Развал муниципального транспорта
Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что городские
пассажирские перевозки Улан-Удэ впадают в коматозное состояние независимо от
желаний всех субъектов – власти, бизнеса, пассажиров. На фоне дикой
неэффективности использования имеющихся активов практически не осталось
вариантов поддержания перевозок в цивилизованном виде.
В последние годы муниципальная власть настойчиво связывала
перевозки пассажиров с автобусами вместо маршруток. И достигла в этом деле
невиданных «успехов». Остаются варианты - или перестать возить пассажиров на
автобусах вообще, или выкладывать огромные средства из бюджета, по сути,
расписавшись в бессилии организовать экономически эффективную модель. Для
полноты восприятия необходимо пробежаться по трем основным действующим лицам –
МУП «Городские маршруты», ОАО «Городские маршруты» и мэрия Улан-Удэ. Именно эти
силы организовали столь бестолковую и затратную игру с перевозом пассажиров в
городе.
Искусственные проблемы
Итак, МУП «Городские маршруты». Имело на балансе 63 автобуса, но за 2012 год списаны уже 13 единиц. Автобусы «убиты». На лето прошлого года износ составлял 76,2 процента. Сейчас на линию выходит около 30-34 автомашин. Остальные стоят сломанные. Иначе говоря, автопарк приходит в негодность. Про комфорт, удобство населения и прочую «чепуху» можно забыть. Теперь про финансы МУП. Денег у предприятия нет ни на замену автобусов, ни на расчеты по налогам и зарплате.
Во-первых, МУП, благодаря политике прежнего мэра, уже не имеет
собственной базы. Он арендовал боксы у ОАО «Городские маршруты», таким образом,
мэрия и горсовет загнали сами себя и предприятие в долг на сумму свыше 20
миллионов рублей перед ОАО, где 51 процент принадлежит семье Матхановых.
Во-вторых, МУП – предприятие, генерирующее лишь убытки, при этом такая ситуация создана искусственно. Уже долгое время МУП обслуживает планово убыточные, так называемые, «социальные маршруты» - 134, 135, 16, 2, 5. Туда отправляются более 20 машин, ибо население возить надо, а коммерсантам-автоперевозчикам такие маршруты не нужны. Также с весну по осень ежегодно МУП обязано заниматься нерентабельными дачными маршрутами – 18 машин должны выходить на линию ежедневно. Рентабельных маршрутов, чтобы покрыть убытки от «социальных», у МУП нет.
Итого к оплате аренды за боксы добавляются цифры плановой
убыточности. По давнему обычаю муниципалитет, который раздал все рентабельные
маршруты частникам, должен был восполнять убытки МУПа из бюджета. Однако город
давал родному МУПу в течение 2012 года ровно половину от требуемого (это без
инвестиций, но на поддержание). В 2013 году история похожая, требуется на МУП 108
миллионов рублей, в строке бюджета заложено 52 миллиона. Зарабатывать МУПу не
на чем, ездят по социально-убыточным маршрутам.
Итого: МУП обременено миллионными долгами. Автобусы
продолжают изнашиваться, рентабельности не видно, единственная надежда на тощий
городской бюджет, но и та призрачная. Предприятие - на грани банкротства.
Сомнительное партнерство
Со следующим субъектом - ОАО «Городские маршруты» - ситуация более драматичная, созданный муниципалитетом и структурой семьи Матхановых в изначальном паритете 51 на 49 процент, соответственно, позиционировался при открытии как прорыв в городских перевозках и эффективная модель взаимодействия власти и частного бизнеса на благо горожан. При создании ОАО город отдал в ОАО имущество, а именно гаражный комплекс на проспекте Автомобилистов, а это 14 тысяч квадратных метров земли и недвижимости, Матхановы, в свою очередь, завели в ОАО 50 автобусов.
В течение последующих лет в ОАО произошло два ключевых
экономических события. Первое - автобусы ОАО износились, частью списались, частью
переданы куда-то в аренду, частью не ездят. В общем, актива толком собой не
представляют – сплошная амортизация. Второе – город зачем-то передал решающие
два процента в пользу Матхановых. Итого муниципалитет, как акционер ОАО, не
имеет там автобусов для перевозки пассажиров и потерял контроль над самим
акционерным обществом. Зато Матхановы, обладая 51 процентом акций, контролируют
14 тысяч квадратных метров в центре Улан-Удэ. Кроме того, обладатель
контрольного пакета загоняет в долги вышеупомянутое МУП, у которого в гаражных боксах
ОАО стоят автобусы. Долг МУП перед ОАО, напомним, перевалил далеко за 20
миллионов рублей.
За последнее время основной акционер ОАО «Городские
маршруты» не дал ни одного заявления, ни одной мысли, как предприятие
собирается развивать пассажирские перевозки в Улан-Удэ. Зато в кулуарах мэрии,
горсовета и автотранспортников работают несколько трендов. Во-первых, Александр
Голков всех убеждает, что Иринчей Матханов толковый бизнесмен и что он ему
доверяет. Во-вторых, главный акционер общества «Городские маршруты» более не
заинтересован в транспортном бизнесе. В-третьих, главная его цель в текущей
ситуации - это выкуп оставшихся 49 процентов ОАО у мэрии, с целью полного
поглощения актива в 14 тысяч «квадратов» в центре Улан-Удэ.
Итого мы уже имеем двух ключевых игроков, которые по разным причинам не гарантируют нормальную работу своих предприятий на ниве пассажирских перевозок города. А что же власть? Здесь надо разделить частное и общественное. Частное – это пример, как муниципалитет представляет себе управление транспортом города.
Отставной пограничник
В августе 2012
года Управление
транспорта и связи в мэрии Улан-Удэ возглавил экс-советник по
обеспечению деятельности мэра Андрей Баскаков. До этого 42-летний Андрей
Баскаков служил в частях Федеральной погранслужбы ФСБ России. Пограничник,
управляющий транспортом столицы региона, – странный ход бывшего мэра Геннадия
Айдаева. Можно было бы представить, что г-н Баскаков всю свою силовую
карьеру умело скрывал транспортные таланты, и не было бы к нему претензий.
Однако силовиков, надзирающих за кадровыми назначениями, смутила одна деталь в
биографии начальника. С места последней службы в одном из отдаленных от Бурятии
регионов Андрей Баскаков ушел с формулировкой, запрещающей ему работу с документами,
составляющими государственную тайну.
В мэрии же работа «начальника транспортного цеха» подразумевает как раз оное – перевозки людей - дело стратегическое, в том числе связанное с безопасностью сотен тысяч людей и имеющее специфические секреты. Сейчас силовики сразу нескольких ведомств работают над документами г-на Баскакова и, вероятно, укажут ему, в каком направлении надо идти от должности начальника.
Учитывая все вышеперечисленное, включая впервые в жизни занимающегося гражданскими перевозками «начальника транспортного цеха», у мэрии и горсовета не видно просвета. А те мероприятия, которые находятся в проектах, только усугубляют пессимизм.
Бессмысленные траты
Во-первых, мэрия собирается перевозить убыточное МУП
«Городские маршруты» из гаражей (ранее муниципальной собственности), ныне контролируемых
семьей Матхановых. На эти цели бюджет планирует истратить 44 миллиона городских
рублей – уже заключен договор о намерениях о покупке 4 тысяч квадратных метров
на «Электромашине» по цене 11 тысяч рублей за метр. Горсовет, возможно, попытается
одобрить эту сделку на ближайшей сессии. Может, такого вопроса на сессии и не
появится, но планы такие фигурируют точно. Ибо 1 июня 2013 года МУП должно
покинуть гаражи ОАО. Если таковое случится, то МУП «Городские маршруты» с
изношенным транспортом и без программы развития вкачает в себя в год без малого
100 миллионов рублей только на «прожить», без обновления автопарка. И с очень
неясными перспективами на будущее из-за плановых убытков и без рентабельных
маршрутов, которые переданы на аукционах частным компаниям.
Учитывая, что мэрия собралась перевозить автобусы МУП с базы ОАО «Городские маршруты», то окончательно становится невнятной история с ее 49 процентами в ОАО. Вернее даже очень понятной. Матхановы выкупят этот пакет в счет долга, найдут компромисс по цене с лояльным к ним нынешним мэром. Таким образом, город окончательно, уже де-юре, потеряет огромный кусок земли с недвижимостью.
Итак, город, несколько лет пытаясь модернизировать
пассажирские перевозки, получил убыточное МУП и потерял кучу собственности. При
отсутствии внятной структуры управления транспортом, естественно, ничего не
говорится и о покупке новых автобусов. В бюджете денег на это нет, инвесторов,
как мы видим, тоже нет. Напомним, что действующий муниципальный автопарк
изношен более чем на 75 процентов и его добьют в течение 2013 года.
Единственным спасением могло бы стать финансирование покупки
автобусов из бюджета Бурятии через целевое субсидирование. Однако правительство
Бурятии о подобном даже не заикается. Более того, в программе празднования
350-летия Улан-Удэ покупка автобусов не значится. Такое ощущение, что в
правительстве просто не знают, кому доверить новую технику. В результате на
сегодня ни один человек ни в городе, ни в республике не сможет объяснить
населению, как будет развиваться пассажирский автотранспорт в Улан-Удэ, если
отбросить в сторону популизм и лозунги. И не забудьте, что с 1 января 2014 года
корейские маршрутки запрещены к использованию.
Виктор Золотарев, «Номер один».