Жизнь с чистого листа
Удивительный зэк с 30-летним стажем и четырьмя профессиями
Как начать жизнь с чистого листа? Кому-то не хватает силы воли, кому-то смелости, а кому-то просто желания. Александр Ким просидел за решеткой 30 лет. Освободился летом этого года и решил – хватит. Оторваться от старой жизни и найти место в новой было нелегко – никто не брал рецидивиста на работу. Но он не отчаялся, не сломался.
Сын депутата
Сейчас у него есть любимая работа, крыша над головой, а главное – планы на будущее. Александр в свои 52 года нагоняет упущенное – недавно он поступил в колледж на строителя, по окончании планирует поступить в институт, а дальше - открыть свое дело.
Александр освободился из колонии в июне этого года, где отбывал наказание за «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть». Говорит, что к этому преступлению не причастен. Друга Пашку он не обидел бы, да и за что его было убивать? О своих прежних судимостях рассказывает с неохотой. Впервые сел в 18 лет за разбойное нападение, а дальше снова и снова попадал за решетку.
- Как в первый раз попал? В кабаке это было, я впрягся, потому что все время за справедливость был, - рассказывает Александр. – Мамка, она у меня заслуженный врач Алтайского края, всю войну прошла, все время мне говорила: «Как какая драка, ты обязательно там». А почему? Потому что слабым всегда помогал. Отец в ту пору депутатом города был, из-за меня ушел – положил свой партбилет. После освобождения уехал из родного Бийска в Горноалтайск учиться на зоотехника. Поступил, но и дня не проучился – когда за решеткой побываешь, друзей много становится.
С тех пор прошло много времени, родителей уже нет в живых, с родственниками – всего в семье было семеро детей, Александр самый младший – не общается. Говорит, не хочет их беспокоить, боится навредить. Хочет сначала закрепиться на свободе, обжиться, а уж потом дать весточку, что жив и здоров.
Планы – техникум, работа
- Конечно, жалею о тех годах, что просидел, - опуская голову, говорит Александр. - С 1978 года жалею. Видно, так Богу было угодно. У меня ведь с детства большие планы были, хотел в армию попасть, по отцовской линии пойти и военным стать. Не получилось.
Был период в жизни, когда казалось, темная полоса закончилась. На озере Иссык-Куль Александр встретил девушку, переехал в Улан-Удэ, женился, получил квартиру от ЛВРЗ. Но когда сыну исполнилось 4 года, он снова попал за колючую проволоку – на шесть лет. К изнасилованию, в котором его обвинили, Александр говорит, что непричастен: «По экспертизе там все было чужое, не мое. Я за долгом к ней пришел, а она отдавать не хотела, пообещала, что меня упакуют. Так и вышло».
Сыну уже 23 года, Александр им очень гордится. Созваниваются отец с сыном почти каждый день.
- Сын мне говорит: «Батя, хватит сидеть, если бы тогда не сел, жизнь бы другая была», - делится Александр. – Сейчас я решительно настроен. Все конфликты обхожу стороной - они в мои планы не входят. У меня другие планы – техникум, работа.
Выбраться из колеи
Это сейчас планы стали реальностью, а еще несколько месяцев назад Александр не знал, где будет сегодня ночевать и что кушать. Будучи в заключении, Александр не тратил время зря – с 1997 года начал усиленно учиться. Получил несколько рабочих специальностей – машинист паровых котлов, электромонтажник, обувщик, столяр-сборщик. В Центр занятости населения на День открытых дверей его направил участковый. Бывший зэк пришел и, к своему удивлению, ему предложили ряд вакансий. Александр пешком, в дождь и в солнце обходил все организации - денег на проезд у него не было. Но эйфория закончилась, когда он понял, что с судимостью его никто на работу не возьмет.
- Если человек был за решеткой, на свободе ему приходится очень тяжело, - говорит Александр Балданов, друг бывшего заключенного. – Это как будто проклятие. Словно кто-то задал параметры, и из этой колеи человек не может выбраться. И даже сейчас, после освобождения, эта колея не отпускает. Александру очень хотелось порвать с прошлым, но от него как от прокаженного отворачивались.
Александр Балданов, инженер-гидротехник, познакомился с бывшим заключенным на детской спортплощадке, куда каждое утро Александр Ким приходил заниматься физкультурой из центра социальной адаптации «Шанс». Сейчас тезки с улыбкой вспоминают ту встречу. Они разговорились, и случайный знакомый решил помочь Александру с работой. Получив в нескольких организациях отказ, новый знакомый, который стал для бывшего зэка первым и самым верным другом, предложил обратиться в прокуратуру.
Слесарь пятого разряда
- Раньше Александр считал, что прокуратура только сажает, но она еще и помогает, - вспоминает Александр Балданов. – Мы пришли на прием к прокурору Советского района, он принял нас очень хорошо. Мы объяснили, что из-за судимости Александра не принимают на работу, и прокурор взял наше обращение на контроль.
Пока шли разбирательства, тезки продолжали искать работу. В конце концов, работа нашлась в «Мостостроительном отряде № 34», руководство которого не заостряло внимание на судимости, главным критерием были рабочие качества. И спустя три месяца не разочаровалось в нем.
- Человек зарекомендовал себя с положительной стороны, Александр - работник с большой буквы, у него золотые руки, - говорит Вячеслав Белобородов, заместитель начальника котельной. - От всего сердца и от всей души говорю - мы очень им довольны. С его приходом у нас все гаечки закрутились, на каждой задвижке бирочки висят: очень ответственно он относится к своему делу, потому что любит свою специальность.
Александр работает слесарем-сантехником пятого разряда. Мостоотряд предоставил ему общежитие.
Жизнь только начинается
Прокуратура, между тем, провела проверку по жалобе Александра Ким.
- В ходе проверки было установлено, что специалистом по работе с персоналом филиала «Улан-Удэнский» ОАО «Славянка» Александру Ким был предоставлен для заполнения ряд необходимых для приема на работу документов. Когда все было заполнено, специалист узнала о наличии факта судимости трудоустраивающегося, в связи с чем сделала запись в направлении на работу, выданное Центром занятости, о несоответствии кандидатуры последнего, отказав в трудоустройстве, - сообщает Анастасия Багаманова, помощник прокурора Советского района. - Защищая нарушенные права гражданина, прокуратура обратилась в суд с требованием о признании незаконным отказа в приеме на работу и понуждении ответчика заключить трудовой договор.
26 сентября иск прокурора был удовлетворен. Но работать в организации, которая ему отказала, Александр Ким не стал – он уже устроился на работу, где ему поверили. Подвести «Мостоотряд» он не мог.
- Я постепенно адаптируюсь к новой жизни. Встаю в 4 часа утра, сначала иду позаниматься на своем тренажере, - говорит Александр, показывая придуманный и сделанный своими руками снаряд. – Затем в душевую - такая бодрость появляется, потом и дело ладится!
Александр с детства любит заниматься спортом, особо любит тренировки на турниках - «старшеклассники меня поймать на турниках не могли». Он не пьет и не курит, хотя шутит: «Выпить я люблю, каждый день принимаю «6 оборотов» – это про шестипроцентное молоко. Коньячок - это сметана. Он постоянно в работе, он радуется каждому дню, потому что знает – слишком долго он жил не той жизнью: «Сейчас моя жизнь только началась».
Любовь Ульянова, «Номер один».