17.09.2017 в 09:00

Поход общественников Бурятии-2: Харашибирские столбы

Горы и тайга, живописные скальники, дождь и снег
A- A+
Поход общественников Бурятии-2: Харашибирские столбы
Новый турпоход республиканских общественников и блогеров прошел с 8 по 10 сентября. В этот раз объектом стали Харашибирские столбы – скопление живописных останцев в горах Заиграевского района. 

Харашибирские столбы расположены на плато хребта Улан-Бургасы в окрестностях села Шулута за Ацагатом. Это комплекс скальников, высотой от 9 до 25 метров, эрозия вытачивала их миллионы лет. Чтобы добраться туда, нужно проехать около 100 км до Шулут, потом пройти пешком по таёжным тропам около 15-20 км вверх по лощине между сопками вдоль горной речки. 



День первый

От села путь пролегает по старой грунтовке, проходя мимо места буддистских молебнов, а потом превращается в тропу, уходящую вверх по склону. В какой-то момент тропа теряется, и тогда нужен хороший проводник, чтобы не заблудиться. Идти приходится то через густые заросли, то по длинным россыпям крупного курумника. Путь по курумнику особенно рискован – с тяжелым рюкзаком можно упасть и получить серьезные травмы. Но и миновав камни, следует быть осторожным – склоны гор, по сути, сплошной курумник, лишь засыпанный грунтом и поросший лесом, местами нога может неожиданно провалиться в щель.



Погода для сентября теплая, но и не жарко, поэтому жажда не мучает, как летом. На привалах пьешь ледяную воду из ручьев. Места вроде бы безлюдные – не встречается ни души. Но выше по маршруту, уже на склоне горы то и дело попадаются брошенные стоянки «шишкарей» - сборщиков кедрового ореха. Сентябрь – самая пора, когда шишки уже созрели. На одной из стоянок – гора свежей чешуи и отшелушенных шишек, в которых, впрочем, осталось немало орехов. Рядом – самодельные приспособления для очистки.



Сделав небольшой привал, группа идет дальше по склону, и наконец, встает лагерем на удобной поляне. На ужин – борщ и чай, и запеченные на костре свежие шишки. До столбов осталось недалеко.



Темнеет. В стороне, где осталась стоянка шишкарей, доносятся крики: ищут какого-то Серегу. Организатор похода Артем Агафонов предупреждает, что встреча с шишкарями может быть небезопасной: в такую даль за орехами обычно забираются люди, готовые на многое, чтобы чуть-чуть подзаработать. Среди них хватает уголовников. Во всяком случае, оставленный без присмотра лагерь они разграбят точно. Поэтому наутро планируется сниматься, и перемещать лагерь непосредственно к цели похода.



День второй

Ночью идет сильный дождь, погода портится. Утром – торопливые сборы под моросящим дождем, холод вынуждает одеться теплее. Потом – путь вверх по склону с тяжелым рюкзаком, в дождевике, под холодным ветром. Опять приходится карабкаться вверх по крутому курумнику, ставшему скользким от дождя. Преодолев его, идешь уже по ровному месту – зато продираясь через сплошные заросли кустарника, молодого кедрача и стланик. Под ногами – мягкий ковер из мха. Вдобавок, наверху горы ручьев не ожидается, поэтому мужская часть группы тащит в руках пятилитровые бутыли с водой.

Выбравшись из зарослей, выходим на открытое место у подножия одного из скальников Харашибирских столбов, эдакий «сад камней». Здесь решено разбить новый лагерь, хотя место продувается всеми ветрами. Дождь и туман сводят видимость к нулю, хотя в другое время тут чудесные виды. Шишкари так высоко не забираются, поскольку тут им собирать нечего. Вещи можно оставить без присмотра.



Расставив палатки, наскоро перекусываем, и двигаем к цели похода. Оказывается, один из скальников возвышается совсем рядом. Но к нему опять приходится подниматься по крутому скалистому склону. Трекинговые палки, прихваченные членами клуба «Топ-в-лес», Артем Агафонов приказал оставить на скале – лазить с ними по камням в какой-то момент стало опасно.

Уже наверху проникаем сквозь расщелину в отвесной каменной стене. Открываются пейзажи Харашибирских столбов. Причудливые очертания останцев в туманной дымке напоминают то паруса, то колонны зданий, то человеческие профили или развалины старой крепости. То и дело возникает ощущение рукотворности этих каменных фигур. Если бы не дождь и туман, были бы великолепные пейзажи. Но даже в полумгле Харашибирские столбы смотрятся очень красиво. Группа бродит по обширному плато от одного скальника к другому, делая фотоснимки и селфи, то и дело забираясь на каменные бастионы.

Жажду после тяжелого подъема утоляешь дождевой водой в углублениях камней, после во рту остается не очень приятное послевкусие от мха. Тем временем погода продолжает портиться: усилился ветер, дождь пошел обильнее, переходя в мокрый снег. Это становится сигналом о том, что пора возвращаться в лагерь.



Меж двух крупных камней разводим огромное кострище, чтобы отогреться, раскладываем сушиться вымокшие насквозь обувь и одежду. Обильно идут дождь и снег, но от них защищает огромный тент, сооруженный у костра. Тенту нашлось еще одно применение: стекающую с него воду собираем в ведра, дальше она пойдет на суп и чай. Так что воду можно было не нести. Борщ варится особым способом из высушенного мяса и картофеля, которые весят и занимают места совсем немного. Несмотря на сильный холодный ветер, настроение у всех торжественное: смех, шутки, кружки с домашними настойками и виски из фляжек.



День третий

Ночь очень холодная, около -5 градусов, не спасает даже спальник, рассчитанный на зимнее время. Многие не могли толком уснуть и периодически вставали погреться у огня. Палатки запорошило снегом, он покрывает все вокруг.



Встаем рано утром, быстрый завтрак, и сборы лагеря. Артем Агафонов успел сбегать на останец и принести оставленные вчера трекинговые палки. Холод, легкий дождь, вещи, несмотря на сушку у костра, изрядно сырые, зато прокоптились дымом. 

На короткий момент проглядывает солнце, и группа, уже двинувшаяся в путь, торопливо фотографирует красивый вид на скальник, к которому поднимались вчера.



Путь обратно дается намного легче, чем вверх, ведь приходится спускаться, а не идти в гору. Идем новым, более легким маршрутом, чтоб опять не продираться через заросли. Ниже по склону снега уже нет, становится теплее. По пути встречаются то полусгнившие колотушки шишкарей для сбивания шишек, то следы жизнедеятельности медведей. На середине пути опять приходится с большим трудом преодолевать огромные курумники. С них, к слову, открываются виды на останцы на макушках сопок. Потом выходим на протоптанную тропу, по которой поднимались сюда. Погода вроде становится теплой и солнечной, но неожиданно сыпет мелкий град. Потом спускаемся в низину, где предстоит уже скучный марш по грунтовке до окраины Шулут. Там нас забирает автобус, экспедиция закончена.

Что можно сказать в заключение? Отметить радость, что удалось сходить в столь серьезный переход с Верой «Шведкой» и еще раз перенести походные тяготы с участниками прошлой экспедиции. И пожелать, чтобы такие «походы общественников и медийщиков» стали доброй традицией. Ведь в Бурятии очень много труднодоступных природных достопримечательностей, о которых стоит рассказать людям.

Василий Тараруев, для "Номер один"
Фото автора

Читайте также

10 мая состоится Республиканский легкоатлетический пробег
Будет пробег на 5 и 20 километров
26.04.2024 в 17:53
В Улан-Удэ на улице Цивилева появится новая ливневка
Такое решение приняли местные жители
26.04.2024 в 17:43
На выставке в Москве обновили стенд Бурятии
Международная выставка-форум «Россия» проходит на территории ВДНХ
26.04.2024 в 17:36
Мужчина выпал из окна многоэтажки в Улан-Удэ
Врачи делают все возможное для спасения его жизни
26.04.2024 в 17:21
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.