асеева, мост будет способен в перспективе разгрузить
два старых моста через Уду почти наполовину. Пропускная способность его
составит четыре с половиной тысячи автомашин в час. Действительно ли это так,
покажет время, но уже сегодня видны слабые места проекта. Главная беда состоит
в том, что новый мост, спускаясь с благополучных высот улиц Сахьяновой и
Ключевской, упирается в необустроенную дорожную сеть Кирзавода.
Напомним, сам мост планируется сделать шестиполосным, но в
конце он упирается в двухполосное движение на улице Шаляпина. Расширение этой
улицы в сторону проспекта Автомобилистов до четырех полос планируется, но в отдаленной
перспективе. Другое же направление в сторону читинского переезда по 3-й Транспортной
улице расширять не планируется. Соответственно, до расширения улицы Шаляпина
мост вряд ли физически сможет обеспечить проектную пропускную способность.
Съезд с моста непосредственно в Советский район, на
Батарейку, пока не планируется, но опять же в дальнейшем он может появиться. Выезд
на проспект Автомобилистов останется в прежнем виде, хотя он и представляет
большие трудности для водителей, особенно при интенсификации движения. Здесь
также в перспективе, по мнению специалистов, может понадобиться развязка.
Таким образом, после строительства нового моста потребуется
еще более грандиозное расширение дорожной сети. Иначе от моста будет мало
толку.
Успеют ли спекулянты?
С началом строительства придется снести два дома в
Октябрьском районе на улице Радиостанция, что, учитывая масштабы нового моста,
представляется минимальным ущербом. Впрочем, наиболее ушлые жители Улан-Удэ
наверняка попытаются сейчас скупить квартиры в подлежащих сносу домах, чтобы
затем хорошенько поторговаться за них с властями. Наверное, мэрии следует уже
сейчас озаботиться вопросом с расселением людей, живущих на территории будущего
строительства, чтобы предотвратить ситуации, подобные долгим судебным тяжбам
вокруг возведения развязки на улице Трубачеева.
На противоположном берегу, в Железнодорожном районе новый
мост затронет территории МУП «Водоканал». Большая же часть земель, на которых
будет вестись строительство моста, представляет городскую собственность, так
что сложностей возникнуть не должно.
Объект планируется ввести в строй в юбилейном для столицы
Бурятии 2016 году. И, несмотря на все его недостатки, с началом эксплуатации
моста можно ожидать временного облегчения ситуации с пробками на «Элеваторе» и
проспекте Автомобилистов. Для чего, собственно, мост и планировался.
Владимир Бадмаев, «Номер один».