28.07.2016
Баир Цыренов: Кто виноват в повышении цен на авиабилеты
Резкое повышение цен на авибилеты вызвало волну критики жителей Улан-Удэ

В своем интервью член совета директоров “Группа компаний “Метрополь” и депутат Народного Хурала Баир Цыренов объясняет причины подорожания, а также размышляет о  судьбе авиасообщения внутри Бурятии и будущем аэропорта “Байкал”.  
 
- Как вы сегодня оцениваете авиасообщение в Бурятии, и в чём его основные проблемы?
 
- Основная беда – это более чем двукратный рост цен на авиабилеты. Выросли цены на все направления из Улан-Удэ, в том числе внутреннее региональное авиасообщение.

Естественно нас беспокоит московское направление. Главное - это недостаточная конкуренция между авиаперевозчиками и малое количество рейсов. Мы готовы принимать новые авиакомпании, но пока у нас работают только «Уральские авиалинии» и «S7». И хотя мы предлагаем наполнять это направление другим компаниям, пока этого не происходит. 

Еще более ситуация  усугубилась банкротством «Трансаэро», которая к нам ранее летала. “Аэрофлот” ушел по причине дефектов взлетной  полосы. 

На сегодня для того, чтобы увеличивать количество перевозчиков аэропорт готов рассматривать различные виды сотрудничества.
Сейчас появилась надежда, связанная с субсидированием рейса на Санкт-Петербург. Если таковое произойдет, то Бурятия получит и новый рейс, и возможно, зайдёт новая авиакомпания. Но пока это только планы.

Таким образом, слабая конкуренция авиаперевозчиков в Бурятии - причина высоких цен.

- А потребности в новых рейсах в Москву есть? Население готово летать чаще?

- Есть. Недавно у нас   самолёт выполнявший рейс из Москвы в Иркутск  совершил посадку из-за непогоды в Иркутске. Более трети пассажиров вышли в Улан-Удэ и попросили выдать багаж. Это показатель востребованности. Многие летают через Иркутск, и даже Читу - там дешевле. Потенциально это клиенты улан-удэнского аэропорта, и мотивация введения дополнительных  рейсов. Мы проводили исследования - пассажиропоток из Улан-Удэ в Москву может быть существенно увеличен. 

- Тогда главный вопрос - почему цена на авиабилеты в Бурятии такая высокая?

- Хочу сказать, что в структуре авиабилета портовые сборы, которые остаются в аэропорту составляют незначительную часть. Около  1,5 тысяч рублей в цене билета. И подчеркну  мы расценки на свои услуги по аэропортовые тарифы практически не поднимали. 

Также и цена на авиационное топливо, практически,не изменилась. Кстати, заправкой самолетов занимается специализированная компания “Аэрофьюлз”. Таким образом, спрашивать с аэропорта “Байкал” о росте цен на билеты некорректно, и я указал  причину резкого взлета цены на билет.  Адресовать претензии надо к авиакомпаниям.

На сегодня цена на авиабилеты в Москву выросла почти в два раза. Улан-удэнцы и гости Бурятии могут даже в эконом-классе лететь по 60 тысяч рублей, по 80 тысяч, в зависимости от срока покупки билета. На наш взгляд это неоправданно никакой экономикой авиакомпаний.

Вопрос по ценам на авиабилеты нужно адресовать Федеральной Антимонопольной Службе и Федеральной Службе по Тарифам. Об этом говорят и представители Минтранса Бурятии. Но пока лишь  депутат Госдумы  Михаил Слипенчук сделал  запрос в эти ведомства по высоким ценам на авиабилеты в Бурятии.

- Таким образом, сами авиаперевозчики задрали цены в Бурятии?

- Да, правильно. В первую очередь из-за отсутствия конкуренции и видимо пренебрегая социальной ответственностью.  И я думаю, федеральным ведомствам необходимо предостеречь авиакомпании от такой ценовой политики. Понятно,что сейчас –  время туристского сезона, и кое-кто стремится «выхватить по максимуму».

- Теперь вопрос по внутреннему сообщению. Как обстоят дела там?

- Уже говорил и повторюсь, северяне обращаются ко мне как к депутату Народного Хурала и говорят, что складывается впечатление, что они республике не нужны. Они все меньше чувствуют себя жителями Бурятии. 

Жителями Севера, бамовцами ощущается депрессия. И главная причина – в неудовлетворительном транспортном сообщении с остальной частью Бурятии. Люди из-за этого очень страдают. Сейчас завоз продуктов происходит в основном на автомашинах с иркутской стороны. Автотранспорт сразу же влияет на себестоимость, и цены в магазинах высокие. 

И как видим из новостей о сборе подписей за уход северных территорий в Иркутскую область ситуация обострилась.

Хорошо, что недавняя идея, в том числе правительства Бурятии – перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо в статус “посадочных площадок”, не нашла развития. Это произошло в первую очередь благодаря твердой позиции управления гражданской авиации в восточно-сибирском управлении Росавиации. Глава управления Василий Бурахович подтвердил, то что нам как аэропортовому оператору было известно -  если мы переведём аэропорт Нижнеангарска в посадочную площадку (речь, прежде всего, шла о нём), то обратно в статус “аэропорта” мы никогда его вернуть не сможем. А посадочная площадка не может принимать самолёты большей вместимости, в том числе АН-24. также площадки не имеют нормального аэронавигационного и метеосопровождения.

Все остальные беды внутреннего сообщения от малого количества рейсов. Та же проблема - чтобы сдерживать цены, необходимо увеличение пассажиропотока.

Я предлагал  в 2014 году: чтобы «Бурятские авиалинии» смогли удерживать цену на билеты и увеличить частоту рейсов, необходимы республиканские субсидии в размере 7 миллионов. Тогда предложение не получило одобрения у властей, несмотря на небольшую сумму субсидий. А сегодня люди, чтобы попасть на север, вынуждены лететь до Иркутска, дальше ехать на поезде и нести большие временные затраты. Причем, на фоне больших проблем у авиакомпаний обслуживающих внутренние рейсы. 

- И какой вы видите вы видите ситуацию с авиаперевозчиками во внутреннем сообщении? А как с республиканской авиацией? 

- Давайте по честному, внутренние авиаперевозки всегда убыточны, и во всем мире. И везде регионы помогают денежными средствами авиакомпаниям, которые рискнули заниматься региональным авиасообщением. 

Ситуация в Бурятии, действительно, сложная. У единственно летающих на север республики «Бурятских авиалиний» не хватает самолётов в регионе. Когда у них начались трудности в Бурятии, они переориентировали бизнес в другие регионы. И начали летать в Якутии и Хакасии. В Бурятии же оставили меньшее количество «бортов».

Что касается «ПАНХа»,  то он не получил запланированных средств на лизинговый платёж, который был предусмотрен в бюджете республики в рамках республиканской программы поддержки предпринимательства. В итоге, лизинговая компания опечатала их самолёты.

Властями рассматривался вопрос о создании авиакомпании с контрольной долей республики, куда войдут активы ПАНХа. Однако дело застопорилось из-за сложностей в оценке активов авиакомпании. 
 
Пока ситуация выглядит так. Это означает, что если не будут предприняты прорывные мероприятия, то на север Бурятии будем летать также редко и дорого.
 
- У группы компаний “Метрополь” есть интерес инвестировать в авиаперевозки на территории Бурятии и создать свою авиакомпанию?

- К нам не единожды обращались с предложениями и создания, и инвестирования различных проектов, связанных с авиасообщениями внутри Бурятии. Мы внимательно изучили каждое из них. Финансовые аналитики пришли к вводу, что на данном этапе они все   экономически не состоятельны и требуют субсидирования. При существующей нестабильной политике по господдержке авиаперевозок это слишком рискованно.  Поэтому мы не рассматриваем варианты создания авиакомпании или участия в таковой. 

С другой стороны, “Метрополь”, аэропорт “Байкал” и лично депутат Госдумы Михаил Слипенчук поддерживают создание государственной авиакомпании для внутреннего авиасообщения.

Мы в свою очередь продолжим развивать наш аэропорт, в том числе и для развития внутренних авиалиний. 
 
- Как развивается сам аэропорт “Байкал”?
 
- Успешно. Все помнят при каких обстоятельствах группа компаний “Метрополь” зашла на этот объект в 2011 году. Единственные “воздушные ворота” в регион были обременены правами иностранных собственников, которые просто не использовали его. Несколько лет аэропорт был закрыт на замок и ветшал. 

По просьбе правительства Бурятии мы выкупили его. “Метрополь” инвестировал в аэропорт “Байкал” около 300 миллионов рублей. Благодаря этому за несколько лет превратили в объект стратегического значения Российской Федерации. Сейчас это успешное действующее предприятие зарегистрированное на территории республики с рабочими местами и налогами. Это аэропорт круглосуточный, надежный в плане условий посадки и обслуживания. Неслучайно, мы являемся запасным аэропортом для Читы, Иркутска, и Улан-Батора. Развивается международное направление, особенно со вводом пункта пропуска по международным стандартам. Вводим новые услуги, в том числе, грузоперевозки для граждан.

Несмотря на кризис, мы удерживаем пассажиропоток. Для сравнения - сейчас он в два раза выше, чем в 2011 году. 

Совместно с правительством Бурятии разработаны  предложения по строительству новой взлетно-посадочной полосы, которые были одобрены в правительстве России. Федерация приняла решение построить в аэропорту новую взлетно-посадочную полосу. Стоимость объекта исчисляется миллиардами. Первоначальный этап строительства финансируется на  1,7 миллиарда рублей в ближайшие полтора года.

И сразу хочу успокоить все жителей Бурятии. Во время строительства новой полосы, нынешняя продолжит действовать. То есть аэропорт “Байкал” не будет прекращать свою деятельность.

Таким образом, впереди у аэропорта только развитие и модернизация. Наша задача развить пассажиропоток до  советского уровня, и тогда мы приступим к строительству нового терминала.  

Фото: russianstock.ru


В связи с ужесточением требований связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую соцсеть и оставить свой комментарий на личной странице.


^