Три удара по пробкам
Альтернативно одаренные
Опыт всех развитых стран, подтвержденный многочисленными научными работами, говорит о том, что единственным действенным способом решения проблемы пробок является системное развитие общественного транспорта (как правило, муниципального или государственного) и ограничение движения в городах транспорта личного. Во всем мире это уже аксиома, не требующая никаких доказательств.
Другое дело Улан-Удэ. Мы долгие годы идем каким-то своим особым путем, который явно ведет нас в тупик. Транспортный паралич, случившийся из-за перекрытия всего лишь одной не самой главной дороги города, тому наглядное подтверждение. Даже самые ярые автолюбители сейчас были бы рады пересесть в автобус или трамвай, если бы они нормально ходили.
Между тем, из этой аксиомы вытекает ряд простых и не требующих гигантских финансовых вложений шагов, которые в разумные сроки помогли бы решить многие транспортные проблемы Улан-Удэ.
Чиновники продали дороги
Для начала следует признать: все, что делала с общественным транспортом администрация Айдаева и продолжает делать новая администрация, - суть медленное и совершенно умышленное удушение муниципального общественного транспорта. Причем удушение это имеет все признаки корысти. Уже второй десяток лет городские власти сталкивают лбами муниципальные транспортные предприятия (о благополучии которых, они вроде бы должны заботиться) и частников. Естественно, что платящие все налоги и обремененные социальными обязательствами муниципалы вчистую проигрывают войну работающим полулегально и на свой карман частникам. И вот уже два десятка лет частники отбирают хлеб у муниципального транспорта - самые прибыльные маршруты сознательно отдаются им. Никакого иного мотива, кроме личной выгоды чиновников (получающих благодарность от транспортных «бизнесменов»), у такой политики быть не может. Результат у всех на виду - сейчас когда-то обширное транспортное хозяйство Улан-Удэ обескровлено и находится в полнейшем упадке. Горожане массово отказываются от общественного транспорта в пользу личного, что и приводит к гигантским пробкам…
Концентрация ресурсов
Вторым шагом должна стать концентрация оставшихся у города ресурсов. Возможно, муниципальный автобусный парк следует объединить с Управлением трамвая или, как минимум, разработать единую транспортную схему, чтобы два вида принадлежащего городу транспорта более не конкурировали друг с другом.
Здесь нужен и еще один организационный шаг - следует как можно быстрее ликвидировать ОАО «Городские маршруты» - детище противоестественного союза Геннадия Айдаева и Иринчея Матханова. Ущерб для городской транспортной системы от существования этой структуры просто астрономический… Само собой следует незамедлительно уволить из муниципальных предприятий и городской администрации всех причастных к существованию этой коррупционной помойки граждан, которые сейчас «неведомым» образом попали на многие высокие должности. И, например, как бывший директор ОАО «Городские маршруты» Юрий Ткачев, возглавляют Управление транспорта Улан-Удэ.
Кроме того, городские власти должны объявить своим главным приоритетом развитие муниципального общественного транспорта. Это значит - прекратить финансировать его по остаточному принципу, надолго забыть об «инновационных мусорных баках», а также новых транспортных развязках с гигантской стоимостью и сомнительной эффективностью. Сосредоточить все доступные финансовые ресурсы на трамваях и автобусах. Кроме того, следует жесточайшим образом дестимулировать использование в критических точках города личного автотранспорта.
Почему не получится
Следующий этап более растянут во времени, но именно от него и зависит будущее Улан-Удэ. Необходимо планомерно заменять на маршрутах города частные фирмы муниципальным транспортом, а также закрывать маршруты, которые дублируют схему движения трамваев и муниципальных автобусов. Естественно, что делать это можно только тогда, когда на каждом конкретном направлении можно будет организовать адекватную замену частникам. Шаг за шагом. Именно здесь кроется финансовый залог успеха. Десятки и даже сотни миллионов бюджетных рублей меркнут по сравнению с общим оборотом частных фирм, «сидящих» на самых рентабельных маршрутах. Чтобы городской транспорт «задышал», ресурсы, которые сейчас распихивают по карманам разнообразные криминальные элементы, как бы предприниматели и, разумеется, чиновники, должны идти на развитие общественного транспорта...
Вот тут-то нас и поджидает на самом деле главная проблема, которая гарантирует то, что ничего вышеперечисленное сделано не будет. Несколько десятков конкретных людей, имеющих высокое положение как в официальных так и криминальных структурах, лягут костьми, чтоб не лишаться привычного дохода. На самом деле в том, что сейчас весь город задыхается в одной большой пробке, виноваты эти конкретные несколько десятков граждан.
Андрей Аносов, «Номер один».