Самый бедный депутат Хурала
Мандат депутата Народного Хурала пятого созыва, врученный на прошлой неделе учителю улан-удэнской школы № 32 Татьяне Берлиной, стал полной неожиданностью для всех: политиков, сторонников ЛДПР, педагогической общественности и даже самой Татьяны Алексеевны. Произошло невозможное. Оппозиционную партию в Хурале теперь будет в одиночку представлять рядовая 59-летняя учительница, живущая в служебной квартире в поселке Тальцы на зарплату в 15 тысяч рублей.
В СССР в Советы народных депутатов избирали, как правило, простых, но уважаемых в своих коллективах людей. Были там и рабочие, и колхозники, были и учителя. Когда мы от социализма перешли в капитализм, эта практика сошла на нет. В Государственную Думу, в Народный Хурал «представители народа» попросту не попадали. Все знают, для того чтобы попасть в парламент, нужно очень много денег. Тем и удивителен случай Татьяны Берлиной – первого учителя в парламенте Бурятии за более чем 20 лет.
- Татьяна Алексеевна, Вы, наверное, никогда в жизни не занимались политикой, но почему-то полгода назад вступили в ряды ЛДПР. Что случилось-то?
- Все произошло совершенно неожиданно для меня самой. Предложили вступить в партию, программа показалась мне правильной, и я согласилась. Дети мои выросли, после смерти мужа я живу одна. Живу в поселке Тальцы, где все меня знают и где очень много проблем. У нас нет аптеки, детского сада, полноценной школы (есть только начальная). Каждый день я вместе с другими часами стою на остановке, потому что все маршрутки идут переполненные. Сейчас многие живут на дачах, с детьми добираются до города как могут. Прошлую зиму мы едва не замерзли, отопление нам до сих пор не дали, и что будет с нашими домами этой зимой, неизвестно. Получается так, что женщины сегодня вынуждены брать самое сложное на себя, потому что больше некому. Вот я и решила изменить ситуацию.
- Какую предвыборную кампанию Вы проводили, как распространяли листовки, кто входил в ваш штаб, наконец, сколько денег потратили? Сколько раз Вы лично встречались с Жириновским, который решил отдать мандат именно Вам?
- С Жириновским я никогда не встречалась, только видела по телевизору. У меня нет денег, поэтому я ничего не потратила на выборы, не печатала ни баннеров, ни листовок. И штаба у меня тоже не было, мне практически никто не помогал. Однажды мы с Бобковым, вооружившись мегафоном и партийными газетами, в которых моей фамилии тоже не было, прошли с агитацией по ул. Ключевская, а дальше я все делала сама. Единственное, чем мне помогли, напечатали визитки, на которых было написано «Бурятское региональное отделение ЛДПР - Берлина Татьяна Алексеевна» и мой номер телефона. Эти–то визитки я и раздавала вместе с газетами.
Люди звонили даже в день выборов. Спрашивали, почему меня вычеркнули из списков. На избирательных участках в Тальцах и Звездном вместе с Бобковым вычеркнули и мою фамилию. По этой причине я потеряла много голосов. Тем не менее партия на округе № 13 набрала лучший по республике результат - 10,28 процента. О том, что мне будет отдан единственный мандат от партии, я узнала в день выборов. Все в ЛДПР были в шоке. В школе было примерно то же самое – никто ведь не знал, что я иду на выборы. Если бы Жириновский не отдал мандат мне, никто бы даже не знал, что я участвовала в этих выборах. Сразу скажу, реакция была разная и самая неожиданная. Ученики сказали: «Ну вот, нас теперь депутат будет учить». Кто-то поздравлял, кто-то откровенно в глаза говорил, за что мне теперь будут много денег платить... Каждый день приходят люди, которых я вижу первый раз в жизни, с просьбами взять их в помощники.
- У Вас была мысль отказаться от мандата?
- Были сомнения, но мысли такой не было. Получается, зачем я тогда шла на выборы?
- Выборы закончились, но на вопрос, почему Жириновский снял весь республиканский список ЛДПР во главе с Бобковым, так никто и не ответил.
- Мне как абсолютно новому человеку в партии, где я толком никого и ничего не знаю, ответить на этот вопрос будет трудно. Сам Жириновский объяснил это в программе «Вести 24» сразу после выборов. Думаю, дело не в Бобкове и каких-то других личностях, ведь Владимир Вольфович сделал это не только в Бурятии, а во многих регионах страны. Думаю, главная причина здесь в финансовых нарушениях.
- На первой же сессии Вас избрали председателем комиссии по контролю за использованием электронной системы голосования. Какие у Вас впечатления от сессии, от депутатов. В какой комитет Вы вошли, выбрали ли себе помощников, голосовали ли за Гершевича и убеждали ли Вас голосовать именно так?
- Да, я голосовала за Гершевича. На меня не влияла фракция, потому что ее нет, не влияли другие депутаты, которых я не знаю. Давления никакого не было, просто говорили «делайте правильный выбор». Я голосовала именно так, потому что выступление Гершевича для меня было убедительнее, чем выступление Базарова. Кроме того, я знаю, что Гершевич - профессиональный юрист, работал в прокуратуре, знает законы.
Я закончила технологический институт, инженер–экономист по специальности, в школу попала волею судьбы и преподаю экономические дисциплины. Поэтому выбрала комитет по экономической политике и охране окружающей среды, где председатель - Вячеслав Ирильдеев и куда вошли Анатолий Кушнарев, Леонид Белых, Пашинский и другие представители самых разных партий. Раньше ЛДПР, как фракция, имела комнату, но поскольку фракции сегодня нет, мы - три таких же депутата, представитель партии пенсионеров и «Гражданской платформы», объединились в группу, которую в шутку назвали «Гражданская ЛДПР за справедливость». Нам дали кабинет, где мы можем встречаться с помощниками. «Единая Россия» занимает целый этаж.
До выборов я, конечно, никогда в Хурале не была. Мне сделали экскурсию, все показали. На сессии я сидела рядом с директором школы из Северобайкальска Оксаной Васильевной Бухальцевой.
- Кого Вы взяли в помощники?
- Депутату Народного Хурала положено три оплачиваемых помощника и до семи помощников на общественных началах. Пока я взяла только одного помощника, тоже члена партии ЛДПР – молодого, энергичного лидера Сергея Чукреева. Он мне очень помог на начальном этапе, со всеми познакомил, многое объяснил. С другими помощниками пока не определилась.
- Многих сводит с ума мысль, что обычная учительница стала депутатом Народного Хурала. Вы на самом деле обычная учительница?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я рано вышла замуж, муж работал в войсковой части, четверо детей, я не отказывалась ни от какой работы. Начинала трудовой путь на стекольном заводе, было что и газеты разносила на почте. У меня нет педагогического образования, но в 1987 году меня пригласили в школу № 30 вести труды. Помню, в школе была единственная швейная машинка. Тогда время было такое, я заключила договор с фабрикой верхнего трикотажа, мы брали там сырье и шили для жителей поселка одежду. Швейные машинки брали в аренду. Мои ученики на уроках получали зарплату. Нас показывали по телевизору, приезжали делиться опытом. Но потом аренда стала очень дорогой, и все эти начинания заглохли. Я была одной из первых, кто начал преподавать в школе такой предмет, как экономика. Преподавала этот предмет и в школе № 49, финансово–кредитном колледже. Каждый год мои ученики участвуют в профильных олимпиадах, конференциях, фестивалях.
- Депутат Народного Хурала, ведущий уроки в обычной школе, - это, конечно, круто, но как Вы с такой общественной нагрузкой планируете дальше работать в школе?
- Из школы я уходить не планирую, но, безусловно, надо будет что-то менять, потому что нагрузка у меня сегодня 20 часов в неделю. Это много, причем расписание составлено таким образом, что нет ни одного свободного дня, а депутатская работа требует каждодневной работы. В прошлую субботу была партийная конференция, в воскресенье мы встречали агитпоезд Жириновского… Необходимо поднимать рейтинг партии, который рухнул в один миг, выполнять программу, которую приняли. Я ни в коем случае не хочу занять место Бобкова, вести себя каким-то необычным образом, считаю, что это совершенно необязательно.
- Удачи вам!
Татьяна Никитина, для «Номер один».