Вандалы не щадят и памятники археологии в Бурятии
«Автографы» и «граффити» поверх наскальных рисунков

Груды мусора в лесу уже обыденны для Бурятии. Но вандалы не щадят и памятники археологии. Уровень деградации демонстрируют всевозможный «автографы» и «граффити». Например, в каменной нише Иволгинской сопки «Баин-Тогод», знаменитой древними наскальными рисунками. Вандалы наносят надписи прямо поверх петроглифов Бронзового века. Также, в нише жгут костры, копоть загубила многие рисунки, чей возраст археологи датируют в три, а то и четыре тысячи лет. Иволгинская сопка, она же «Баин-Тогод» («Богатый павлин» в переводе с бурятского). - гора на окраине посёлка Иволга. Она издревле считалась священным местом. По легенде, в древности там жила шаманка из рода Шоно (Волка), она же была там похоронена. Основная же достопримечательность сопки – древние наскальные рисунки в нише под обрывом на обратном склоне. Это силуэты парящих орлов и прочие типичные для региона петроглифы, выполненные красной охрой.



Изображения относятся к Бронзовому веку (3000 лет до нашей эры), толкуются как образы небесных божеств. Предполагается, что древние скотоводы проводили здесь религиозные обряды, и Баин-Тогод служила шаманским храмом. Петроглифы Иволгинской сопки описаны академиком Окладниковым, выдающимся археологом.

На вершине горы поставлен реликварий-субурган, кустарниковая роща вокруг ниши с петроглифами превращена в «обоо». Верующие развешивают на ветвях ритуальные полотна «хии-морины» и шарфы-«хадаки». А вот табличка, призывающая бережно относиться к памятнику археологии, куда-то пропала. Впрочем, вандалы явно не обращали на неё внимания. Свод ниши закопчён, то тут то там дурацкие надписи краской, прямо поверх бесценных древних рисунков.



Аналогичную картину можно наблюдать на Шаман-горе в Заиграевском районе. Тоже – закопченная дымом скала, бессмысленные надписи.

Шаман-гора высокая отвесная скала посреди леса между сёлами Новая и Старая Брянь. На ней тоже встречаются наскальные рисунки, хотя и не в таком количестве, как на Иволгинской сопке. В древности там проводились женские шаманские обряды. Также, по легенде, некогда там жил шаман-отшельник, прятавшийся в маленькой пещерке у основания. И якобы после его смерти верхняя часть скалы приняла очертания его лица, а дух до сих пор обитает здесь. Действительно, каменные черты похожи на морщинистое лицо старика

От вандализма страдают и другие археологические объекты, такие как пещера Старая Брянь в Заиграевском районе. Наблюдались следы вандализма в пещере Баин-Хара в Мухоршибирском районе. Можно снова упомянуть и Уточкину падь, хотя это уже памятник геологии. Испещрены варварскими надписями скалы горы Спящий лев, красивого природного места.

Печально, что люди не берегут красоту природных мест, оставляя дурацкие надписи. «Они и на скалу глядят как на мандат!» - возмущался в своё время Маяковский. И обидно, что наскальные рисунки, уцелевшие за три тысячи лет, будут походя уничтожены современниками.

Василий Тараруев для "Номер один"



Изображения относятся к Бронзовому веку (3000 лет до нашей эры), толкуются как образы небесных божеств. Предполагается, что древние скотоводы проводили здесь религиозные обряды, и Баин-Тогод служила шаманским храмом. Петроглифы Иволгинской сопки описаны академиком Окладниковым, выдающимся археологом.

На вершине горы поставлен реликварий-субурган, кустарниковая роща вокруг ниши с петроглифами превращена в «обоо». Верующие развешивают на ветвях ритуальные полотна «хии-морины» и шарфы-«хадаки». А вот табличка, призывающая бережно относиться к памятнику археологии, куда-то пропала. Впрочем, вандалы явно не обращали на неё внимания. Свод ниши закопчён, то тут то там дурацкие надписи краской, прямо поверх бесценных древних рисунков.



Аналогичную картину можно наблюдать на Шаман-горе в Заиграевском районе. Тоже – закопченная дымом скала, бессмысленные надписи.
Шаман-гора высокая отвесная скала посреди леса между сёлами Новая и Старая Брянь. На ней тоже встречаются наскальные рисунки, хотя и не в таком количестве, как на Иволгинской сопке. В древности там проводились женские шаманские обряды. Также, по легенде, некогда там жил шаман-отшельник, прятавшийся в маленькой пещерке у основания. И якобы после его смерти верхняя часть скалы приняла очертания его лица, а дух до сих пор обитает здесь. Действительно, каменные черты похожи на морщинистое лицо старика
От вандализма страдают и другие археологические объекты, такие как пещера Старая Брянь в Заиграевском районе. Наблюдались следы вандализма в пещере Баин-Хара в Мухоршибирском районе. Можно снова упомянуть и Уточкину падь, хотя это уже памятник геологии. Испещрены варварскими надписями скалы горы Спящий лев, красивого природного места.
Печально, что люди не берегут красоту природных мест, оставляя дурацкие надписи. «Они и на скалу глядят как на мандат!» - возмущался в своё время Маяковский. И обидно, что наскальные рисунки, уцелевшие за три тысячи лет, будут походя уничтожены современниками.

Василий Тараруев для "Номер один"