08.09.2018
«Nemoskva» прошла в Улан-Удэ
В международном проекте по современному искусству приняли участие практически все художники Бурятии

Прямиком из Иркутска в Улан-Удэ прибыл проект «Nemoskva» – международный передвижной симпозиум о современной культуре. 31 августа он провел в Бизнес-инкубаторе ревю идей для художников и передвижную выставку «Большая страна – большие идеи». А 1 сентября в Национальной библиотеке – дискуссию «Художники без границ: поиск идентичности художников в глобальной современности» и публичную лекцию «Искусство для ХХI века – путеводитель и полезные советы».

Диалог об искусстве 

«Nemoskva» – это совместный проект государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и Министерства культуры России. В Бурятии поддержку в проведении оказало Министерство культуры республики.

По задумке более 60 российских и зарубежных экспертов современного искусства путешествуют на поезде по крупным городам Транссибирской магистрали и знакомятся с творчеством местных художников, чтобы потом поддержать наиболее интересные идеи и помочь в их реализации. Таким образом, они исследуют потенциал современных творцов на местах через профессиональный диалог и создают новые возможности для международного сотрудничества. Кроме того, они проводят дискуссии и лекции по современному искусству.

Всего в проекте приняли участие 12 городов России: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Улан-Удэ стал десятым городом для группы экспертов во главе с комиссаром проекта, директором по региональному развитию РОСИЗО Алисой Прудниковой. Далее они отправятся в Хабаровск и Владивосток, где завершат свое путешествие.

– Наш передвижной симпозиум собран, чтобы расширить коммуникацию, интегрировать международных экспертов, заинтересованных в сотрудничестве с Россией, в диалог о настоящем и будущем искусства в столь широкой российской географии. Мы выбрали для этого самую символическую горизонтальную линию – Транссибирскую магистраль и 12 городов по ходу её следования, – рассказывает Алиса Прудникова.

Среди экспертов – известные искусствоведы, кураторы мировых галерей и выставок, безусловно, значимые фигуры в сфере мирового современного искусства. Например, Габи Нгкобо, куратор 10-й Берлинской биеннале современного искусства (Берлин, Германия); Космин Костинас, исполнительный директор центра Para Site (Гонконг, Китай); Сара Уилсон, профессор Института искусств Курто (Лондон, Великобритания); Инке Арнс, директор Hartware MedienKunstVerein (Дортмунд, Германия) и многие другие.

– Собрать таких потрясающих экспертов со всего мира, сесть на поезд, провести три недели в путешествии по России нас заставил самый главный вопрос, который мы себе задаем. Что такое современность на местах? Мы подумали о том, что нашим девизом является то, что называется «глокальность» – глобальность и локальность одновременно, – продолжает Алиса Прудникова. – Нам важен местный контекст, местная идентичность в глобальных художественных трендах. И здесь мы говорим про глобальное культурное предложение и обмен.

Идея, заложенная в проекте, звучит именно так: «искусство регионов». Действительно, «Nemoskva», что называется, ищет таланты на периферии и предоставляет возможность показать свое творчество профессионалам и получить объективный отклик. То самое ревю идей, когда художники демонстрируют свои пока еще нереализованные проекты экспертам. При этом неважно опытный ты, зарекомендовавший себя мастер или начинающий художник, скульптор, инсталлятор - здесь ты получишь оценку и при удачном стечении обстоятельств шанс на реализацию своей идеи.

Потому что после того, как эксперты «Nemoskva» вернутся в столицу России, они отберут лучших художников со всей страны и наиболее интересные проекты для того, чтобы потом запустить процесс их производства и экспонировать в дальнейшем в Брюсселе и Венеции, Москве и Санкт-Петербурге.

Чем мы интересны миру?

Из художников и дизайнеров Бурятии в ревю идей были замечены: Зандан Дугаров, Зорикто Доржиев, Жигжит Баясхаланов, Алена Цыденова, Петр Гармаев, Баир Сундупов, Юрий Извеков, Ольга и Ирина Ертахановы и многие другие. Всего около 30 мастеров кисти и краски, металла, гипса и бронзы.

– Сначала меня смущал такой момент, что у художника есть идеи, и когда он их заранее рассказывает, то задумка не всегда может получиться. Но в принципе ничего страшного. Не сказать, чтобы я получил какой-то важный для себя отклик, но проект взбудоражил нашу художественную общественность, было интересно посмотреть и послушать, встретиться с коллегами, – поделился личными впечатлениями Баир Сундупов. – А так это хорошая идея, если проект позволяет интересные проекты «вытащить» в жизнь, чтобы о них узнали.

В первый день проведения симпозиума в Улан-Удэ, помимо ревю идей, прошла и передвижная выставка, которую возят с собой эксперты «Nemoskva», – «Большая страна – большие идеи». Здесь представлено 15 работ современных художников из российских регионов в формате заготовок, черновиков, эскизов неосуществленных замыслов.

– Эти 15 проектов отражают скорее не географическую полноту страны, а разнообразие художественных практик, стратегий, актуальных тем, которые волнуют разных художников. Нашей целью было создание такой модульной, трансформируемой выставки, которая приезжает на один день и задает некий экспозиционный стандарт представления о выставке через временную архитектуру наших залов, – говорит куратор Александр Буренков.

Среди художников проекта – Павел Отдельнов, арт-группа «Провмыза», Артем Филатов, Андрей Сяйлев, Сергей Потеряев и др.

Такие проекты, как «Nemoskva», выявляют культурный потенциал российских регионов, внедряют его в глобальный контекст и делают видимым и для них самих, и для мирового сообщества.

– Меня очень вдохновил опыт Екатеринбурга, когда он подал заявку на то, чтобы быть городом, который принимает у себя «Экспо - 2020». Тогда Екатеринбург «продул» Дубаю. Но, тем не менее, вопрос, который задал себе город и в том числе творческие силы: «Чем мы интересны миру, как мы себя представляем?» – это очень полезный вопрос для социальной инфраструктуры, для того, чтобы постоянно менять рамку взгляда на собственную идентичность, на собственную специфику, – говорит Алиса Прудникова.

Это как раз то начинание, способное изменить распространенный стереотип о том, что российская культура начинается и заканчивается в столицах. И наш местный культурный контекст в области скульптуры и живописи – прямое тому доказательство.

Варвара Стрельцова, «Номер один»
^