Акрополь "кинул" бурятских учёных
Друзья- товарищи
Первое заседание в арбитражном суде Бурятии пройдёт в понедельник 9 декабря. В Геологическом институте подтвердили свои претензии к Прибайкальскому ГОКу. 8 ноября 2012 года между сторонами был заключен договор на выполнение работ «Комплекс инженерно-экологических изысканий на промышленной площадке и объектах инфраструктуры Прибайкальского ГОКа по переработке Жарчихинского месторождения молибденовых руд». Работы были выполнены в срок. Однако спустя год заказчик их так и не оплатил. Сегодня институт требует 13 969 657 рублей основного долга и 691 498,02 рублей за неустойку.
Неизвестно, меняет ли данный конфликт мнение учёных Геологического института о состоятельности самого проекта, но ещё недавно институт был двумя руками за, это было отчётливо видно на общественных слушаниях в начале апреля этого года.
Почему же небедная структура «Акрополь» с миллиардными оборотами, решила оттолкнуть своего верного союзника в борьбе с экологами за Жарчиху? В самом институте поясняют позицию промышленного гиганта - общий проект разработки месторождения, в основу которого легли изыскания бурятских учёных, не прошёл экологической и государственной экспертизы в Москве. Однако учёные в этом не виноваты, свою часть работ они выполнили.
- Мы объясняли им нашу позицию, пытались решить вопрос в досудебном порядке, даже сейчас переговоры продолжаются, правда, в вялотекущем режиме, надеемся, суд поставит точку в этом деле, - объясняют в руководстве института.
Акрополь уходит?
Нынешний судебный иск может открыть много интересного, например, приоткрыть завесу тайны над условиями лицензионного соглашения. По неофициальным данным экологов государственная и экологическая экспертиза проекта должны были быть готовы в срок до 1 ноября 2013 года. Иначе Акрополь может лишиться лицензии. Уже прошло более месяца, и судя по косвенным признакам, технический проект всё ещё не готов. Может ли это означать, что Акрополь, поняв бесперспективность дальнейших действий, свернуть подготовку проекта, не расплатившись с подрядчиками?
Напомним, что генеральный проектировщик жарчихинского месторождения – ЗАО Питергорпроект, который также является основным проектировщиком Озёрного месторождения, принадлежащего инвестиционного структуре депутата ГосДумы Михаила Слипенчука «Метрополь». На своём сайте восточная дочка Питергорпроекта отчитывается об окончании проектировки вахтового комплекса и площадки экстренного реагирования на Жарчихе, однако данных о проекте разработки месторождения нет.
В конце октября партия «Альянс Зелёных» поспешила сообщить, что Прибайкальскому ГОКу могут запретить добывать молибден на Жарчихинском месторождении. К такому выводу партия пришла на основания ответа Минприроды России на запрос председателя «Альянса Зелёных» Глеба Фетисова. Якобы вопрос об отзыве лицензии в ближайшее время должна рассмотреть комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами Управления недропользованию Бурятии. Но в Бурятнедрах эту информацию опровергли.
- Комиссия лишь рассмотрит выполнение условий лицензионного соглашения, - прокомментировал тогда и.о. руководителя Андрей Оттенс. – Вопрос об отзыве лицензии пока не стоит.
Несмотря на неразбериху с датами и условиями лицензии в открытых источниках, оказывается, по данным специализированного журнала «Разведка и охрана недр» от 2007 года они ещё жёстче.
«Лицензией определено начать не позднее 20 августа 2008 г. детальную разведку месторождения с завершением работ и представлением геологического отчета с подсчетом запасов молибденовых руд и попутных компонентов до 20 мая 2010 г. Не позднее 20 мая 2013 г. ввести в эксплуатацию горнодобывающее предприятие с выходом на проектную мощность 4 млн. т руды в год. К 20 ноября 2013 г. и не позднее 20 мая 2014 г. ввести вторую очередь мощностью не менее 6 млн. т», - сообщается в журнале.
В Бурятнедрах о результатах государственной и экологической экспертизы до сих пор ничего не знают, как и о перспективах отзыва лицензии.
- Мы сделали запрос, ответа ещё не получили, - прокомментировал Андрей Оттенс.
Кошмар ещё под вопросом
Несмотря на то, что попытки начала освоения жарчихинского месторождения приостановились, экологи и общественность Тарбагатайского района продолжают собирать подписи под петицией на имя министра природных ресурсов. В группе защитников Жарчихи Вконтакте уже более тысячи человек.
Переоценить значение промышленной разработки молибдена возле Улан-Удэ и в местах нерестилища Байкальского омуля трудно. Несмотря на все заверения Акрополя о чистом производстве, экологи считают его экспериментальным, то есть нигде ещё не опробованном, что может привести к необратимым последствиям. Чтобы наглядно это представить, достаточно вспомнить знаменитые якутские кимберлитовые трубки. Трубка «Мир» как раз точный прообраз жарчихинского карьера диаметром в один километр и глубиной воронки в 500 метров.
«Жарчихинское месторождение представлено штокверком трубообразной формы, залегающим в пределах концентрически зонального тела брекчий. Рудный штокверк — столбообразное, почти вертикальное тело эллипсовидной в плане формы, изучен до глубины 800 м.», - сообщается в исследовании, опубликованном в журнале «Разведка и охрана недр».
Кимберлитовые трубки видно даже из космоса, а возле них создаётся особый микроклимат, не говоря о том, что добыча алмазов гораздо более безобидный вид производства, чем добыча молибдена с применением серной кислоты.
Евгения Балтатарова, «Номер один»