Офисная медицина
Коммерческое здравоохранение переживает в Бурятии бурное развитие
В Улан-Удэ открыто свыше 200 частных медицинских учреждений. Работает даже одна частная поликлиника, которая по своим размерам не уступает государственным. С чем связано бурное развитие платной медицины?
Первые официальные частные клиники в Бурятии появились лишь в середине 90-х. И открывали их врачи, недовольные тем, что происходило в государственных больницах. Главное, что их не удовлетворяло, естественно, кроме мизерной зарплаты, это бюрократизм. По словам самих врачей, бюрократии в медицине в последние годы становится все больше. Причем, регламентируется даже время каждого посещения. В среднем получается, что врач может уделить одному пациенту лишь двенадцать минут своего времени. Конечно, реально за это время врач не успевает оказать помощь.
Ведь он должен успеть выполнить все бюрократические процедуры, заполнить историю болезни. На собственно обследование пациента и выяснение причины его недуга у него остается совсем мало времени. В таких условиях врачи в принципе не имеют возможности полностью реализовать свои способности. Естественно, это не может удовлетворить как самих врачей, не желающих быть рабочими при конвейере, так и их пациентов.
Спрос нашел предложение
- Появляется категория врачей, которые достигли хорошего профессионального уровня. У них есть определенная клиентура, которая готова платить деньги этому врачу за эксклюзивное лечение. В рамках государственной медицины не всегда получается оказать такую услугу. Человек, который открывает клинику, дозревает до такого уровня, когда он хочет подстроить эту работу под себя. Не быть зажатым в жесткие рамки, правила государственной системы, - говорит Сергей Урханов, главный врач частного медицинского центра «Нефрон», основанного в 1996 году.
С другой стороны, пациенты, способные оплатить более пристальное внимание к своей персоне со стороны врачей, также оказываются недовольны сложившейся системой. Со временем их становится все больше. Но в рамках государственной системы большее внимание к платежеспособному больному в ущерб его менее состоятельному товарищу по несчастью было бы преступлением.
Поэтому из государственных клиник стали уходить самые опытные и квалифицированные врачи, переходя на частную практику. За ними потянулась их клиентура. Впрочем, возможно, именно пациенты потянули врачей в платную сферу, но, так или иначе, создание частных клиник оказалось вполне закономерным явлением.
- Если есть спрос, то есть предложение. Если частная клиника открывается, значит, это кому-то нужно. Это же посетители, люди, которые оплачивают услуги. Как и любая услуга, если она востребована, значит, она будет представлена рано или поздно», - подытоживает Сергей Урханов.
Этому также способствовали существенно большие заработки врачей в частной сфере, что неудивительно. Во всем остальном мире врачи являются самой высокооплачиваемой профессией, а конкурсы на медицинские факультеты наиболее напряженные.
Будущее за…
Поначалу все было не так радужно. Доктор вспоминает, что в самом начале работы пациенты даже пытались торговаться, как на обычном рынке. Было также много негатива и недоверия со стороны клиентов. Но со временем люди все больше привыкают платить за медицинскую помощь.
- Временная связь с Советским Союзом, с социализмом немножко стирается. Вырастает новое поколение, которое при социализме не жило, - говорит он.
По мнению Сергея Урханова, у частной медицины в Бурятии есть огромный простор для развития. Прежде всего, ее бурное развитие показывает возросшую платежеспособность населения.
- Как бы ни говорили, как бы ни ругали правительство, но уровень жизни в России повысился. Этого отрицать никто не будет. Понятно, что есть незащищенная категория граждан, но появляется та прослойка, которая уже хочет получать качественную помощь и готова платить за это деньги. Она достаточно широка, я бы сказал. Раз некоторые медицинские центры расширяются, открываются новые, закупают дорогостоящее оборудование, - говорит он.
Конечно, успеху частных клиник также способствовала деградация государственной системы здравоохранения. В прошлых номерах мы писали про это, что в общем потоке пациентов врач, поставленный в конвейерные условия, просто не успевает выяснить причину недуга. Врачи оказываются даже неспособными поставить диагноз.
К этому добавляется снизившийся уровень образования врачей, благодаря чему каждый поход к доктору становится лотереей. Если попадется хороший врач, значит, повезло, но они, как правило, уходят на частную практику. А если плохой? Ведь может оказаться, что онкологическую болезнь врач неделями будет «лечить» анальгином. Чтобы гарантированно избежать смертельной «русской рулетки», пациентам приходится кланяться самым дальним знакомым-врачам, чтобы лечили хорошо, но по блату, либо обращаться в платные клиники. Другой альтернативы просто нет.
Симбиоз
Но полностью заменить собой государственные больницы частники все же не способны, хотя в некоторых областях, например, стоматологии, их удельный вес все больше.
- Это нереально, и такой задачи вообще не стоит. Бесплатная помощь по обязательному медицинскому страхованию, экстренная медицинская помощь, скорая помощь, такие больницы, как БСМП, просто обязаны быть. Они вообще не должны переходить в частную медицину, и эти вопиющие факты, когда с больных за экстренную операцию деньги требуют, это крайне неправильно, - говорит Сергей Урханов. - Одно дело - человек приехал в частную клинику, он готов платить сознательно, другое дело, когда его в бессознательном состоянии привезли срочно на операцию, и в этот момент с него начинают деньги требовать, это чудовищные случаи. Так не должно быть. Государственная и частная медицина должны идти параллельно.
К тому же, несмотря на то, что многие частные клиники закупают дорогостоящее оборудование, есть сферы, которые не смогут освоить из-за рыночных условий. По мнению Сергея Урханова, частная хирургическая клиника в Улан-Удэ пока не нужна:
- В нашем городе столько больниц государственных, там площадей море. Можно работать как в Америке, есть небольшие центры, где врачи ведут прием, оказывают первичную, консультативную помощь. А если больного нужно оперировать, то они заключают с больницей договор аренды. Приехал, прооперировал своего больного. Это называется «офисная медицина», она распространена в большинстве стран. Я думаю, это придет, рано или поздно, – говорит врач.
Офисная медицина почти стала нашей реальностью, а «пещерных медучреждений», по выражению Сергея Урханова, выписывающих липовые справки, на рынке все меньше. «Вряд ли сейчас кто-нибудь будет рисковать репутацией целой клиники из-за какого-то больничного. Легально сейчас работать выгодней», - говорит он. Таким образом, бесплатная государственная и частная медицины должны существовать в некоем симбиозе, составляя разумную альтернативу друг другу, а иногда дополняя. Видимо, за этим будущее.
Владимир Бадмаев, «Номер один».