Как появляются Золушки и бабники
Причины неудач в личной жизни кроются в «неправильном» детстве
Текст: Газета

Неудачи в личной жизни могут быть родом из детства. Одна из причин невезения в любви кроется в недоласканности со стороны родителей. «Дистанцированность и холодность родителей могут сформировать в ребенке комплекс неполноценности – что он недостоин теплых и душевных отношений», – считает психолог Игорь Бадиев.
Ломка без любви
– Игорь Валерьевич, в письмах к психологу молодые люди часто задают вопрос: почему девушки выбирают плохих парней? Почему игнорируют нормальных, готовых к отношениям мужчин в пользу тех, кто им не пара? Зеркальные вопросы задают и девушки о мужчинах, которым, по их мнению, нравятся стервы.
– Вполне может быть, что в этих случаях мы имеем дело с любовной зависимостью. Помните, мы говорили о нехимических видах аддикций, таких как зависимость от компьютера или от отношений. Так вот, специалисты выделяют еще один интересный вид аддикции – зависимость от состояния влюбленности, когда человек постоянно находится в поиске объекта, в которого нужно влюбиться.
Если смотреть на физиологическом уровне, то в состоянии влюбленности в кровь человека выбрасывается гормон фенилэтиламин. Фактически у него вырабатывается зависимость от этого гормона. И когда уровень фенилэтиламина начинает снижаться, появляется симптом отнятия, так называемая ломка, характерная для человека с химической зависимостью. Поэтому любовную аддикцию выделяют в отдельный вид зависимости. Справедливости ради нужно сказать, что не всеми учеными она признается, хотя как явление она существует и была описана еще в 80-х годах прошлого века.
– Механизм формирования этого вида аддикции – такой же, как и у алкоголизма и наркомании?
– Да, как и у любой другой зависимости, все начинается с фиксации. В данном случае, на состоянии приподнятого настроения, полета и повышенной активности. Первые проявления этой болезни (а любая зависимость – это болезнь) фиксируются в подростковом возрасте, однако основа этой аддикции закладывается еще с детства.
Спасительный образ принца
Замечено, что любовным аддикциям чаще подвержены те дети, которые серьезно недополучали эмоциональное тепло и поддержку со стороны родителей. Мама и папа либо были сверхзаняты, либо тоже были зависимы, и поэтому сплавляли заботу о детях другим людям, которые тоже равнодушно относились к ребенку.
В качестве компенсации недостатка эмоциональной поддержки и внимания такие дети, как правило, уходят в мир фантазий. Они начинают активно мечтать, при этом в содержании воображаемых картинок особую роль занимает образ спасителя – такого человека, который однажды появится в их жизни, резко изменит ее к лучшему и сделает мечтателя самым счастливым на свете.
– Очень похоже на мечты Золушки…
– Да, Золушка – это классический пример несчастного и недолюбленного ребенка. Источником этих мечтаний и фантазий служат сказки и фильмы, где появляется принц на белом коне или Грей под алыми парусами, который полностью изменяет жизнь к лучшему – нужно только найти этого конкретного человека.
Кстати, впервые любовная зависимость была описана как раз таки у женщин. В результате холодного отношения со стороны родителей и близких людей у ребенка складывается комплекс неполноценности. Именно он лежит в основе этой зависимости – человек считает, что он не достоин эмоциональных и интимных отношений.
– Но при этом он хочет встретить принца и стать счастливым?
– Да, хочет. Однако на фоне комплекса неполноценности у человека возникает страх интимности, страх эмоциональной близости. Поэтому человек с любовной зависимостью не в состоянии устанавливать интимные эмоциональные отношения с другими людьми.
В кого влюбиться?
Как происходит выбор объекта у любовного аддикта? Это достаточно противоречивый процесс. Человека, зависимого от состояния влюбленности, привлекают, во-первых, те, кто обращает на него внимание. А во-вторых, те, кто будет держать его подальше от себя.
– Противоположности?
– Сначала человек отсеивает тех, кто не обращает на него внимания. От тех, кто проявляет к нему интерес, он тоже отворачивается. Почему? У любовного аддикта развит комплекс неполноценности, который говорит ему, что он не способен устанавливать интимные эмоциональные отношения. Поэтому зависимый человек бежит от тех, кто несет в себе реальную угрозу установления этих интимных отношений. Например, девушка игнорирует тех парней, которые хотят с ней построить нормальные, серьезные отношения. Она боится этих отношений, потому что не умеет их устанавливать.
– Странно, ведь у нее в голове мечты о спасителе и счастье?
– Да. Но страх интимности у нее во многом бессознательный. А в сознании он проявляется мыслями: «Это для меня слишком серьезно, я не готова к таким отношениям». В результате объектом влюбленности у нее оказывается так называемый аддикт избегания.
– Кто это?
– Это прямая противоположность человека, зависимого от состояния влюбленности. Это человек, который сознательно, я подчеркиваю – сознательно, избегает интимной близости. Он говорит: «Я не хочу жениться, зачем мне эти устойчивые отношения, я еще не нагулялся». А в его бессознательном содержится страх остаться покинутым, страх одиночества. Поэтому он ищет человека, с которым мог бы просто проводить время. Встречаясь, аддикт избегания и любовный аддикт образуют такую симбиотическую связь, которая реальных интимных эмоционально-личностных отношений не устанавливает. Почему? Один из партнеров счастлив – «вот он, мой принц на белом коне», а второй держит его на дистанции через редкие встречи, занятость на работе или измены.
Недолюбленные дети – будущие бабники
Естественно, такие отношения не могут продолжаться долго ввиду их нестабильности. Да и у человека с любовной аддикцией интенсивные эмоциональные переживания в конечном счете истощаются – уровень фенилэтиламина падает. И у него появляются мысли: «Это не тот человек, который мне нужен, это была ошибка». Дальше идет поиск нового партнера по уже заложенному механизму: сначала отсеиваем тех, кто не обращает внимания, а от тех, кто проявляет интерес и способен установить прочные отношения, уходим. Остаются опять те, кто будет держать на расстоянии. И это не что иное, как любовная зависимость.
– Аддикт избегания очень похож на образ бабника, правильно?
– Мужской способ поведения – завоевать и бросить – это классический пример аддикта избегания. Он дистанцируется от интимных, душевных отношений, он не устанавливает их, потому что боится серьезных связей, хотя при этом бессознательно страшится одиночества.
– Почему же он так себя ведет?
– Причины такого поведения тоже нужно искать в детстве, и это недолюбленность ребенка со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей. Любовная зависимость и аддикция избегания – две стороны одной медали. Просто у разных людей какой-то из элементов оказывается в сознании, а какой-то – в бессознательном. У любовного аддикта страх интимности представлен в сфере бессознательного, поэтому он не знает, что боится интимности, а у аддикта избегания боязнь близости находится в сознании.
– Почему именно интим становится краеугольным камнем?
– Потому что родители недолюбили, недоласкали. В семье не были установлены теплые эмоциональные отношения, поэтому ребенок их не усвоил. Отсюда и комплекс неполноценности – что он не достоин эмоционально-близких отношений, его удел – отношения на расстоянии.
Естественно, в каждом конкретном случае страх интимности возникает по ряду индивидуальных причин. Недолюбленность и эмоциональная холодность – это обобщенный круг факторов, внутри которых может быть множество других причин, начиная от игнорирования и заканчивая насилием.
Вечный конфликт
Находя объект своей страсти, человек с любовной зависимостью стремится раствориться в нем полностью. Несмотря на подсознательный страх интимности, он делает все, чтобы стереть все возможные границы между ним и партнером. Получается, человек живет в постоянном конфликте, как и личность с любой другой зависимостью.
– Что же делать тем, кто узнал себя в нашем разговоре?
– Нужно обращаться за помощью к психологу. Ко мне часто приходят люди с проблемами в личной жизни – они или не могут создать семью, или постоянно выбирают тех, кто явно им не подходит. С этой системой отношений можно работать – нужно разбираться, как появилась эта модель, как сформировались эти страхи и комплексы, добираться до первопричин страха интимности.
Хочу уточнить. Не надо бить тревогу и кричать о любовной зависимости, когда, к примеру, молодая девушка перебирает парней – то один нравится, то другой. Для юношеского возраста такое поведение нормально, молодые люди только познают мир любовных отношений. Сегодня я говорил не о подростках и даже не о тех, кому 20–25 лет. Наш разговор был о людях взрослых, у которых такая модель поведения уже закрепилась.
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
Фото: pressfoto
Ломка без любви
– Игорь Валерьевич, в письмах к психологу молодые люди часто задают вопрос: почему девушки выбирают плохих парней? Почему игнорируют нормальных, готовых к отношениям мужчин в пользу тех, кто им не пара? Зеркальные вопросы задают и девушки о мужчинах, которым, по их мнению, нравятся стервы.
– Вполне может быть, что в этих случаях мы имеем дело с любовной зависимостью. Помните, мы говорили о нехимических видах аддикций, таких как зависимость от компьютера или от отношений. Так вот, специалисты выделяют еще один интересный вид аддикции – зависимость от состояния влюбленности, когда человек постоянно находится в поиске объекта, в которого нужно влюбиться.
Если смотреть на физиологическом уровне, то в состоянии влюбленности в кровь человека выбрасывается гормон фенилэтиламин. Фактически у него вырабатывается зависимость от этого гормона. И когда уровень фенилэтиламина начинает снижаться, появляется симптом отнятия, так называемая ломка, характерная для человека с химической зависимостью. Поэтому любовную аддикцию выделяют в отдельный вид зависимости. Справедливости ради нужно сказать, что не всеми учеными она признается, хотя как явление она существует и была описана еще в 80-х годах прошлого века.
– Механизм формирования этого вида аддикции – такой же, как и у алкоголизма и наркомании?
– Да, как и у любой другой зависимости, все начинается с фиксации. В данном случае, на состоянии приподнятого настроения, полета и повышенной активности. Первые проявления этой болезни (а любая зависимость – это болезнь) фиксируются в подростковом возрасте, однако основа этой аддикции закладывается еще с детства.
Спасительный образ принца
Замечено, что любовным аддикциям чаще подвержены те дети, которые серьезно недополучали эмоциональное тепло и поддержку со стороны родителей. Мама и папа либо были сверхзаняты, либо тоже были зависимы, и поэтому сплавляли заботу о детях другим людям, которые тоже равнодушно относились к ребенку.
В качестве компенсации недостатка эмоциональной поддержки и внимания такие дети, как правило, уходят в мир фантазий. Они начинают активно мечтать, при этом в содержании воображаемых картинок особую роль занимает образ спасителя – такого человека, который однажды появится в их жизни, резко изменит ее к лучшему и сделает мечтателя самым счастливым на свете.
– Очень похоже на мечты Золушки…
– Да, Золушка – это классический пример несчастного и недолюбленного ребенка. Источником этих мечтаний и фантазий служат сказки и фильмы, где появляется принц на белом коне или Грей под алыми парусами, который полностью изменяет жизнь к лучшему – нужно только найти этого конкретного человека.
Кстати, впервые любовная зависимость была описана как раз таки у женщин. В результате холодного отношения со стороны родителей и близких людей у ребенка складывается комплекс неполноценности. Именно он лежит в основе этой зависимости – человек считает, что он не достоин эмоциональных и интимных отношений.
– Но при этом он хочет встретить принца и стать счастливым?
– Да, хочет. Однако на фоне комплекса неполноценности у человека возникает страх интимности, страх эмоциональной близости. Поэтому человек с любовной зависимостью не в состоянии устанавливать интимные эмоциональные отношения с другими людьми.
В кого влюбиться?
Как происходит выбор объекта у любовного аддикта? Это достаточно противоречивый процесс. Человека, зависимого от состояния влюбленности, привлекают, во-первых, те, кто обращает на него внимание. А во-вторых, те, кто будет держать его подальше от себя.
– Противоположности?
– Сначала человек отсеивает тех, кто не обращает на него внимания. От тех, кто проявляет к нему интерес, он тоже отворачивается. Почему? У любовного аддикта развит комплекс неполноценности, который говорит ему, что он не способен устанавливать интимные эмоциональные отношения. Поэтому зависимый человек бежит от тех, кто несет в себе реальную угрозу установления этих интимных отношений. Например, девушка игнорирует тех парней, которые хотят с ней построить нормальные, серьезные отношения. Она боится этих отношений, потому что не умеет их устанавливать.
– Странно, ведь у нее в голове мечты о спасителе и счастье?
– Да. Но страх интимности у нее во многом бессознательный. А в сознании он проявляется мыслями: «Это для меня слишком серьезно, я не готова к таким отношениям». В результате объектом влюбленности у нее оказывается так называемый аддикт избегания.
– Кто это?
– Это прямая противоположность человека, зависимого от состояния влюбленности. Это человек, который сознательно, я подчеркиваю – сознательно, избегает интимной близости. Он говорит: «Я не хочу жениться, зачем мне эти устойчивые отношения, я еще не нагулялся». А в его бессознательном содержится страх остаться покинутым, страх одиночества. Поэтому он ищет человека, с которым мог бы просто проводить время. Встречаясь, аддикт избегания и любовный аддикт образуют такую симбиотическую связь, которая реальных интимных эмоционально-личностных отношений не устанавливает. Почему? Один из партнеров счастлив – «вот он, мой принц на белом коне», а второй держит его на дистанции через редкие встречи, занятость на работе или измены.
Недолюбленные дети – будущие бабники
Естественно, такие отношения не могут продолжаться долго ввиду их нестабильности. Да и у человека с любовной аддикцией интенсивные эмоциональные переживания в конечном счете истощаются – уровень фенилэтиламина падает. И у него появляются мысли: «Это не тот человек, который мне нужен, это была ошибка». Дальше идет поиск нового партнера по уже заложенному механизму: сначала отсеиваем тех, кто не обращает внимания, а от тех, кто проявляет интерес и способен установить прочные отношения, уходим. Остаются опять те, кто будет держать на расстоянии. И это не что иное, как любовная зависимость.
– Аддикт избегания очень похож на образ бабника, правильно?
– Мужской способ поведения – завоевать и бросить – это классический пример аддикта избегания. Он дистанцируется от интимных, душевных отношений, он не устанавливает их, потому что боится серьезных связей, хотя при этом бессознательно страшится одиночества.
– Почему же он так себя ведет?
– Причины такого поведения тоже нужно искать в детстве, и это недолюбленность ребенка со стороны взрослых и, в первую очередь, родителей. Любовная зависимость и аддикция избегания – две стороны одной медали. Просто у разных людей какой-то из элементов оказывается в сознании, а какой-то – в бессознательном. У любовного аддикта страх интимности представлен в сфере бессознательного, поэтому он не знает, что боится интимности, а у аддикта избегания боязнь близости находится в сознании.
– Почему именно интим становится краеугольным камнем?
– Потому что родители недолюбили, недоласкали. В семье не были установлены теплые эмоциональные отношения, поэтому ребенок их не усвоил. Отсюда и комплекс неполноценности – что он не достоин эмоционально-близких отношений, его удел – отношения на расстоянии.
Естественно, в каждом конкретном случае страх интимности возникает по ряду индивидуальных причин. Недолюбленность и эмоциональная холодность – это обобщенный круг факторов, внутри которых может быть множество других причин, начиная от игнорирования и заканчивая насилием.
Вечный конфликт
Находя объект своей страсти, человек с любовной зависимостью стремится раствориться в нем полностью. Несмотря на подсознательный страх интимности, он делает все, чтобы стереть все возможные границы между ним и партнером. Получается, человек живет в постоянном конфликте, как и личность с любой другой зависимостью.
– Что же делать тем, кто узнал себя в нашем разговоре?
– Нужно обращаться за помощью к психологу. Ко мне часто приходят люди с проблемами в личной жизни – они или не могут создать семью, или постоянно выбирают тех, кто явно им не подходит. С этой системой отношений можно работать – нужно разбираться, как появилась эта модель, как сформировались эти страхи и комплексы, добираться до первопричин страха интимности.
Хочу уточнить. Не надо бить тревогу и кричать о любовной зависимости, когда, к примеру, молодая девушка перебирает парней – то один нравится, то другой. Для юношеского возраста такое поведение нормально, молодые люди только познают мир любовных отношений. Сегодня я говорил не о подростках и даже не о тех, кому 20–25 лет. Наш разговор был о людях взрослых, у которых такая модель поведения уже закрепилась.
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
Фото: pressfoto
Теги
Общество