28.01.2016 в 07:45

Тихая смерть «Молодежки»

«Номер один» заглянул в закулисье талантливых артистов и политических интриг
A- A+
Тихая смерть «Молодежки»
Само существование Молодежного художественного театра в Улан-Удэ сегодня можно назвать чуть ли не чудом. Его пытались выселить, засудить и буквально стереть с культурного пространства столицы. Под угрозой уничтожения он и сегодня.

Юбилей потерянного театра 

За 35 лет «Молодежка» получила огромное количество наград, признание самых строгих критиков, даже звание «Театр года» по России, однако снисхождения улан-удэнских и республиканских чиновников так и не снискала. В «Молодежке» нет ни техника, ни оператора, ни сторожа с уборщицей. Более того, в марте 2016 года театру могут предъявить очередной иск.

- Молодежный театр как был не нужен никому, кроме тех, кто им занимается и кроме наших зрителей, - так и остается. Власти все равно. 35 лет мой отец хранит и отвоевывает право Молодежного театра на существование. Он угробил на это свое здоровье, силы, время и годы. Несколько поколений актеров ждали, что театр вот-вот окрепнет и его поддержат. Почти все ушли за это время на заработки, многие вообще ушли из профессии…- такое пронзительное сообщение талантливого сына худрука «Молодежки» Анатолия Баскакова появилось в соцсетях менее чем через месяц после 35-летнего юбилея театра.

По одну сторону - счастливые артисты, которые спустя десятилетия вновь появились на одной сцене, новички и сам Анатолий Баскаков. По другую - абсолютно безденежное существование театра, рискующего вновь погрязнуть в судах. 

Повторяется ситуация двухгодичной давности, когда управляющая компания «ЖУ-1» выставила Анатолию Баскакову счет в размере 78 тысяч рублей - во столько обошлось содержание и ремонт общего имущества за год. Тогда же худрук пояснял, что за 35 лет все ремонтные работы театр производил собственными руками. Сам наводил порядок с ржавыми трубами и сырыми стенами, сам выводил крыс и даже укреплял фундамент. Помогло лишь вмешательство мэрии, которая выплатила единовременную дотацию на оплату по счетам. В этом году - то же самое. Только теперь дотаций от администрации Улан-Удэ никаких не поступало. Что будет с театром, если город не вмешается - неизвестно. Выходом могло бы стать проведение экспертизы, которая бы доказала: управляющая компания не вложилась в ремонт «Молодежки» ни разу. Но и на это требуются деньги, которых у артистов нет.

До 2013 года театр спасала муниципальная программа по художественному и гражданскому развитию молодежи. Театр принимал волонтеров из других стран и регионов и получал 400 тысяч в год. Она позволяла содержать бухгалтера, техника (он же художник, он же артист) и помещение. Самой большой зарплатой при этом были 4,5 тысячи. Но, в целях экономии, уничтожена и эта программа. 

Никому не стыдно

Еще одним выходом из долговой ямы мог бы стать перевод театра в разряд государственного или муниципального учреждения. Возможно даже совмещение. Мало кто помнит, но такие попытки в Улан-Удэ были.

- В 2004 году общественность собрала 12 тысяч подписей. Леонид Потапов с пониманием отнесся к этой проблеме и договорился с Айдаевым, что город и республика дадут по 400 тысяч рублей. В пересчете на нынешние деньги речь шла о трех миллионах рублей. Но появилось некое письмо, в котором было сказано о негативе к идее со стороны действующих учреждений, - вспоминает сегодня Анатолий Баскаков. - Хотя театр становится государственным волей одного человека.

Спустя годы Анатолий Баскаков не рискует повторять историю. Учитывая, что чиновники в его театр практически не ходят, он без оптимизма смотрит на ситуацию.

- Театр не хотят делать государственным или муниципальным не потому, что нет средств. Средства можно было бы изыскать, - уверен худрук. - Они просто не хотят работать, возиться с бумагами.

На помощь меценатов в «Молодежке» тоже не надеются. Потому что их в городе вообще нет.

- Никто не занимается чистой благотворительностью. «Бескорыстные» вкладываются, вкладываются в тот же спорт. Спонсоры у нас появляются, но в основном помогают в мелочах.

Сегодня в Молодежном театре кипит работа. Готовятся новые читки, другие интересные проекты и даже документальный спектакль. И в перерывах между ночью и днем художественный руководитель Анатолий Баскаков собирает сметы, чтобы выклянчить для своего уникального театра хоть какую-то поддержку у власти. 

Даниил Новак, Марина Ушакова, «Номер один»
Фото: "Номер один"

Читайте также

Ансамбли Бурятии приглашают на фестиваль-конкурс «Пою мою республику»
Подать заявку на участие можно до 5 мая
19.04.2024 в 18:02
В Улан-Удэ адвокат сам оказался на скамье подсудимых
По версии следствия, защитник обманом вытянул деньги со своей клиентки
19.04.2024 в 17:53
В Бурятии заработал проект от Росреестра «Земля для туризма»
Инвесторы могут выбрать себе участок для туристического бизнеса
19.04.2024 в 17:44
В Улан-Удэ сотрудники администраций осматривают пострадавшие от паводка участки
Соответствующее поручение дал мэр города Игорь Шутенков
19.04.2024 в 17:29
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.