Кому доверят выбор
Владимир Путин подписал закон, по которому регионы сами могут отказаться от всенародных выборов губернатора в пользу утверждения главы региона местным парламентом. Политики Бурятии крепко задумались о том, что будет с нами через 5 лет.
Нынешний глава Бурятии Вячеслав Наговицын был предложен Бурятии федеральной властью и утвержден в должности Народным Хуралом. Свой второй срок он получил буквально в последний момент действия такого порядка назначения. С лета прошлого года по всей стране вновь был введен в действие принцип прямой выборности губернаторов населением. И вот, не прошло и года, как в главный для регионов закон вновь внесены изменения. Нашему Хуралу предложено выбирать из двух вариантов – прямые выборы главы или утверждение его депутатами.
Вторая схема заключается в следующем: каждая из представленных в региональном парламенте партий должна предложить президенту страны не менее трех кандидатов на пост главы субъекта. Президент выбирает из них три наиболее подходящие кандидатуры и предлагает их региональному парламенту. Для победы кандидату необходимо набрать более половины голосов депутатов. Предполагается, что столь сложная процедура создана для регионов со сложным политическим климатом и национальным составом, такими как некоторые республики Северного Кавказа. И, наверное, Бурятию нельзя причислить к числу таких регионов.
Но некоторые представители «Единой России» в Бурятии уже высказались в пользу отмены у нас всеобщих выборов. Так, председатель комитета Народного Хурала по госустройству Анна Скосырская уже заявила о своей поддержке закона: «Очень сложно проходить нам через выборы, в народе нарастает нервозность, напряжение, обострение межнациональных отношений, хотелось бы всего этого избежать. Лично я бы внесла такой законопроект в Народный Хурал».
Ее коллега по партии и комитету Михаил Кравченко настроен менее решительно: «В настоящее время у нас принят закон о всеобщих выборах. Поскольку есть закон, разрешающий принимать другую форму избрания, то это дело будущего. Лично мое мнение, выборы, конечно, дело хорошее. Я за всенародные выборы. Есть регионы, где условия другие и вполне можно избирать главу в региональном заксобрании. В зависимости от сложности региона», - сказал Михаил Кравченко. Тем не менее депутат не исключил, что его мнение впоследствии может поменяться: «Не исключено, что и этот вопрос всплывет и будет решаться. Будем обсуждать, я человек партийный».
Представители хуральской оппозиции, напротив, категорически против любых попыток упразднения всеобщих выборов главы республики. Так, лидер бурятских либерал-демократов Игорь Бобков заявил, что в избрании главы парламентом нет логики. «Все-таки существует три ветви власти, которые должны быть абсолютно независимы друг от друга. Исполнительная власть должна быть сама по себе, законодательная – сама по себе. Они должны принимать законы только путем обстоятельных дискуссий», - сказал он.
Действительно, в связи с нововведениями изменяется не просто форма избрания, но и вся структура власти. Если раньше Народный Хурал мог лишь утвердить кандидата, представленного президентом, или отвергнуть, то теперь они могут выбирать из нескольких человек. Что естественным образом ставит избранного главу в зависимое положение по отношению к законодательной ветви власти.
«Эти все поползновения отхода от демократических норм, все от лукавого, - заявил справоросс Владимир Гейдебрехт. - У меня стабильно устойчивое мнение – лучше всенародных выборов ничего нет. Я за то, чтобы решал народ, а не группа политиков, которых можно обработать. Тем более что сегодня наш парламент выражает в основном мнение одной партии, рулевой. Поэтому никакой демократии я тут не вижу абсолютно. У нас не хватает демократии, поэтому мы все время что-то придумываем, то сити-менеджер, то еще что-нибудь. Нам скучать не дают».
Против и коммунисты, которые устами Юрия Тармаева заявили, что отдают предпочтение всенародным выборам.
Но надо помнить, что в Народном Хурале все же большинство составляют «единороссы», а они, как видно, готовы отменить всеобщие выборы или, как минимум, могут об этом задуматься в «интересах партии».
Тем не менее вряд ли стоит ожидать немедленных изменений республиканского законодательства. Следующие выборы главы пройдут почти через пять лет, тогда как состав Хурала поменяется уже в сентябре этого года. И поменяется, скорее всего, в худшую сторону для правящей партии, чем сегодня, что чревато потерей контроля над ситуацией. К тому же, учитывая, с какой скоростью уважаемые законодатели изменяют избирательное, и не только законодательство, к семнадцатому году все может поменяться еще десять раз.
Владимир Бадмаев, «Номер один».