22.11.2018
В карманах россиян водятся «свободные деньги»
А в пересчете их на водку наши домохозяйства уже преодолевают кризис  

В октябре покупательская способность «свободных денег» россиян в пересчете на водку достигла одного из самых высоких показателей за последние десять лет, сообщает исследовательский холдинг Ромир со ссылкой на данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel.

В расчете на среднюю стоимость водки «Пять озер» (0,5 литра) на все «свободные деньги» жители городов с населением 100 тыс. и более человек могли приобрести 83 бутылки этого напитка.
Выше покупательская способность «свободных денег» при приобретении водки была зафиксирована только в 2012 году, когда можно было купить 94 бутылки, и в 2008 году с 88 бутылками. В 2010 году на все «свободные деньги» также можно было приобрести 83 бутылки водки, как и в году нынешнем.

В остальные же годы количество потенциально возможных к покупке бутылок водки на все «свободные деньги» колебалось в районе восьмого десятка. Самые же низкие показатели были отмечены в 2015 и 2016 годах, когда покупательская способность «свободных денег» снижалась до уровня 58-59 бутылок.

Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену бутылки водки «Пять озер» (0,5 л). *Рассчитано на основе данных за январь-октябрь 2018 года.


Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах россиян при сравнении их со средними доходами, в октябре объем «свободных денег» в среднестатическом российском домохозяйстве почти не изменился по сравнению с сентябрьским показателем и составил 22 тыс. руб., что всего на 500 руб. или на 2,2% уступает значению предыдущего месяца. Однако, если рассматривать динамику индекса «свободных денег» хотя бы за последние три месяца, то его колебания происходят по принципу два шага вперед и один назад – прибавили тысячу, а затем потеряли пятьсот.

Методика. Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей. «Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников: заработная плата с различными начислениями и доплатами; пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом; другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг: продукты питания; непродовольственные товары повседневного спроса; жилищно-коммунальные услуги; бытовые услуги; медицинские услуги; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; обязательные платежи. Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.

Фото: pixabay.com
^