Где деньги?
Миллионы, выделяемые на спорт высших достижений, в Бурятии не доходят до спортсменов.
В прошлом выпуске, в статье «Спортивная арифметика» мы раскрыли расходы спортивных учреждений, ответственных за подготовку спортсменов высших достижений. Цифры оказались более, чем любопытные. Почти половина выделяемых денег, а это около 90 миллионов рублей, уходит на зарплату немногочисленного административного штата, а ещё половина расходуется по непрозрачным и подозрительным статьям «прочие услуги» и «другие расходы». Как выяснилось, расходы эти крайне далеки от спорта.
Богатые бедняки
В Школе высшего спортивного мастерства поспешили обвинить нашу газету в подтасовке фактов и лжи, однако никаких доказательств своего праведного гнева не предоставили. Тем временем спортивная общественность Бурятии шокирована данными, приведёнными в статье «Спортивная арифметика». В первую очередь тем, что ШВСМ и РСДЮСШОР на самом деле не бедные организации, балансирующие на грани выживания. Именно такой образ спортсменам и их тренерам внушало руководство вышеназванных спортивных учреждений, особенно в те моменты, когда спортсмены обращались за финансовой помощью. Практически всегда спортивные чиновники разводили руками и жаловались на отсутствие финансирования.
Даже проведенная реформа и рекордные вливания из республиканского бюджета на протяжении двух последних лет, одобренные самим Наговицыным, не изменили ситуацию. Как выяснилось, некоторые спортсмены высших достижений не получали зарплату, о которой так много говорили в СМИ, также не получали денег на питание и витаминизацию, хотя все эти пункты прописаны в уставе ШВСМ.
В среднем каждый из спортсменов, числящихся в ШВСМ, должен получать по 24 тысячи рублей в месяц только на питание и витаминизацию. По словам заслуженного тренера России Фёдора Махутова, эти деньги его воспитанники не видели ни разу. Средства на питание и витаминизацию позволили бы ребятам полноценно питаться, чтобы тренироваться еще усерднее. По какой причине эти деньги не выплачивались, или выплачивались выборочно, не известно. Однако сумма при этом за год набегает существенная – около девяти с половиной миллионов рублей.
Спортсмены уезжают
Воспитанник Фёдора Махутова 27-летний Базар Жалсапов – один из лучших борцов страны, призер чемпионата России и гран-при Ивана Ярыгина. С 2012 года входит в состав сборной страны. Однако положенные ему выплаты на питание и витаминизацию он не получал полтора года.
- Базар у меня 9 лет тренировался и дошел до сборной России. А сейчас ему говорят, что он старый и не хотят платить зарплату. И мне как его тренеру тоже ничего не платят, хотя я по закону должен получать 120 % от оклада. Также я обязан вместе с ним ездить на крупные турниры, но в ШВСМ на это никогда нет денег, - сетует Фёдор Николаевич. – Жду ответа от Бумбошкина уже четыре месяца, безрезультатно. За свои победы Базар не получил ни копейки. Даже участок ему не смогли выделить.
Устав от неопределенности и отсутствия поддержки властей Базар уехал в Забайкальский край. Ещё двум воспитанникам Фёдора Николаевича, входящим в молодёжную сборную страны, пришлось покинуть Бурятию и начать выступать под флагами других регионов из –за немотивированного отказа в финансировании от спортивных чиновников.
Андрей Гатаулин и Юрий Власко на сегодня самые перспективные молодые борцы Бурятии, претендующие в будущем на награды в международных соревнованиях, однако республике они оказались не нужны. Сегодня Гатаулин и Власко успешно выступают за Москву, получая при этом все положенные по закону деньги.
- Я сразу, как ребятам мои вошли в сборную, отдал все списки и документы на них , но они получали деньги от ШВСМ лишь один раз. Весной прошлого года им дали по 3700 рублей и все. Обещали потом остальное отдать. Год прошел, а денег они не видели. Это только по питанию. А про витаминизацию ШВСМ вообще не вспоминает. Они сами же принимали эти нормы, а теперь меня обвиняют во всем, - возмущается Фёдор Махутов.
Один из самых результативных бурятских борцов мастер спорта международного класса, участник Олимпиады в Пекине, занявший пятое место, Базыр Базаргуруев также является учеником Фёдора Николаевича и ему также пришлось в своё время выступать за другую страну, потому, что на родине он не получил поддержки.
Спортсмены – бомжи
Но не всем на взлёте карьеры удаётся удачно пристроиться в другой регион. Многие, поверив обещаниям бурятских чиновников, и из чувства патриотизма остаются на родине, однако теряют всё.
Перспективные Вандан и Баир Базаровы до реорганизации ШВСМ входили в состав сборной Бурятии, получали небольшие деньги. Однако сейчас они практически выкинуты на улицу. Дойти до сборной России, чтобы получать гособеспечение они не успели, но карьеру им заканчивать рано, слишком много сил и таланта. При этом спортивные чиновники не спешат решать эту проблему, предпочитая вообще не замечать этих спортсменов, хотя в мужской борьбе республики сейчас жесточайший кадровый голод.
- Раньше в ШВСМ входили спортсмены сборных Бурятии. Те ребята, которые входили в тройку на СФО, попадали на обеспечение. Их тренеры тоже получали зарплату в ШВСМ. А теперь всех убрали и тренерам не платят за ребят, на воспитание которых уходит 8-9 лет, - говорит Фёдор Махутов. - Моих ребят убрали из ШВСМ, и они теперь никому не нужны – настоящие бомжи. В ДЮСШ №7 их не берут, так как им больше 21 года. Куда я их дену, они ведь все – мастера и международники. Ребята выигрывали чемпионат Бурятии и различные турниры, входили в рейтинг ШВСМ. А теперь они нигде не числятся. Вон они в моём зале тренируются. Я написал письмо в агентство с просьбой разобраться с этой ситуацией, а оно обратно пришло ко мне без ответа.
Бурятские тренеры считают, что правительству необходимо навести порядок в республиканском спортивном ведомстве, потому, что невообразимый бардак и коррупцию видно уже невооружённым взглядом. До спортсменов не успевает дойти не только зарплата, питание и витаминизация, но даже элементарная экипировка.
- Это просто уже не смешно! – говорит Фёдор Николаевич. - Мои ребята ни разу не получали борцовки. Я хочу задать вопрос, куда все это делось? На все мои вопросы и письма ноль ответа. С этим сталкиваются и другие тренеры, но они боятся и поэтому молчат. А мне нечего боятся, правду говорить не страшно.
Евгения Балтатарова, Лев Хандажапов, «Номер один»