Мертворожденный проект
Жители Бурятии так и не узнают радостей пользования универсальными электронными картами
С 1 января будущего года должна была стартовать обязательная выдача универсальных электронных карт населению. Однако, судя по всему, УЭК в Бурятии не прижилась. Сегодня на руках ее имеют менее тысячи жителей Бурятии, при этом под эти карты нет инфраструктуры, и нет денег на реализацию проекта.//
Прошло два года
Амбициозный проект, некогда с шумом и помпой объявленный на всю страну, теперь, похоже, медленно умирает. Универсальные электронные карты, коими еще пару лет назад грезили власти Бурятии, сегодня, по сути, никому не нужны. А ведь не так давно населению республики обещали, что с помощью кусочка пластика можно будет решить уйму проблем, а ворох бумаг и документов, которые приходится таскать с собой по разным инстанциям, уйдет в безинновационное прошлое.
Все началось несколько лет назад, когда федеральные власти во главе с Дмитрием Медведевым возвестили о новой эпохе отечественного документооборота принятием закона об УЭК. Как водится, эхом от федерального закона в Бурятии был оперативно принят свой закон – республиканский. Наличие споров вокруг него и возвращение на доработку из-за неясностей (в основном финансовых) не остановило депутатов Хурала, и закон об УЭК все же был принят.
- Дело новое, но пройдет год, и мы все привыкнем. Будем пользоваться и почувствуем, какие удобства есть от этой карты. Эта карта навсегда: такого, что пройдет два года, и мы ее выкинем, не будем, - говорил Матвей Гершевич два года назад.
Внедрение УЭК планировалось в два этапа. Первый – добровольный, когда карты получают только те, кто обратился с заявлением. Он стартовал с 2013 года. Второй – принудительный, когда заявление нужно писать для того, чтобы отказаться от карты, в противном случае ее принесут работники «Почты России» в бумажном конверте. И здесь начались сложности.
Сроки перенеслись
Изначально обязательное распространение УЭК среди жителей России должно было начаться в 2014 году. Но вскоре федеральные власти передумали и перенесли начало этого процесса на год. Новая дата, назначенная для «часа икс», по действующему закону должна наступить 1 января 2015 года. Однако эксперты все чаще приходят к выводу, что «час икс» так и не настанет. А если и настанет, то точно не через несколько месяцев.
- Реализация этого закона требует около 700 миллионов рублей вложений. Сегодня это маловероятно. Республика Бурятия, как и многие другие регионы, не видит оснований для таких трат. Конечно, основания были бы, если бы это могло быть широко использовано и давало для населения какие-то льготы, преимущества. Но таких преимуществ сегодня нет, - рассказала нам Бэлигма Бертунова, заместитель руководителя республиканского многофункционального центра.
Сегодняшние обладатели карт вряд ли смогут с их помощью упростить себе жизнь настолько, насколько это было обещано государством. Да и вообще, особых преимуществ сегодня жителям Бурятии УЭК не дает.
- В законе прописано, что с 1 января 2015 года должна начаться обязательная выдача этих карт населению. Всем, кто не откажется от карт, мы должны их выдать. Но сейчас есть вероятность того, что в этот закон внесут изменения, и обязательная выдача, возможно, будет перенесена, - отмечает руководитель МФЦ Бурятии Виктор Иванов.
Причина – отсутствие инфраструктуры, позволяющей использовать электронную карту в полную силу. Как уже было сказано, запуск обязательной выдачи УЭК в Бурятии обойдется бюджету в 700 миллионов. Из них более трехсот – только на изготовление и доставку карт. Остальное – на инфраструктуру. Впрочем, эта цифра очень приблизительна. Если в случае с изготовлением карт все понятно: известна стоимость карты и стоимость доставки, то в случае с оснащением необходимыми устройствами все не так просто. Сегодня эксперты могут назвать только примерную стоимость этой затеи. Как ожидается, она может обойтись в полмиллиарда рублей, что в нынешних бюджетных условиях совсем не мало.
Несостоявшееся будущее
Изначально правительство России рисовало нам мир будущего, который откроет россиянам универсальная электронная карта. В этом мире бабушки оплачивали картой проезд в трамваях и автобусах, в больницах вместо заполнения кучи бумаг девушки в регистратуре просто проводили картой над считывающим устройством, а пакет документов при приеме на работу ограничивался только УЭК.
- В городе Улан-Удэ транспортная сеть представлена в основном частниками. А частники не идут на то, чтобы приобрести устройство считывания для УЭК. Ведь они сейчас, помимо прочего, несут множество других расходов, например, бремя оснащения своих машин системой ГЛОНАСС и так далее, - говорит Бэлигма Бертунова.
Да и смысла сегодня ставить в маршрутках считыватели нет. Ведь для этого нужно, чтобы у большинства жителей республики были электронные карты. А их нет. Такой вот замкнутый круг. То же и с медучреждениями и прочими структурами, которые должны были избавиться сами и избавить жителей от лишней мороки. Считывающих устройств нет, а если есть, то они не работают. Конечно, всегда можно прочитать номер ОМС или СНИЛС - они выбиты на карте. Но где же смысл? Чем это будет отличаться от банального предоставления медполиса?
- По проекту УЭК были огромные планы. На сегодняшний день эти планы никак не реализованы, - признается Бэлигма Бертунова.
Тем не менее в Бурятии есть люди, которые приносят заявления и просят выдать им УЭК.
Кому нужны УЭК?
Таких немного – на сегодняшний день в МФЦ республики набралось 720 таких заявлений. Около двух сотен в прошлом году и чуть больше пятисот в нынешнем. Конечно, можно сказать, что заинтересованность населения растет – количество желающих в этом году выросло больше, чем в два раза. Но при миллионном населении Бурятии эти цифры настолько мизерны, что делать из них какие-то выводы о динамике было бы неправильно.
Сегодня МФЦ Бурятии опубликовало госзакупку на изготовление 500 карт. Их стоимость составит 175 тысяч рублей. Этого количества хватит для того, чтобы обеспечить картами уже обратившихся и тех, кто, возможно, еще придет до конца года. Прогноз специалистов неутешителен: эти цифры вряд ли существенно изменятся. Населению не нужны электронные карты, от которых при нынешнем положении дел никакой пользы.
- Если бы проект заработал в полную силу, конечно, это был бы большой шаг вперед в развитии нашего общества, - уверен Виктор Иванов. - Эта карта – ключ ко всему. Она ключ к основным сведениям о человеке.
Но этот ключ нам получить, видимо, уже не суждено. Так что если вы ждали в будущем году конвертика с заветным пластиком или уже приобрели таковой, можете сильно не рассчитывать на его возможности. Сегодня пользы от УЭК в Бурятии нет, а сам проект потихоньку уходит в историю.
Владимир Пашинюк, «Номер один»