08.07.2016 в 11:54

Картофельный тупик: в Бурятии тратят более 50 млн рублей на покупку семян

На прилавках популярных супермаркетов появляется картофель с этикеткой: «Из Китая»
A- A+
Картофельный тупик: в Бурятии тратят более 50 млн рублей на покупку семян
Крепенький, желтый, радующий глаз своим довольно чистым видом, но чужой. И заставляет вновь обратить внимание на перспективы бурятского картофелеводства.

«Второй хлеб» попал в застой 

Бурятия в который раз оттягивает принятие принципиального решения о поддержке развития картофелеводства. Вопрос о выделении финансовых средств не однажды поднимался на сессиях Хурала. К сожалению, без особого успеха. В Бурятии один «аграрный» министр сменяет другого, а продвижения вперед не ощущается. 

На весенней сессии деньги вновь не предусмотрели. Пообещали, что обратят внимание на июньской сессии, и снова тишина. Обещать, что вот-вот поддержим, стало какой-то нелепой политической традицией. В народе это называется «кормить завтраками».

Отсутствие внятной целевой программы, достойного софинансирования, качественного семенного сырья и другие признаки того, что республика готова перейти в категорию автономных по данной продукции, значительно затягивает процесс самообеспечения.

Уязвимая позиция

«Обещают пять миллионов на сентябрьской сессии рассмотреть. Пока вот так… На июньской не будет, даже вопроса не стоит. Посмотрим. Будем будировать», - выражает надежду картофелеводческой отрасли Сергей Пашинский, один из известных предпринимателей-патриотов бурятского картофелеводства, депутат парламента Бурятии. 

Не имея своего посадочного материала, в Бурятии ежегодно тратят более 50 млн рублей на покупку семян в других регионах. Однако в Бурятии был свой продукт.

«Определенная материально-техническая база, определенный опыт имеется, есть научные разработки, кадры. У нас было элитное семеноводство. Оно не было идеальным, процент сортовых посадок достигал 7-8 процентов, когда по другим регионам было и 30, и 40 процентов, - говорит Анатолий Кушнарев, ученый, глава «экономического» комитета НХ РБ. - Тем не менее у нас был свой элитный картофель, он производился ОПХ «Байкальский» и ОПХ «Иволгинский». На сегодня семеноводства картофеля в республике нет».

Все рухнуло в начале 1990-х годов. Сейчас завоз идет с Тюмени, Кемерово, из других регионов. Вновь организовать производство «племенной» картошки в республике лучше на базе хозяйств, которые имеют хороший опыт.

«Этим должны заняться те, кто крепко стоит на ногах, кто «дорос» заниматься семенным картофелем. Опыт, знания, кадры, технологии, земли… Не научившись ходить, человек не может бегать», - философски выразился Сергей Пашинский. 

Разговор о пяти миллионах может свидетельствовать, что в сознании органов республиканской власти «лед тронулся». Но «ледоход» идет медленно и туго. Чиновники не торопятся усилить слабую позицию республики.

Есть условия, нет желания 

Не вся республика подходит для картофельного семеноводства. По мнению профессионалов, лучший способ развития семеноводства – орошаемые поля. Хорошо подходят Бичурский район, Мухоршибирский, Джидинский. Там есть водоисточники, много солнечной радиации, относительно сухой воздух. Кабанский район несколько хуже, так как там бывают повышенные осадки, больше грибных болезней. 

Семенное картофелеводство было бы хорошим бизнесом. Поддержать, создать целостную картофельную «цепочку» республики – и это быстро окупится.

«Во-первых, рынок сбыта есть. Рядом Забайкалье и Монголия. В Забайкалье этим заниматься некому, там даже науки такой нет. Монголы только недавно начали заниматься. Во-вторых, у нас уникальные условия для элитного семеноводства. Мало болезней, нет колорадского жука, нет рака картофеля, сухой климат, легкие почвы. Недавно видел сортовой картофель, привозят из Иркутска, он весь в налипшей глинистой почве. У нашего и товарный вид хороший», - подчеркивает Кушнарев.

При этом ученый не разделяет оптимизма по отчетам за выполнение программы. Его возмущает некая самоуспокоенность Бурятии. 

«Все говорят, что Программу по картофелю, овощам выполнили, производство картофеля подняли. Я говорю – какого? То, что выращивают, это товарный картофель. Продовольственный. При выращивании семенного применяются другие технологии. Наука должна быть к этому причастна, научные сотрудники должны быть, лабораторию сделать. Чтобы ее оснастить, нужны десятки миллионов», - считает Анатолий Кушнарев. 

Реформировать бюджет 

На примере картофеля Бурятия вновь демонстрирует слабый финансовый менеджмент, неумение выделять прорывные точки.

Аграрный раздел республиканского бюджета надо реформировать. Кушнарев поделился такой мыслью – среди прочего должны быть две строки: «элитное семеноводство полевых культур» и «племенное дело» с подробным внутренним делением. В том числе подстрока по картофелю.

«Это обязательно нужно сделать. Без племенного дела и без элитных семян не пойдет у нас развитие ни животноводства, ни земледелия. Все будет на примитивном уровне, и мы все время будем зависеть от других регионов. Будем завозить элитных животных и элитные семена. За большие деньги», - убежден Анатолий Кушнарев. 

По статистике, из всего вала картофеля республики 95 процентов производятся обычными людьми, дачниками, частниками-огородниками. Надо просто помочь им выбраться из «картофельного болота». 

Петр Санжиев, «Номер один». 

Фото: pixabay

Читайте также

Четверо жителей Улан-Удэ не захотели пройти досмотр на железнодорожном вокзале
Они перелезли через ограждение виадука на станции, чтобы сократить путь к поезду
16.04.2024 в 11:59
Мэрия Улан-Удэ: паводковая ситуация остается сложной
Пострадавшим от подтопления людям помогают администрации районов и волонтеры
16.04.2024 в 11:54
В Улан-Удэ мошенники не пожалели 89-летнюю бабушку
Пенсионерка поверила, что её внучка попала в аварию и отдала 400 тысяч рублей
16.04.2024 в 11:36
В Улан-Удэ росгвардейцы задержали наркоманов
На квартире у них обнаружили марихуану и гашиш
16.04.2024 в 11:35
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.