18.10.2018
Байкальский заповедник напомнил миру о «заре автомобилизма»
В нем увековечили память о двух больших гонках начала ХХ века

В Бурятии на территории визит-центра Байкальского заповедника установлен памятный знак в честь двух трансконтинентальных гонок «Пекин – Париж» (1907) и «Нью-Йорк – Париж» (1908), маршруты которых пролегали через Байкальскую паромную переправу, расположенную в порту Танхой. Здесь ныне находится визит-центр «Байкал заповедный», сообщили в пресс-службе резервата.

Эти автопробеги стали самыми масштабными и самыми сложными ралли начала ХХ века. В Сибири преградой для участников и первой, и второй гонки стало озеро Байкал. В своих дневниках гонщики делились воспоминаниями о необычном путешествии. Например, Луиджи Барзини рассказывал о пребывании в Танхое его команды в своих очерках:

«Приблизительно через час мы добрались до станции Танхой, окруженной довольно обширным поселком; там уже знали о нашем приключении, и нас приветствовала целая толпа народа… Мы решили переправиться через Байкал, тем более, что теперь мы уже добрались до самого узкого места озера, и нам оставалось сделать водой всего каких-нибудь 40 километров. Однако, нас ждало новое разочарование: оказалось, что со времени постройки Кругобайкальской железной дорог, гавань Танхой служит исключительно для военных целей, и ни один частный путешественник не имеет права пользоваться грандиозными ледоколами, поддерживающими сношение между портами Байкал и Танхой… В ожидании ответа из Иркутска мы легли спать на сцене маленького Танхойского театра, единственного места, где нашелся для нас удобный приют. Измятые, измученные, стонущие и кряхтящие при каждом движении, мы, вероятно, представляли собою любопытное зрелище на сцене, залитой электрическим светом...

...После долгих ожиданий пришло, наконец, желанное разрешение переправиться через Байкал на казенном паровом пароме. Первого июля мы взошли на палубу ледокола «Байкал» Нам поставлено было непременным условием не доставать из багажа фотографических аппаратов, так как строго воспрещено фотографировать здания и пристани, которые свободно может видеть всякий проезжающий. Переезд через Байкал совершился спокойно, без всяких приключений, и также без приключений мы добрались до села Лиственничного».

Ралли Париж-Пекин. Авторство идеи проведения гонки с дистанцией в 14 994 км. принадлежит французской газете Le Matin. Гонка стартовала 10 июня 1907 года от посольства Франции в Пекине. Первыми 10 августа финишировали водители — князь Шипионе Боргезе и Этторе Гвиззарди (Италия).

Ралли Гонка Нью-Йорк—Париж. Стартовало 12 февраля 1908 года по маршруту: из Нью-Йорка в Чикаго, затем через территорию США и Канады планировалось пересечь на кораблях Берингов пролив и уже через территорию Сибири продолжать движение в сторону Парижа. Из-за суровых климатических условий пришлось отказаться от пересечения Берингова пролива. Согласно изменённому маршруту гонки, автомобили были перевезены на корабле через Тихий океан в Японию, а оттуда — во Владивосток. Победа досталась американцам во главе с водителем Джорджем Шустером. Экипаж прибыл в Париж 30 июля 1908 года. Германская команда прибыла четырьмя днями ранее, но была оштрафована на 15 дней за использование поезда для транспортировки машины, поэтому.Итальянская команда прибыла в сентябре 1908 года, французские команды так и не смогли дойти до финиша. События легли в основу сюжета американской кинокомедии «Большие гонки», которая была очень популярна в СССР. В советский прокат фильм вышел в 1976 году. В ролях звезды Голливуда: Тони Кёртис, Натали Вуд, Джек Леммон, Питер Фальк.

Фото: пресс-служба Байкальского государственного природного биосферного заповедника
^