12.03.2014 в 11:23

Приоритетный инвестиционный пузырь?

Лесной промышленности Бурятии катастрофически не везет на инвестпроекты. Кроме планов «Байкальской лесной компании» во главе с Евгением Пруидзе, остальные миллиардные замыслы так и остаются нереализованными. Вот и еще один такой пафосный – ООО «Лесная биржа» -  из якобы прорывного превращается в «мутный» проект, со множеством неизвестных.
A- A+
Начиналось, как и подобает в Бурятии, солидно и без тени сомнений. В мае 2009 года правительство республики совместно посетили представители «Лесной биржи» и председатель правления ОАО «Кроссинвестбанк». Как сообщила пресс-служба правительства тогда: «по вопросам переработки леса». 

Посетили вообще не зря. Спустя два года, с активным непротивлением властей Бурятии, появляется Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 22.07.2011 г. № 986 из которого следует, ООО «Лесная биржа» внесено в список приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Бурятии. Статус федерального «приоритетного» дает бизнесу значительные послабления. В частности, лес можно арендовать без аукциона. Что и было сделано.

Как сообщают, в том числе официальные сайты аффилированных с «Лесной биржей» компаний, «Лесная биржа» имеет долгосрочные права на разработку более 500000 м3 круглого леса в год на территории Бурятии на 49 лет. Также компания внесена в «Список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели обыкновенной и сосны обыкновенной». 

Планы небывалые 
 
Но, как принято в России, чтобы получить статус федерального «приоритета», компания должна хотя бы на бумаге показать собственно инвестиционный проект. Дескать, мы тут собрались не просто лес выхлестывать, распиливать и в Китай вагонами гнать, но и производство пафосное, невиданное ранее развивать. В качестве такого проекта было представлено строительство «Байкальского деревообрабатывающего комплекса» в селе Илька Заиграевского района.    

Будущий комплекс презентовался по всем канонам пиара. Местные СМИ цитировали энергичных менеджеров, власть отчитывалась об очередном крупном инвесторе. Официально сообщалось: «При выходе на проектную мощность на предприятии будет производиться до 100 тысяч кубометров готовой продукции в год. В рамках лесозаготовительной деятельности компании «Лесная биржа» будет задействовано более 500 человек в различных районах республики. Общая площадь производственных цехов и вспомогательных строений Байкальского ДОКа составит 13 тысяч квадратных метров. Производственная цепочка будет построена на основе самых современных технологических решений в деревообработке». 

Не менее чем власть были красноречивы и представители «Лесной биржи»: «Изделия компании будут соответствовать всем международным стандартам, что, в свою очередь, гарантирует специализированное оборудование производства Германии, Дании, Италии, США и, конечно же, России».

Апофеозом кампании по прибытию сногсшибательного инвестора стала церемония символической закладки камня в фундамент будущего предприятия в Ильке в августе 2013 года, что ознаменовало как бы открытие строительства. Инвестиционная стоимость объекта объявлялась в 2,7 миллиарда рублей. Выпуск первой продукции которого ожидался в сентябре 2014 года. Суета журналистов, фотокамеры, рукопожатия, шампанское. После закладки камня все стороны, довольные друг другом, разъехались в разные стороны.

И все. Больше публичной информации о строительстве «Байкальского ДОК» усилиями «Лесной биржи» ничего неизвестно. «Лесная биржа» и структуры вокруг нее хранят гордое молчание. Зато, как рассказали жители Ильки, с места строительства исчез даже торжественный камень – хваткие земляки его вывезли для собственных крестьянских нужд. 

Осталось только понять, у кого теперь в реальности остались леса Бурятии в аренде на 49 лет, данные как бы под строительство комбината, который никто не строит. 

Инвестиционный прайд 

Как выясняется, это сугубо московский проект и, судя по всему, навязанный местным властям через федеральный лоббизм и финансово-промышленные группы. Итак, ООО «Лесная биржа» учреждена в 2007 году в Москве, естественно с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Первым 100-процентным учредителем ООО «Лесная биржа» было ООО «Прайд» с аналогичным юридическим адресом в Москве по улице Филевская. В состав учредителей ООО «Прайд» входят:

Папин Айрапетян (25 процентов): учредитель 9 фирм в Москве и Владимирской области. Интересный факт - Айрапетян является учредителем «Потребительскго кооператива «Рублевские хатки». Ирина Жигулина (25 процентов): учредитель 4 фирм. Она же 100 % учредитель ООО «Байкальский Док», зарегистрированный в Бурятии, Заиграевский р-н, с. Илька. Андрей Радванский (25 процентов): учредитель 2 московских фирм, а также ген. директор ООО «Байкальский Комбинат древесных плит «Радужный» в Новой Бряни. 
Андрей Алькема (25 процентов): учредитель 6 московских фирм, а также председатель Правления «Кроссинвестбанка».

Первых трое учредителей не представляют особо интереса, в силу своей полной неизвестности, и их можно назвать условно группой неких «московских строителей». Но с последним учредителем случай особый. Топ-менеджер уважаемого банка в России - это уже серьезно. Логика состава учредителей, а также приезды «Кроссинвестбанка» в Бурятию на переговоры говорит о том, что именно он гарантировал финансирование проекта. 

Что из себя представляет «Кроссинвестбанк»? Кредитная организация с 19-летней историей, находится в четвертой сотне рейтинга банков России. Исторически тесно связан с государством, и в частности с госкорпорацией «Ростехнологии». 

Казалось бы – инвестпроект федерального уровня, под крылом Минпрома России, с московскими эффективными менеджерами и финансируемым влиятельным банком. Что может лучше для Бурятии? Однако, как мы знаем, вместо бурной стройки в Ильке у нас голое поле. Но внезапно и в структуре держателей аренды бурятского леса происходят значительные изменения.  

10 декабря 2013 года, спустя несколько месяцев после «закладки камня», в ООО «Лесная биржа» произошла смена учредителей и генерального директора. На сегодняшний день 25 процентов доли ООО принадлежит некоему Игорю Ручьеву, являющемуся одновременно генеральным директором ООО «Байкальский ДОК». А вот еще 75 процентов уходят за границу и теперь принадлежит «Опар Капитал АО» (Швейцария). 

Швейцарский след 

Среди зарегистрированных в Швейцарии фирм удалось найти только одну, в точности совпадающую в английской транскрипции с «ОПАР Капитал АО» - это OPAR CAPITAL SA. Зарегистрирована в Лозанне в январе 2013 года с минимально возможным по местным законам уставным капиталом 100 тысяч швейцарских франков. В составе учредителей два физических лица: Поль Энтони Роберт Колстон и Джин-Марк Ренато Кариеро. Стоит отметить, что Поль Колстон, по отрывочным сведениям, является
профессиональным консультантом по странам постсоветского пространства. В частности, замечен в одной из транспортных компаний на Украине - ООО «Металлургтранс». 

На повестке два вопроса. Первый – для чего нужно было выводить ООО «Лесная биржа» в так называемый швейцарский оффшор? Видимо, «Кроссинвестбанк» или вообще не хотел инвестировать в бурятский лес, или раздумал по дороге. Тогда взоры остальных «московских строителей» устремились за границу в поисках инвесторов, а для этого желательна компания-фантом с международной юрисдикцией для простоты бизнес-общения. 

Второй вопрос – а зачем вообще было затевать инвестпроект каким-то москвичам в далекой Бурятии и, как оказалось, с неясным финансированием? Но ведь под проект на бумаге сразу дают лес на 49 лет. Производство можно уже не строить или годами искать инвесторов, а аренда леса на такой срок - это уже актив. Его, например, можно в банк заложить под кредит. А еще лес можно пилить и продавать, здесь и сейчас. В Бурятии скрыть рубку леса в арендованных лесах, минуя условия инвестпроектов, большого труда не составляет – тайга кругом.  

Таким образом, ООО «Лесная биржа», зарегистрированное в Москве и контролируемое неизвестными лицами в Швейцарии, показывает пример отчаянной глобализации. Некие люди, водя по карте России пальцем, тыкают пальцем в Бурятию на основании неких данных. Продавливают через московских лоббистов аренду леса на 49 лет, уезжают обратно с активом. И это, кстати, не проблема только Бурятии или ее леса. Это вообще принцип работы целого сегмента экономики России – узнать в московских коридорах, где что лежит по России, а потом, прикрываясь статусом, приехать и забрать. 

Артем Самсонов, «Номер один». 

Читайте также

Ансамбли Бурятии приглашают на фестиваль-конкурс «Пою мою республику»
Подать заявку на участие можно до 5 мая
19.04.2024 в 18:02
В Улан-Удэ адвокат сам оказался на скамье подсудимых
По версии следствия, защитник обманом вытянул деньги со своей клиентки
19.04.2024 в 17:53
В Бурятии заработал проект от Росреестра «Земля для туризма»
Инвесторы могут выбрать себе участок для туристического бизнеса
19.04.2024 в 17:44
В Улан-Удэ сотрудники администраций осматривают пострадавшие от паводка участки
Соответствующее поручение дал мэр города Игорь Шутенков
19.04.2024 в 17:29
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.