15.10.2017 в 11:47

«Что-то ёкнуло в сердце, и я понял, что это навсегда»

Учитель физики из Белгорода с 1986 года ездит в Бурятию, чтобы полюбоваться курумканской тайгой
A- A+
«Что-то ёкнуло в сердце, и я понял, что это навсегда»
Этот человек каждый год вновь и вновь приезжает в Бурятию, чтобы полюбоваться курумканской тайгой близ села Алла. Его зовут Анатолий Захаров, он житель Белгорода, учитель физики и радиоэлектроники с тридцатилетним стажем. Туризмом он увлекся еще в советские времена, путешествуя в горах Кавказа. В 1986 году он посетил Бурятию, и с тех пор каждый год посещает горы Курумкана.

22497320_2036838249884052_1699342238_o.jpg

- В 1986 году я созрел для таёжного похода. У меня был большой атлас СССР. В нём красочно выделялась горная область на северо–востоке Байкала – Баргузинский хребет. Что-то ёкнуло в сердце, и я понял, что это навсегда. Для первого раза хотелось что-то покруче, и я решил делать одиночный поход с минимумом снаряжения и продуктов, - вспоминает Анатолий Захаров.



Первый маршрут стартовал из Аллы, хотя сначала планировался Улюнхан. Потом были река Улюн, река Топо, река Томпуда, ручей Тыкма, озеро Укоинда, река Фролиха, озеро Фролиха, Хакусы. В пути он познакомился с писателем Валентином Брянским, побывал на перевале Топо, он же «Перевал Десяти», где в лавине погибла тургруппа. На перевале несколько раз пришлось спускаться по веревке, в целом же на маршруте повезло с погодой, и прошел быстро.

- После похода просто ошалел – поразила удивительная чистота и красота природы, которую я нигде не встретил, хотя потом путешествовал по всей стране от Колымы и Якутии до Алтая и Кавказа. Я стал ездить на Баргузин каждый год, заезжал и с Северобайкальска, прошёл ещё раз из Аллы к Байкалу. Появились друзья в Алле, - рассказывает путешественник.



Запомнился и визит в Курумкан 1993 года, совпавший с приездом в Бурятию посланца Далай-ламы Ело Римпоче IV. Тогда, в июле, он приехал в Аллу на аршан.

- Не зная о его приезде, я начал подъём на большой аллинский бурхан. Они наблюдали в бинокль. После спуска меня пригласили к Ело Римпоче, и он благословил меня, обняв и прикоснувшись лбом ко лбу, - вспоминает Анатолий Захаров.



В свите Римпоче был первый настоятель курумканского дацана Артур Намжилов. Когда путешественник вновь приехал в Курумкан в 1995 году и зашел в дацан, тот предложил ему стать одним из инструкторов будущего первого восхождения хувраков и тибетского учителя Даши Джамсо на Барагхан. Анатолий Захаров помогал прокладывать маршрут для группы, в курумканском отделе милиции ему выдали рацию.

- Именно с неё я позвонил, когда хувраки вместе с Даши Джамсо, выполнив обряд, зажгли на Барагхане, костёр который был виден из Курумкана. Даши Джамсо сказал, что по тибетски Барагхан звучит как Баркен – «пылающий человек». Началось возрождение традиции, - говорит Анатолий Захаров.



В том же году он познакомился с предпринимателем Владимиром Кузнецовым, строившим турбазу в Чивыркуйском заливе, и с резчиком по дереву Михаилом Ефимовым, работавшим простым сторожем на аллинском курорте.

- В его работах поразительно сливались тайга, горы, люди, звери. Работы он дарил. В 2003 году он трагически погиб. От всех его работ осталось только несколько моих фотографий, - рассказывает путешественник.



В 1997 году он помогал в поисках погибшей американской туристки Ванды Сандезем, пропавшей недалеко от аллинского аршана. Тело он нашел вместе с охотником из Аллы Виктором Соломинским. Тогда же путешественник познакомился с учеными Сибирского института физиологии и биохимии растений, прибывшими в Аллу в научную экспедицию. Они рассказали, что многие растения баргузинского хребта заменяют растения тибетской медицины. После этого Анатолий Захаров несколько лет собирал фотоматериалы по лекарственным растениям в долине реки Аллы, собрав ценные научные данные по их ареалу.

Потом, с 2003 по 2006 год был перерыв, когда ввиду семейных обстоятельств ездить в Бурятию не удавалось. За это время Анатолий Захаров нашел еще одно увлечение: фотографию.



- В 2014 году я приехал на Аллу осенью и обезумел от сочетания жёлтого, синего, зелёного. Алла открылась по-новому: иначе смотрелись хребты, долины, реки. Правда, чтобы сделать хороший кадр, несколько дней приходилось пережидать непогоду или в палатке или в избушке. А непогода в Баргузине суровая – частые дожди, ранний снег. Случались наводнения на реках, сходы селей, - говорит путешественник.

В том же году Анатолий Захаров вместе со спасателями МЧС участвовал в поисках пропавшего без вести курумканского шамана Валерия Базарова. Тот отделился от группы в окрестностях реки Разбой, чтобы спуститься вниз по Алле, но не вышел. Работа двух отрядов МЧС – пешего и на судне с воздушной подушкой – ничего не дала. После этого Анатолий Захаров пробыл несколько дней в верховьях Аллы, делая фотосъемку аллинских озер, перевала и реки Согзенной.



В сентябре этого года путешественник приехал в Аллу снова. Он опять поселился в охотничьем зимовье, которое облюбовал уже 25 лет. В горах Курумкана уже выпал снег, шли частые дожди. Рыбалка не удалась, поскольку хариус в Алле пропал еще в 2012 году. Тогда он решил сделать радиальный выход к аллинскому перевалу. В пути преодолел два брода, и в местности Хожалый произошла встреча с медведем.

- Я пёр на гору с тяжелым рюкзаком по звериной тропе. С медведем столкнулся буквально лоб в лоб за резким ее поворотом, расстояние было с метр. Он видно тоже шел по тропе. Почему он меня не услышал? Я много раз встречался с медведями, но обычно они чуют издалека и уходят. После прямого столкновения медведь отпрыгнул и отошёл на несколько метров, тогда я снял рюкзак и достал фотоаппарат от этих движений медведь ушёл в кусты и высунул морду. Я успел заснять небольшое видео и фото. Медведь не уходил. О чем он думал? Тогда я решил немного отойти от тропы в сторону. Тогда медведь отошёл тоже от тропы и начал движение по первоначальному маршруту - так мы разошлись, - вспоминает это случай Анатолий Захаров.



Отметим, путешественник никогда не берет в тайгу оружие, и встреча могла закончиться плачевно. А путь на перевал он все же продолжил, чтобы сделать много снимков. Потом он провел в верховьях Аллы еще несколько дней, лазая по «боковым» горным хребтам и фотографируя.

За  все эти годы Анатолий Захаров полюбил горы Курумкана, и намерен приезжать вновь и вновь.

- Не знаю, сколько воды утекло в Алле с тех пор, когда я первый раз попал сюда. Но для меня эта тайга – родной дом. Я узнаю здесь даже камни, деревья, старые стоянки. Даже когда меня здесь нет – я брожу по тропам Аллы, стою на перевалах, вдыхаю свежий воздух. Для меня это загадочное место – здесь я как бы чувствую дыхание Вечности! Когда-то я написал такие стихи:

По грязи истекших столетий,
Разбуженных топотом ног,
Мечты пролагают поэты,
Мелькают страницы дорог!
А где то в далёком безвестном,
Что скрыто безоблачным сном,
Играется мудрая Вечность
И шутит над нашим пером!

Фото: Анатолий Захаров
Теги
Общество

Читайте также

В Бурятии делают уникальные операции по коррекции врожденной патологии глаз
Их проводят врачи Детской республиканской клинической больницы
26.04.2024 в 14:10
В Бурятии простятся с военнослужащим 37-й мотострелковой бригады
49-летний Алексей Казанцев погиб, выполняя боевое задание
26.04.2024 в 14:09
БГУ вместе с университетами Непала и Шри-Ланки будет изучать тибетскую медицину
Студенты будут также изучать буддийскую философию, тибетский язык и санскрит
26.04.2024 в 13:41
В Улан-Удэ построят новую инфекционную больницу
Строительство учреждения начнется в 2025 году
26.04.2024 в 13:12
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.