23.09.2018
Учительница из Закаменска снимает со школьниками недетское видео
Ученики под руководством Аюны Балдановой создают полуигровые, полудокументальные фильмы

Дети с горящими глазами включаются в работу – одни выступают в роли актеров, другие пробуют себя как сценаристы, третьи  занимаются монтажом и самими съемками.

Дети в кадре раскрываются

Эти маленькие, но такие добрые фильмы с первых минут подкупают своей детской непосредственностью. Глядя на ребят, играющих известных всем нам со школьной скамьи персонажей, сразу представляешь, в какой творческой и веселой атмосфере рождаются фильмы. Маленькие актеры порой не могут сдержать смех, так и попадают в кадр с улыбкой на лице. Видно, как ребята старательно проигрывают сцены, а если знать, что и диалоги, и сцены дети придумывают сами, остается им только позавидовать. Это ли не счастье – принимать участие в съемках собственного фильма!

Идею снимать фильмы два года назад ребятам предложила Аюна Балданова, учитель русского языка и литературы. Аюна Будажаповна - обычный педагог-предметник в обычной средней школе. Рабочие программы, журналы, педсоветы, уроки - ежедневная круговерть дел, как, впрочем, у всех учителей. Обыденность рабочих дней и школьная суета не превратили ее в скучную «училку», не убили в учительнице желание творить. 

Аюна Будажаповна в прошлом – журналист. Сразу после окончания филологического факультета БГУ ее позвали работать в районную газету, а затем предложили совмещать должность корреспондента с работой редактором только что созданного детского телевидения на ТРЦ «Закамна».

- Вместе с детьми мы снимали передачи, делали новости. Когда ребята приходили к нам на телевидение, они были замкнутыми, а потом как будто открывались. Вели новости, делали обзоры и репортажи с мероприятий. Было очень удивительно наблюдать, как они меняются, как начинают светиться их глазки! – делится Аюна Балданова. 

«Нужно менять модель»

Из тех замкнутых некогда ребятишек спустя годы выросли матерые журналисты. С некоторыми из них учительница до сих пор поддерживает теплые отношения. К сожалению, со временем работу журналиста Аюна Будажаповна вынуждена была оставить. Пришла работать учителем сначала в гимназию, которая вскоре была ликвидирована, а затем в новую, только что построенную среднюю школу №1. Здесь, с детьми, и пригодился ее опыт работы на телевидении и в газете. 

- Предложила семиклассникам – а давайте попробуем заняться съемками фильмов? А что, камера есть, навыки работы у меня остались. На телевидении мне было очень интересно работать с ребятишками. Они такие легкие, светлые. В школе мы навязываем им модель общения «учитель-ученик», дети этого боятся. Нужно менять модель, давать учащимся свободу, в том числе и творческую. Когда ты им даешь право хотя бы два итоговых урока быть собой, это их открывает, понимаете? Пусть это будет активная видеосъемка, пусть они переругаются или будут смеяться, но они учатся доверять учителю, - делится Аюна Будажаповна. 

О съемочных днях учительница вспоминает с улыбкой. Бывает, по двадцать минут ребята не могут снять три кадра – один из актеров перед камерой не может остановиться, смеется. А как ребята ждут «готовый продукт»! Обсуждают, замечают ляпы, огорчаются. Если не успевают что-то доснять, приходят к учительнице во внеурочное время, советуются, просят переснять какой-то эпизод.

Над фильмом работают всей параллелью. Один класс выступает в роли актеров, второй –  занимается монтажом, сценарием и всей технической частью проекта, ученики третьего становятся критиками. Дети сами подают идею для фильма, придумывают, как лучше ее подать. 

«Любэ» и Пушкин

- Мы стараемся брать реалии, описанные писателями, и перекладывать их на нашу действительность. С развитием проекта дети начали понимать, что литература – это не какая-то отвлеченная модель или полтергейст, которого нет в реальности. Литература напрямую связана с жизнью, с каждым из нас, - делится Аюна Будажаповна. 

Один из фильмов, снятых учениками школы, - «Станционный смотритель». Странное, непонятное название произведения сначала смутило детей. Но после прочтения дети вызвались снять на основе книги фильм. В этой киноленте дети соединили три истории: одну сняли по мотивам повести Пушкина, вторую сыграли по библейскому сюжету о блудном сыне, а третья часть отразила суровую реальность – жизнь стариков, оставшихся на склоне лет без поддержки и помощи своих детей. 

- Я сходила в Дом престарелых, сняла на камеру жизнь одиноких стариков и показала детям. Это видео повергло детей в шок. Ребята воочию увидели, каково это - быть человеком, от которого отказались дети. Они перестроились немножко, поняли, что родителей нужно любить, какими бы они ни были. После съемок мои ребята сходили в Дом престарелых с концертом, - говорит учительница. 

Прочитав «Капитанскую дочку», ребята так воодушевились, что написали по историческому роману сценарий. Дети по-своему прочли это классическое произведение - переложили его на песню группы «Любэ» «Тулупчик заячий».      

- Мы взяли кадры из художественного фильма «Капитанская дочка», добавили сцены, снятые в стенах школы, получилась неплохая интерпретация произведения. Главное - что дети пропустили повесть через себя. Они признались: эта песня «Любэ» - проекция «Капитанской дочки», - говорит Аюна Будажаповна. 

Один из фильмов, снятых учениками, – полностью игровой. Он снят по сюжету комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Вот где ребята оторвались по полной и раскрылись как комедийные артисты. 

- Сцены из культового фильма ребята перенесли в школьный быт, Мы до сих пор смеемся, когда вспоминаем те съемки. Это очень сближает. Ты уже родной человек в этой компании, а они тебе роднее некуда, - признается учительница. 

«Всё зависит от гор, на которых стоишь»

За время съемок ребята не только сдружились, но и научились работать командой. Если кто-то из участников проекта подводит или не приходит на съемки, остальные недоумевают – как можно подвести весь класс. По словам учительницы, чувствуется, что ребята стали больше ценить время. Понимают, что в одну минуту съемки нужно вложить максимум сил, и это очень дисциплинирует. 

Изменилось и отношение детей к литературе, к чтению. Ведь не секрет, что современные школьники мало читают. Делают упор на точные науки, а про литературу забывают – прочтут краткое содержание произведения классика и все. 

- Литература учит в первую очередь думать, понимать, анализировать, - делится Аюна Будажаповна. – Не обязательно знать дату рождения писателя, нужно чувствовать дух его времени. Проигрывая произведения дети легче запоминают материал. 

Никто, конечно же, не заставляет ребят участвовать в проектах – они сами втягиваются в эту новую творческую работу. Со временем становятся более активными, раскрываются. Одни пробуют себя в ораторском искусстве, другие начинают писать стихи, третьи видят себя в будущем в роли актера. 

- Я думаю, дополнительное образование должно идти наравне с общим. На уроках дети получают знания, необходимые для жизни, а в творчестве они обретают себя. Здесь детки другие. У них глаза светятся, они делают нечто новое, интересное. Нельзя сказать, что мы какие-то асы в деле производства фильмов. Мы идем к мастерству маленькими шажочками. Главное - дети бегут в школу, они радуются и смеются, и это прекрасно, - улыбаясь, заключает Аюна Балданова. 

Созданные фильмы дети размещают на специально созданном youtube-канале под говорящим названием «Всё зависит от гор, на которых стоишь». Всем, кто заинтересовался смелыми уроками юных кинематографистов, советуем посмотреть на творчество юных актеров из Закаменска в сети. 

Любовь Ульянова, «Номер один»
Фото Аюны Балдановой
^