Стабильность с перспективами
- Как Вы оцениваете 2013 год для промышленности Бурятии и крупнейших производств?
- Год в промышленности Бурятии можно охарактеризовать как сложный. Тем не менее по индикаторам мы его стараемся выполнить. Весомую лепту вносит по традиции авиационный завод с высокими показателями. По итогам 2013 года он выпустит более ста вертолетов. Поэтому индекс промышленного производства всей Бурятии будет высоким.
- Пройдемся отдельно по предприятиям. ЛВРЗ презентовал технологические новшества на прошлой неделе, но заставил волноваться работников завода о сокращениях в связи с изменением на производстве.
- Я считаю, локомотиво-вагоноремонтный завод в 2013 году хорошо отработал. Там были сложности по декабрю из-за падения грузоперевозок на западе страны. Часть ремонта электровозов с 2014 года перенесена на IV квартал 2013 года. Тем не менее по итогам года ЛВРЗ выйдет даже с небольшим ростом. На прошлой неделе там открылся новый инновационный участок - линия по технологическому ремонту локомотивов поточно-позиционным способом. В результате, если ранее у них один электровоз ремонтировался 25-27 дней, то сейчас будет 5-7 дней. Мы имеем явное увеличение производительности труда. И соответственно, увеличение объемов на 2014 год. В связи с технологическими изменениями сокращения кадров на ЛВРЗ не предполагается за счет привлечения дополнительных заказов. Это официальное заявление «Желдормаша», и у нас есть подтверждающие документы на этот счет.
- Приборостроительное объединение по-прежнему в аутсайдерах республиканской промышленности бывших советских гигантов?
- Приборостроительное объединение лихорадило в течение всего 2013 года. Но вовремя подошел госзаказ. Сейчас предприятие начинает «выруливать» на нормальный рабочий ход. Они закончат год с прошлогодними показателями.
Тем не менее мы обратились к собственнику предприятия, подготовили все письма на «Ростехнологии» и «Аэрокосмическое оборудование и авиаприборы» с просьбой рассмотреть вопрос о дозагрузке Приборостроительного объединения.
Кроме того, учитывая, что вышеуказанные холдинги тоже находятся в достаточно сложном положении, мы обратились в «Вертолеты России» с просьбой передать часть производства комплектующих изделий на вертолеты на «приборку». В понедельник приезжала делегация на авиационный завод по государственному оборонному заказу, там также шла речь о приборостроительном объединении.
Учитывая, что правительство Бурятии не собственники предприятия, то мы можем только просить, ходатайствовать, предлагать. В какой-то степени мы можем через федеральные структуры влиять на решения головных офисов предприятия. Поэтому предприятие это мы не бросаем.
- Насколько кризисная ситуация сложилась на «Улан-Удэстальмосте»?
- «Улан-Удэстальмост» находится в более сложной ситуации, чем вышеперечисленные объекты. Мы прогнозируем, что он выйдет на уровень 90 процентов к прошлому году. На данный момент у «Улан-Удэстальмоста» очень высокая дебиторская задолженность. Мы знаем, что за готовые изделия нашего предприятия рассчитываются достаточно сложно. Зато все металлургические предприятия берут 30-50-процентную предоплату за изготовление металлопроката. Поэтому и создалось такое непростое положение.
Но с учетом строительства Байкало-Амурской магистрали и железной дороги в Якутию мы надеемся, что на будущий год у предприятия появится возможность поправить свои финансовые потоки. Небольшие заказы на будущий год у «Улан-Удэстальмоста» уже есть, но не в полном объеме, чтобы закрыть 2014 год. Но это обычная картина. Все мосты, независимо, автомобильные они или железнодорожные, финансируются из государственного бюджета. Поэтому все крупные тендеры проходят в феврале-апреле. Полной картины по предприятию на 2014 год мы пока не знаем. Но по нашим прогнозам, следующий год должен быть не хуже уходящего. Сокращения работников на «Улан-Удэстальмосте» не предвидится
- Торговые сети Улан-Удэ из-за сокращения доходов населения и закредитовки потребительскими кредитами начали беспокоиться о возможном снижении покупательской способности жителей Бурятии. У Вас есть такая информация?
- К нам торговые сети с такими опасениями не обращались. По нашим данным, розничная торговля Бурятия закончит год с приростом в 7-8 процентов. Продолжается развитие местных крупных торговых сетей и поглощение мелких магазинов. Это естественный процесс, и для населения это хорошо. У больших игроков более низкие цены, а качество товара при высоком обороте его на прилавках выше, и более цивилизованная культура торговли. Так, только в декабре в республике открывается 5 продуктовых супермаркетов и один супермаркет промышленных товаров, также планируется открытие продуктового супермаркета местной торговой сети в г. Иркутске.
В то же время магазины шаговой доступности необходимы населению, и мы рассматриваем возможность государственной поддержки в их адрес.
Вообще, рынок торговых сетей и розничной торговли в Бурятии стабилен, и мы его просчитали. Он может колебаться 1-2 процента, в зависимости от благосостояния населения. Но если заходит крупный игрок из другого региона, мы получим падение у местного бизнеса.
- Насколько обрушилось количество индивидуальных предпринимателей после известных федеральных инициатив и как это повлияло на малый бизнес Бурятии?
- Да, количество индивидуальных предпринимателей сократилось значительно. Первый всплеск дал нам 7 тысяч закрытых ИП. За 9 месяцев этого года открылось 3 тысячи новых. В основном наши усилия были направлены на районы. Там больнее всего бьет потеря бизнеса. В городе все-таки легче трудоустроиться.
Вместе с тем выросло число юридических лиц. Снижение ИП не сказалось на обороте всего малого бизнеса Бурятии – он увеличился. Увеличилась собираемость налогов. Почему такое стало возможно? Во-первых, многие закрыли уже неработающие ИП из-за нежелания платить возросшие налоги – произошла определенная чистка. Во-вторых, мы отмечаем слияние мелких предприятий в одно более крупное юрлицо у одного и того же бизнеса. И, таким образом, после такой напряженной ситуации мы смогли сохранить развитие нашего малого бизнеса.
Беседовал Артем Самсонов, «Номер один».