Неожиданный поворот
Валерия Доржиева выпустили из СИЗО под домашний арест
В самом громком уголовном деле последнего времени в отношении публичного политика из Бурятии наметился робкий перелом.
Политзаключенный
Еще недавно дело Доржиева воспринималось обывателями как «совершенно решенное». Когда у нас так громко арестовывают и закрывают политиков такого уровня, остается лишь печально наблюдать за закатом и публичной смертью еще одной персоны. Напомним, что статья, инкриминируемая Доржиеву, одна из самых тяжелых в УК - вымогательство взятки при исполнении в особо крупных размерах карается лишением свободы до 15 лет с огромными штрафами. Возраст Валерия Доржиева - ему скоро исполнится 63 года - позволяет воспринимать это наказание как пожизненное, а состояние здоровья - как смертную казнь. Однако ни то ни другое не останавливает следствие и прокуратуру Якутии.
За последние почти два месяца, сколько Доржиев находится в СИЗО города Якутска, прошло четыре суда только по мере пресечения, а следственные действия по существу толком и не успели начаться. Депутат в заключении перенес сердечный приступ и гипертонический криз. Все признаки указывают на политическую подоплеку дела и желание правоохранительных органов идти до конца, какой бы ни была его цена. А когда государственная машина настроена так серьезно, повернуть ее обратно не представляется никакой возможности. Однако 15 сентября произошло буквально маленькое чудо: Доржиева выпустили из СИЗО под домашний арест, чего так яростно с самого начала добивались сторонники депутата, который в Бурятии известен еще и как меценат, чьи интересы были самыми разнообразными: спорт, культура, образование и т.д. Республики Бурятия.
Выигранная битва
Как стало известно из СМИ и социальных сетей, последнее заседание в Верховном суде Республики Саха (Якутия), на котором рассматривалась апелляция на решение суда города Якутска, продлившего арест Доржиева с 14 сентября до 14 декабря, проходило с участием целой группы поддержки из Бурятии. Среди них был коллега депутата Аркадий Цыбиков, который выступил в качестве потенциального залогодателя. Цыбиков официально поручился за Доржиева на сумму в шесть миллионов рублей.
- Мы в Бурятии внимательно следим за этим процессом, - начал свою речь депутат. Также он заверил суд, что в дружественных отношениях с обвиняемым не состоит, но, зная его заслуги и «исходя из гуманных соображений», счел возможность стать залогодателем «делом чести».
- Я понимаю, что в случае, если Валерий Пурбуевич нарушит правила нахождения под залогом, все шесть миллионов будут перечислены в казну государства, - уверенно отметил Цыбиков. - Характеризовать его могу исключительно с положительной стороны. Как ответственного, законопослушного, порядочного и просто доброго человека.
Также Аркадий Цыбиков выразил мнение всего бурятского парламента по поводу содержания Валерия Доржиева под стражей, делая отсылку к официальному письму за подписью спикера Хурала Матвея Гершевича, в котором он просил якутскую сторону рассмотреть возможность изменения меры пресечения на более мягкую, так как общественной опасности он не представляет, имеет много заслуг перед государством, а также слабое здоровье.
Возможно, это сыграло решающую роль, так как политизированность процесса вдруг из размытых очертаний и слухов превратилась в осязаемый факт в зале суда. Куда уж дальше, если за обвиняемого в суде ручается один из представителей законодательной власти соседнего региона. От решения судьи зависело многое в геополитическом плане. И все-таки положительная общественная характеристика Доржиева от лица его коллег из Бурятии перевесила доводы якутского следствия, которое до сих пор сомневается в его моральной чистоплотности.
Перелом в деле?
Сегодня адвокаты Валерия Доржиева с осторожностью комментируют неожиданную даже для них победу, боясь сглазить. Домашний арест на самом деле тоже не курорт, нельзя ни с кем кроме адвокатов общаться, выходить за пределы квартиры, а также пользоваться мобильным телефоном и иными средствами связи, включая интернет. И в случае малейшего нарушения режима он так же быстро попадет за решетку, как и вышел оттуда. Но это уже что-то, значит, отношение якутского правосудия к бурятскому депутату немного потеплело. А это, в свою очередь, значит, что арбитражные дела вокруг продажи «Крытого рынка» за 100 миллионов рублей и странная смерть племянника Валерия Доржиева Виктора Иванова также будут приняты во внимание во время рассмотрения уголовного дела о предполагаемой взятке.
Напомним, что основные свидетели обвинения в деле Доржиева, которые просят подольше держать его в СИЗО, Жаргал и Буянто Дондуповы, а также жена одного из них Надежда Захаревич, являются также основными фигурантами крупного имущественного спора в Якутске.
Служба информации «Номер один»