31.05.2017 в 17:07

Муниципальный фильтр – спасательный круг Мархаева?

Его непрохождение -  реальный способ для кандидата от КПРФ сохранить лицо
A- A+
Текст: Газета
Муниципальный фильтр – спасательный круг Мархаева?
Вячеслав Мархаев может не преодолеть муниципальный фильтр на выборах главы Бурятии. Или сам не захочет его преодолевать. Анализ заявлений и действий политиков федерального и регионального уровня показывает основательность обеих версий.

Серьезные опасения

В конце января член фракции в Народном Хурале РБ Александр Малышенко внес законопроект о снижении муниципального фильтра (количество подписей в поддержку выдвижения кандидатов на пост главы региона) с семи до пяти процентов. Тогда еще никто не ожидал отставки Вячеслава Наговицына. В КПРФ готовились сражаться с привычным и вполне комфортным противником. Но даже в тех условиях муниципальный фильтр был для Вячеслава Мархаева серьезным фактором риска.

Иркутский сенатор самолично признал это на пресс-конференции в первых числах февраля. Отвечая на вопрос о внесенном в Народный Хурал РБ законопроекте, Вячеслав Мархаев пояснил, что в КПРФ «сильно обеспокоены тем фактом, что, возможно, не смогут собрать в поддержку выдвижения семи процентов подписей от общего количества депутатов или глав муниципальных образований».

Развал и гонения

Действительно, практика принятия кадровых и политических решений, укоренившаяся в Бурятском отделении КПРФ после избрания Вячеслава Мархаева первым секретарем, изрядно расколола некогда сплоченные ряды коммунистов. Чего стоит одно только противостояние с местным и первичными отделениями в крупнейшем по числу избирателей Кабанском районе! Персек даже судился с тамошними коммунистами-пенсионерами, которые не смирились с исключением из КПРФ. Но они сумели доказать в суде незаконность исключения, хотя некоторые так и не дожили до восстановления в рядах партии, в которую вступили, когда она еще носила ленинское название ВКП(б).

Были конфликты со старыми коммунистами и в других районах Бурятии. В сентябре прошлого года сайт «Республика» сообщил, что из БРО КПРФ со скандалом вышел видный коммунист с 52-летним стажем Андрей Цымбалюк. Уходя, он обнародовал открытое письмо, в котором назвал Вячеслава Мархаева «махровым националистом», а также обвинил в нетерпимости к критике. В обоснование своих слов автор открытого письма привел ряд примеров. В частности, по его словам, в 2009 году Вячеслав Мархаев приехал на конференцию коммунистов Мухоршибирского района и стал принуждать их к выдвижению кандидатом в депутаты райсовета не первого секретаря райкома КПРФ А.Н.Финогина, а своего кандидата, причем беспартийного.

Видя, что коммунисты Мухоршибири с этим не согласны, он, по мнению Андрея Цымбалюка, организовал прием в партию новых членов, видимо, чтобы получить перевес в голосах. На поверку двое из «штрейкбрехеров» Вячеслава Мархаева, как пишет автор открытого письма, оказались недееспособными, а половина – и вовсе членами... «Единой России».

Гонениям со стороны персека БРО КПРФ подверглась, по словам Андрея Цымбалюка, лидер Бичурской районной парторганизации Г.А. Агафонова, посмевшая выступить с критикой Вячеслава Мархаева. Бюро рескома дважды рассматривало персональное дело коммунистки в ее отсутствие. А в самой Бичуре, как поведал автор открытого письма, один из «соколов» Мархаева вообще устроил рукоприкладство, за что был на полдня задержан полицией.

Наряду с Кабанской, Бичурской, Мухоршибирской за принципиальное несогласие с политикой Вячеслава Мархаева были разогнаны парторганизации в Загорске и Кяхте.

Свой среди чужих

Далеко не все муниципальные депутаты от КПРФ, лояльные самой партии, захотят поддерживать сенатора и уроженца Иркутской области из соображений регионального патриотизма. Ведь он отказался представлять в Госдуме РФ интересы населения Бурятии ради мандата Совета Федерации, полученного из рук иркутского губернатора Сергея Левченко. Многие бурятские коммунисты всерьез бились за Вячеслава Мархаева в 2011 году, но он пренебрег их усилиями и надеждами и предпочел более богатый соседний регион. Захотят ли былые сторонники наступать на те же самые грабли во второй раз?

О проблемах с прохождением Вячеславом Мархаевым муниципального фильтра свидетельствуют настойчивые попытки представить его в образе «единого кандидата от парламентской оппозиции». Заявления об этом с завидной регулярностью озвучивает лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Что заставляет задуматься о том, почему Вячеслава Мархаева продвигают в качестве «единого кандидата» не его товарищи-коммунисты, а лидер конкурирующей партии.

В начале апреля Сергей Миронов говорил о поддержке кандидатуры Вячеслава Мархаева тремя парламентскими партиями (КПРФ, ЛДПР и «СР») как о свершившемся факте. Однако руководители «эсеров» и «жириновцев» в Бурятии отреагировали на это с явным недоумением. Оба – Иринчей Матханов и Сергей Дорош – сообщили о том, что с ними эта тема не обсуждалась. Первый, к тому же, подчеркнул, что «решение по кандидатуре должно быть взвешенным», тем самым давая понять, что кандидатура Вячеслава Мархаева не вполне устраивает бурятских «эсеров».

Поэтому в мае заявление Сергея Миронова о «единых кандидатах» прозвучало уже далеко не так уверенно. Он говорил лишь о том, что не исключает возможности договориться трем оппозиционным парламентским партиям, и «не удивится», если в двух-трех регионах появятся «единые кандидаты в губернаторы». Из чего следует, что никаких реальных договоренностей на сегодняшний день нет.

Между тем в БРО КПРФ, судя по всему, всерьез рассчитывали на поддержку «СР» и ЛДПР. Об этом прямо сказала приехавшая на партконференцию в Улан-Удэ, где обсуждалась тема предстоящих выборов, первый секретарь иркутского горкома КПРФ Ольга Носенко (судя по всему, иркутяне уже начали курировать процесс подготовки к выборам, пока только с партийных позиций). По ее словам, на выборах в Иркутской области в 2015 году «Справедливая Россия» и ЛДПР помогали КПРФ, чтобы хватило тех подписей, которые необходимы для регистрации кандидата в губернаторы.

Но в Бурятии, похоже, альянс не складывается.

Выход из игры

Главный фактор риска для иркутского сенатора – это Алексей Цыденов, назначение которого полностью спутало все карты КПРФ в Бурятии. Готов ли Вячеслав Мархаев бороться с новым, неожиданным, молодым, эффективным, не вовлеченным в межклановые разборки и коррупционные скандалы соперником? Или ему проще и надежнее банально не пройти муниципальный фильтр и разразиться традиционными в таких случаях пиар-заклинаниями по поводу козней административного ресурса?

Вопрос, как говорится, нериторический. На выборах Вячеславу Мархаеву не обойти острых вопросов о разнице энерготарифов в соседних регионах, уровне Байкала, распределении средств на его защиту, захвате ряда предприятий иркутскими бизнесменами и других сложных аспектов отношений между Бурятией и Иркутской областью. Его высказывания на эти темы могут быть использованы иркутским политическим бомондом как прямой повод для лишения статуса сенатора. Тамошние СМИ прямо пишут, что «как политика Мархаева в Иркутске не видят, его действия не воспринимаются, его фактически нет». В иркутском обществе созрел запрос на его удаление с политической сцены области.

Проще говоря, предвыборная кампания – это минное поле для Вячеслава Мархаева. Пусть цена ошибки и не жизнь, но политическая карьера – точно. Поэтому отказ от участия в выборах главы Бурятии, задрапированный под невозможность преодоления муниципального фильтра, – это, в принципе, реальный способ для Вячеслава Мархаева сохранить лицо и место в Совете Федерации от Иркутской области.

Как ни парадоксально звучит, но единственный, на кого еще мог рассчитывать Вячеслав Мархаев в сборе подписей муниципальных глав и депутатов, – это... Алексей Цыденов. Последнему нужен был достаточно сильный оппонент, предвыборная полемика с которым способствовала бы повышению активности избирателей. Хотя даже влияния нового руководителя Бурятии могло не хватить для преодоления глубокого раскола в БРО КПРФ и неприятия Вячеслава Мархаева старыми коммунистами и многими независимыми депутатами.

Но после того как на Старой площади призвали регионы не нагнетать искусственно явку избирателей в единый день голосования – 10 сентября, сама необходимость в спарринг-партнере для Алексея Цыденова отпала. Теперь новому лидеру Бурятии важнее использовать предвыборную кампанию для расширения и углубления диалога с населением, обсуждения стратегии развития республики на годы вперед, объединения здоровых сил общества для реального и быстрого подъема экономики и социальной сферы.

А Вячеслав Мархаев остался с проблемой преодоления муниципального фильтра совсем наедине. Если, повторимся, этот фильтр вообще для него является проблемой, а не удобным выходом из рискованной политической ситуации.

Сергей Березин для «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Политика

Читайте также

В Бурятии разыскивают пропавшего мужчину
Последний раз его видели пьяным на площади Советов в Улан-Удэ три месяца назад
20.04.2024 в 18:15
В Бурятии расчищают пострадавшую от паводка дорогу
Расчищено уже 1,5 км дороги, работы продолжаются
20.04.2024 в 14:17
Сергей Рыбальченко отработает за пятерых
Экс-замминистра строительства и ЖКХ Бурятии три года будет платить «десятину»
20.04.2024 в 14:00
«Физически тоже надо работать. Тем более, на свежем воздухе»
Глава Бурятии принял участие в общегородском субботнике
20.04.2024 в 13:09
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.