03.04.2013 в 09:23

Улан-Удэ проходит испытание на прочность

Депутат Народного Хурала Андреян Зыбынов в интервью «Номер один» объяснил, что сдержанно относится к последним кадровым революциям в мэрии Улан-Удэ. Призвал правительство Бурятии финансово поддержать муниципалитет и посетовал на отсутствие прозрачности в земельной политике Улан-Удэ.
A- A+

Как воспринял депутатский корпус Народного Хурала декабрьские кадровые изменения в мэрии Улан-Удэ и мартовские структурные реформы муниципалитета? 

– Подавляющая часть депутатов Народного Хурала восприняла кадровые и структурные изменения в муниципалитете как данность. Была обозначена позиция и главы республики. Учитывая наличие вертикали власти в Бурятии, большая часть депутатов приняла такие решения как факт, повлиять на который в сложившихся условиях невозможно. 

Тем не менее то, каким образом это все проходило и к каким результатам это привело (а прошло уже более 100 дней),  вызывает неоднозначную оценку. Более того, есть обеспокоенность дальнейшим развитием событий. В свете эффективности управления городом. На текущий момент структура власти, принятая в Улан-Удэ, проходит серьезные испытания на прочность.

Уже сейчас мы сейчас обсуждаем, останется ли на своем посту действующий сити-менеджер Евгений Пронькинов. Кто придет ему на смену, какой период времени понадобится на притирания? Сейчас любой руководитель или сотрудник, работающий в аппарате муниципалитета, находится в стадии ожидания. Все это может затянуться, и пострадают интересы дела. Каким будет результат, пока сказать очень сложно.

Вы знаете больше, чем журналисты и обыватели города, в силу депутатских обязанностей. Насколько штамп крайне тяжелого финансового положения Улан-Удэ – закредитовка коммерческим банкам, нехватка собственного бюджета на соцнужды и так далее соответствует действительности? 

– У города есть сильные стороны. Например, наличие предприятий, того же авиазавода, продукция которого экспортируется в десятки стран. Гости Улан-Удэ, плохо знакомые с городом, искренне удивляются наличию такой промышленности в Бурятии, в принципе. Это я  к тому, что в Улан-Удэ есть опорные точки, которые позволяют с некоторым оптимизмом смотреть вдаль.

Тем менее вынужден признать, что состояние городского хозяйства является нестабильным. Недостаточность средств городского бюджета очевидна. Простой пример.  Более половины обязательств городского бюджета – это расходы на образование. При наличии системных проблем в теплогенерации, неважном состоянии дорожной и коммунальной инфраструктуры, лавинообразном расширении сельского неблагоустроенного кольца вокруг города, плохой экологии, кризисе транспортной системы, высоких тарифах. И это далеко не весь перечень проблемных мест.

По уровню бюджетной обеспеченности на одного жителя Улан-Удэ устойчиво отстает от большинства столиц регионов СФО. А среди муниципальных образований Бурятия стоит вообще на последнем месте, хотя все прекрасно понимают, какую инфрастуктуру надо городу поддерживать и развивать. 

Я так понимаю, речь идет об увеличении помощи республики со стороны Бурятии. Вы согласны, что от республики следует увеличивать бюджетный поток в сторону столицы региона?

– Целый ряд депутатов, прежде всего избранных от города, и членов комиссии по вопросам развития Улан-Удэ, считает – да, город надо поддержать. Другое дело, что у прежнего руководства города  намерения изменить межбюджетные отношения не были подкреплены реальными делами. Предложения озвучивались, но на стадии внесения инициатив в Народный Хурал для финансовых решений ничего от города не поступало. Либо инициативы вносились и позже отзывались.

Задача осложняется с очевидными трудностями в самом республиканском бюджете. Долгожданный рост заработной платы в системе образования и здравоохранении привел к принятию бюджета Бурятии с дефицитом, достигшим предельных значений. Напряженное состояние бюджета приводит к тому, что изменить межбюджетные отношения между республикой и Улан-Удэ – задача весьма трудновыполнимая. 

Другое дело, что та властная конструкция, принятая в Улан-Удэ на сегодня,  санкционирована главой Бурятии. И все думающие горожане прекрасно понимают – такой порядок вещей предполагает соответствующую ответственность главы региона. Если раньше можно было сослаться на всенародно избранного мэра Улан-Удэ, со всеми его недостатками и недоработками, то сейчас уровень ответственности главы прозрачен и очевиден. Поэтому, возможно, и этот фактор повлияет на передачу части налогов от республики городу.

В бюджете Бурятии на 2013 год поступления по упрощенной системе налогообложения запланированы на уровне 1,1 миллиарда рублей. Ясно, что именно на территории Улан-Удэ формируется данный налог. Отдать этот налог муниципалитету вполне логично. Другое дело, что сама мэрия должна грамотно администрировать эти налоги. Сомнения и в этом тоже есть. 

Мэрия неэффективно пользуется своими возможностями?  

– Никто не отрицает, что город плохо работает над увеличением собственных доходов. Улан-Удэ обладает имущественным комплексом стоимостью 17 миллиардов рублей, и земельными ресурсами в пределах 12–13 тысяч гектаров. При этом отрицательная динамика по собственным доходам. Возьмите налог по ЕНВД. В основном это фиксированные платежи предпринимателей сферы торговли и услуг. В городском бюджете план – 300 миллионов рублей. Я сомневаюсь, что он будет выполнен.    

Или земельный вопрос. Есть компании, серьезно изучающие строительство гостиницы уровня 4 звезды. Дело безусловно нужное. Было проведено исследование, привлечена иностранная консалтинговая компания. Это достаточно дорогое удовольствие. Исследование показало, что такую гостиницу построить можно, более того, с дальнейшим управлением международным гостиничным оператором. 

Единственным условием и инвесторов, и операторов является расположение отеля строго в центре города. Буквально пошаговая доступность от площади Советов. Только в этом случае проект имеет смысл. Вместе с тем я не помню за последние 20 лет публичных торгов по земельным участкам в центре города. А это уменьшение доходов в бюджет, в том числе, плюс отсутствие реальных предложений для инвесторов в центре города.   

  Насколько политика вмешивалась в финансовые взаимоотношения города и республики при предыдущей улан-удэнской власти? 

– На самом деле и у прежнего руководства Улан-Удэ, и у нынешнего, стратегические установки одни. Но подходы были разные. Безусловно, влияет личностный фактор. Он всегда в России имел немаловажное значение. Разность подходов правительства региона и бывшего мэра была очевидной. Очень удобно в таких ситуациях показывать друг на друга пальцем. 

Помимо межбюджетного решения вопроса по налогам, депутаты Народного Хурала не раз обсуждали Республиканскую целевую программу «Столица» с финансированием Улан-Удэ. Какие там перспективы?  

– Я не раз задавал вопрос главе региона о судьбе республиканской целевой программы «Столица». Складывается ощущение, что происходит затяжка. Сейчас одно объяснение – надо согласовать и утвердить в Москве план юбилейных мероприятий. И он должен войти в программу «Столица». 

Я поясню. Существуют задачи на отдаленную перспективу в развитии города сроком на . 10–20 лет. Но кто-то уже из жизни успеет уйти и не дождаться перемен. Поэтому мы должны видеть перспективы не только на такой длительный период, но и на 5–7 лет. 

Банальный пример. Как сейчас строить в центре города в условиях нехватки инфраструктурных мощностей? Два района, прилегающих к центру города, по сути, выпадают из развития Улан-Удэ. И решать надо весьма оперативно.

Принципиально важно, чтобы новый состав Народного Хурала озаботился принятием РЦП «Столица». Чтобы она была напряженная, реально выполнимая и там были прописаны источники финансирования. Она сейчас есть в первом приближении, в формате наброска. Уже есть план юбилейных мероприятий. Будем считать, 50–70 процентов от РЦП «Столица» в нем уже, возможно, есть. Но до праздника менее трех лет, а целевая программа должна приниматься на более длительный срок.  

И последний частный вопрос. Общественность удивилась размещению будущего стратегического для культуры Бурятии объекта – Национального музея на Верхней Березовке. Каково Ваше мнение по поводу размещения? 

– Сомнения в верности такого подхода очевидны. Я обращался официально к главе города. Комплекс Национального музея должен стать украшением столицы республики, быть максимально доступен горожанам. Говорят, в городе нет подходящих площадок, не связанных со сносом. Все свободные земли розданы. Вероятно, это так. Но давайте попытаемся еще раз взглянуть на место возле Богатырского моста, планируемое под крытый ледовый дворец, другие площадки. Федерация занята оптимизацией ресурсов на строительство спортивных объектов c главным упором на олимпийские объекты в Сочи. Есть опасность, что мы не построим там  ледовый дворец в ближайшие годы и в то же время  разместим Национальный музей практически за городской чертой. 

Беседовал Артем Самосонов, «Номер один».

Читайте также

В Улан-Удэ бизнесмены Матхановы безвозмездно передали базу для МУП «Городские маршруты»
Теперь там можно будет построить новый бокс для автобусов
28.03.2024 в 18:46
В Улан-Удэ хирурги РКБ провели ювелирную операцию по удалению кисты
До этого женщина дважды оперировалась в Иркутске, но безрезультатно
28.03.2024 в 17:43
Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
В Бурятии наградили медалью главного врача дома ребенка «Аистенок»
Аюр Бато-Жаргалович Бимбаев работает в здравоохранении 46 лет, из них 30 лет в руководящей должности
28.03.2024 в 17:34
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.