19.09.2017
Эксперты Китая, Монголии и России обсуждают совместное экономическое развитие в Бурятии
Первые три проекта потребуют 70-миллиардных вливаний

Сегодня в Улан-Удэ официально стартовал третий форум «Экономический коридор Китай - Монголия - Россия. Дорожная карта». Ученые, эксперты и представители регионов, имеющие отношение к развитию «Нового Великого чайного пути», собрались для решения вопросов дальнейшего развития общих проектов. Всего в прошлом году руководители государств регламентировали заинтересованность в 32 проектах по совместному развитию экономик. Тринадцать из них направлены на совместное совершенствование дорожно-транспортных путей, к восьми Бурятия имеет непосредственное отношение, но только три пока имеют понятные очертания. Приблизительная стоимость их реализации составляет около 70 миллиардов долларов.

Цель форума, который продлится до 22 сентября, - решить вопросы дальнейшего взаимодействия государств.

Как отметил зампред главы Бурятии по экономическому блоку Игорь Зураев, «с точки зрения потребностей трех стран, создание коридора Китай - Монголия - Россия дает большой шанс для развития стран. Бурятия для этого имеет выгодное положение, железнодорожные и воздушные пути, необходимые ресурсы».

Но сейчас развитие даже общих задач в странах-участниках не достаточно согласовано. Об этом в своем докладе заявил директор института монголоведения, буддологии и тибетологии Борис Базаров. Он напомнил, что «Новый шелковый путь» мог бы сократить транспортировку грузов из Китая в Европу на 10-12 дней. Пока 98 процентов этого грузопотока движется морским путем. Ученый раскритиковал недостаточную активность российской стороны и предупредил, что если тенденция не изменится – крупный восточный сосед может и изменить направление своих интересов и усилий. На сегодня Китай активно инвестирует в бывшие советские республики - Казахстан, Киргизию, Узбекистан, в том числе и в строительство железных дорог. Борис Базаров призвал власти активнее встраиваться в подобные проекты.

- К тому же, в ближайшие годы Китай готов создать 50 НИИ для реализации исследовательских проектов развития, то есть будут задействованы и возможности фундаментальной науки. Реализация проекта «Новый шелковый путь» приведет и к смещению экономического центра России на восток, что даст толчок развитию всей Сибири - отметил ученый.

О том, что реализация задекларированных проектов требуют усилий от всех стран, говорили и ученые Китая и Монголии. Для их воплощения экспертам предстоит состыковать юридические нормы, устранить препятствия, и при этом сберечь экологию государств. Представитель китайской науки выразил мнение, что сегодня первая задача – это принять решение - как состыковать дорожную инфраструктуру стран. Как известно, в Монголии до сих пор железнодорожные составы работают на дизельном топливе. Для решения и этих задач, и дальнейшего определения способов  взаимодействия пропускных пунктов, пора создавать экспертные площадки.

- Необходимо создание трехмерной транспортной сети, расширение узких участков дорог, увеличение пропускной способности железных дорог. Для этого нужно взаимодействие между нашими экспертными центрами, решить вопрос языковых барьеров, в том числе. Вокруг политических структур необходимо создать механизм многоуровневой связи между тремя правительствами. Только через координацию деятельности мы достигнем общего успеха, - отметил представитель китайской делегации. – Необходимо укреплять сотрудничество и иностранные визиты, поскольку пока стороны не совсем хорошо понимают друг друга.

Он предложил создавать мозговые центры для обмена информацией в области науки, экономики и политики, и подчеркнул: «без этого экономический коридор не сможет функционировать полноценно».

В ближайшие дни в столице Бурятии пройдут встречи экспертов. На них стороны разработают варианты организации более плотного взаимодействия. В числе тем площадок – сотрудничество логистика, сотрудничество в сфере туризма и экологии, экономическая интеграция в торговле и бизнесе.

Последний день визита гости форума по традиции проведут на Байкале.

Фото: «Номер один»
^