Автомобильная история Улан-Удэ
На выходных в Улан-Удэ выпал снег, и вновь город встал в пробке. Сегодня это уже не редкость, а когда-то движение было совсем другим, как, в общем-то, и сам город. «Номер один» решил вспомнить столицу Бурятии 60-х годов. По первым «Волгам», городу в мотоциклах и ответственным водителям - ностальгировали с бывшим инспектором ГАИ
Евдокия Фефилова пришла в Госавтоинспекцию совсем молодой девушкой. Сегодня она так же бодро открыла дверь, правда, возраст уже не тот - перевалил за 80. Поправляя прическу с проседью, завидев фотоаппарат, спрашивает, обязательно ли фотографироваться. И заводит в свою маленькую уютную квартирку. То, что здесь живет инспектор, подсказывают, пожалуй, лишь старенькие фотографии, которые мы и посмотрели вместе. А заодно и вспомнили, как все начиналось.
Евдокия Тимофеевна проработала в Госавтоинспекции 30 лет. Пришла в 60-х, когда город только вставал на ноги, а ушла в 90-х.
- В девяностых начались и первые пробки. Так что их я уже, можно сказать, и не застала. Пик начался примерно в 95-м. Мне же посчастливилось, скорее, поработать в другие времена. Правда, тогда были тоже свои сложности, - говорит бывший инспектор, переворачивая страницы альбома. - А вот мы у ДК фотографировались.
В октябре 1963 года Евдокию Фефилову приняли на службу в регистрацию транспорта. Там она регистрировала автомобили, выдавала номера. Сегодня вспоминает: знали, у кого какой транспорт, буквально по именам. Самой желанной, конечно же, была заветная «Волга». Но в основном же у всех были «Победы», «Москвичи» и «Шкоды».
- Конечно, машин мало было совсем. Та же «Волга», помню, была в ту пору только у одного летчика-испытателя. Имя уже не вспомню, наверное, его сейчас и нет в живых. Вообще же, личный транспорт был в основном у машзаводских и аэропортовских. Там, считалось, работали самые обеспеченные.
- А как же у власти?
- А в правительстве, администрации тогда личных машин, кажется, и не было. Тогда все государственные были, - отметила Евдокия Тимофеевна и с улыбкой добавила: - Я помню, у одного была. Но его потом чего-то судили…
Впрочем, основную массу автомобилей составлял грузовой транспорт.
- В день ко мне приходило по три-четыре грузовые машины. Передавали из одного хозяйства в другое. Еще много было мотоциклов. Помню, экзамен был незамысловатый: восьмерку на них делали.
Но вот закончился первый альбом.
Тем временем в середине 60-х Евдокия Тимофеевна перешла на службу в дисквалифкомиссию, где занималась анализом ПДД по Улан-Удэ и Бурятии, а также выдачей и лишением водительских прав. Компьютеров не было, все нарушения и другие факты инспектор, строго в алфавитном порядке, заносила в специальную книгу от руки. Всякий раз предварительно проверяя у того или иного нарушителя «историю» за три последних года. Тогда с документами работало двое, сегодня этим с помощью компьютеров, для сравнения, в Улан-Удэ занимаются десять человек.
Времена меняются, но что-то, видимо, остается неизменным. В 60-х, к примеру, самым проблематичными по нарушениям участком, как и сейчас, был проспект 50-летия Октября. В основном водители «забывали» о скорости и о дистанции. Кроме того, часто попадались за управление в нетрезвом виде. Правда, женщин за «пьянку» не привлекали.
- Время, видимо, такое было. Не ездили женщины нетрезвые.
- Но, вообще, женщины за рулем уже встречались?
- Да. Правда, немного, тоже по пальцам тех, у кого транспорт, правда, был казенный, пересчитать можно. В Совмине была одна, на автобазе связи - две, одна еще на «Москвиче» все ездила, в Горпищеторге, в таксопарке - четыре…
Правда, хоть на спиртное слабый пол не налегал, а анекдотические происшествия были, как и сейчас.
- В горпищеторге была водитель. Запомнилось мне, как мы ее разбирали - она на пешехода наехала. Я, - говорит, - хотела тормоз, а вместо тормоза газ дала, - смеется бывший инспектор.
Вместе с тем, по мнению бывшего инспектора, раньше водители были дисциплинированнее. И не потому, что времена лучше были. А потому, что работу потерять боялись.
- Все-таки почти весь транспорт был в автохозяйствах. И в 60-х, и в 70-80-х тоже. Инженер по безопасности каждую декаду приходил, всех водителей, кто нарушил, переписывал, потом были «разборы полетов». А сейчас, как говорят мне мои коллеги, приходят они, а на деле: что пришли, что не пришли. Всем все равно.
Между тем, я заметила, как много женщин в форме в альбомах Евдокии Тимофеевны. Видимо, из-за какого-то спокойствия времени среди инспекторов было много представительниц прекрасного пола. Они и пешеходов задерживали, и водителей.
- Женщины стояли и на площади Советов, и на 50-летия Октября, и на Бабушкина. Смотрели за пешеходами. Бывало, просто предупреждали: ты у меня смотри, в следующий раз пойдешь, уже без талона не уйдешь. Контролировали и водителей. С ними уже сложнее было, с водителями нервы стальные нужны. Одну инспектора как-то очень обидели, обругали, она быстро уволилась.
Еще одна и не менее сложная задача была у женщин-регулировщиц. Тяжелее всего, конечно, зимой.
- На улице стоять холодно. Раньше в этих шинелях, брюках стеганых. Это сейчас можно не гладиться: на брюках нашиты стрелки, их в ботинки можно заправить. А раньше сапоги начистить надо, брюки отутюжить тоже надо. И стоишь - лишь бы достоять. А если отойдешь - все, уход с поста. «Новикову потеряли! – Так я погреться зашла!». Не будешь же унты надевать, ватники, все же должно быть пристойно. Спросят: это что у вас за чабан вышел на дорогу? - вспоминала с улыбкой инспектор, заканчивался последний альбом.
Сегодня о случаях из молодости с коллегами Евдокия Тимофеевна еще иногда говорит с ветеранами Госавтоинспекции, которые всегда поздравляют ее со всеми праздниками, как и в этот Новый год. Женщина вырастила офицера, подполковника милиции, сегодня нянчит внука. Из своей квартиры на пятом этаже бодро ходит в магазин. Дорогу всегда переходит аккуратно.
- Пропускают Вас хоть?
- Не пропускают, где с Борсоева двойная. Один раз чуть не сбили. Пока приглядывалась, он уже и уехал. Хотела номер запомнить, да не успела, - сетует бывший инспектор.
Марина Игумнова, «Номер один»