В Улан-Удэ отмечают 60-летие городского трамвая
За это время он перевез 1 млрд 723 миллионов пассажиров
Текст: Алексей Субботин
В столице Бурятии сегодня чествуют городской трамвай. Его 60-летию посвящено торжественное собрание в концертном зале колледжа искусств имени П.И. Чайковского, сообщила пресс-служба мэрии Улан-Удэ. Официальным днем рождения улан-удэнского трамвая считается 16 декабря 1958 года. Именно тогда на улицы выехал первый городской пассажирский электропоезд. Первая трамвайная линия протяженностью 10 км появилась в Железнодорожном районе от ПВЗ до Заудинского кольца (район улицы Бабушкина).
Вокруг земли 4600 раз
В строительстве трамвайных путей приняли участие коллективы большинства улан-удэнских предприятий и учреждений. На ПВЗ появилось и первое трамвайное депо. Оно располагалось на конечной остановке, и было рассчитано всего на 25 вагонов. Сейчас в парке МУП «Управление трамвая» Улан-Удэ насчитывается 58 вагонов. В среднем на линию выходят 40 из них в будни и в субботу, по воскресеньям — 30. Четыре трамвайных маршрута длиной 91,6 км связывают большинство жилых кварталов города. Услугами трамвая в месяц пользуются более 1 млн. пассажиров. Есть в «Управлении трамвая» и любопытная статистика - за 60 лет общий пробег трамвайных вагонов составил около 185 млн. километров. Иными словами, трамвай, не выезжая из города, 4600 раз обогнул землю.
«Золотая колесница»
В 2013 году муниципальное «Управление трамвая» Улан-Удэ получило престижную международную премию «Золотая колесница». Оно стало победителем в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования». Премия «Золотая колесница» была учреждена в 2005 году для поддержки динамично развивающихся отечественных компаний. Со временем заявки на соискание награды стали направлять и иностранные транспортные компании. С декабря 2010 года «Золотая колесница» получила статус международной премии с более 50 номинациями в разных областях транспортной отрасли. За нее борются компании США, Западной и Восточной Европы, Китая Австралии, Бразилии, Индии, Израиля, Южной Кореи, Ганы, Арабских эмиратов, Турции и стран СНГ.
Причем, получая почетную статуэтку колесницы с впряженной в нее тройкой, действующий тогда руководитель управления Николай Хонгоров пообещал, что его предприятие постарается исключить превращения трамвая в давно забытую «конку». Некоторая ирония в его словах, была вызвана тем, что тогда трамвай отбивался от инициатив чиновников упразднить его.
Кто хотел убить трамвай?
Идея упразднения обосновывалась, во-первых, тем, что это избавит бюджеты от необходимости дотаций электротранспорту. Во-вторых, с ликвидацией трамвайных путей столица Бурятии, якобы, избавится от автомобильных пробок. Однако против этого выступили и горожане. Трамвай перевозит в год около 15 млн пассажиров, а поездка на нем - это как раз единственная возможность миновать пробки без проблем. Именно трамваем пользуются десятки различных категорий льготников, чьи преференции не распространяются на частные «маршрутки».
Планы ликвидации трамвая вызвали в 2012 году стихийные пикеты протеста жителей Улан-Удэ. А «Управление трамвая» так и не устает напоминать властям всех уровней о том, что во всем мире трамвай является дотационным транспортом, получая до 80 проц помощи из бюджета.
Легенды нужно финансировать
Помощь нужна и сейчас. Одна из главных проблем улан-удэнского трамвая устаревший подвижной состав. Вагонам более 25-30 лет. Вторая проблема — изношенные трамвайные пути: 24 км из них нуждаются в срочном ремонте. Два последних года он понемногу ведется.
Между тем, в последние годы трамвай стал еще и частью культурного пространства города. В Год туризма на линии выходили 12 экскурсионных трамваев, оснащенных аудиогидами. В честь 75-летию Владимира Высоцкого в в столице Бурятии курсировал «Трамвай Высоцкого», в котором весь день звучали его песни. Выходили на линии «Трамвай поэзии и «Трамвай влюбленных». И это далеко не полный перечень подобных акций.
Кстати, пожалуй, именно трамвай впервые прославил Улан-Удэ на весь мир. В 60-х годах у одного из вагонов, спускавшегося от остановки «улица Коммунистическая» к остановке «улица Кирова»,отказали тормоза. В то время рельсы пролегали именно по улице Коммунистической, а спуск в нижнюю часть города был гораздо более крутым, чем сейчас. В итоге вагон ударился в купеческую усадьбу на углу улиц им. Кирова и Коммунистической (сейчас на этом месте находится здание «Бинбанка»).Говорят, что обошлось без серьезных последствий, но «Голос Америки» тогда передал трагическую информацию. Он гласила, что в Улан-Удэ КГБ, собрав в трамвае диссидентов и евреев, спустил его под откос с крутой горы. Пусть и фейк-ньюс, но информационной карте мира Улан-Удэ благодаря этому обозначился.
Мемориальную доску можно не ставить, а денег на новые вагоны трамваю выделить. Городские легенды надо как-то подпитывать.
Фото: «Номер один»
Вокруг земли 4600 раз
В строительстве трамвайных путей приняли участие коллективы большинства улан-удэнских предприятий и учреждений. На ПВЗ появилось и первое трамвайное депо. Оно располагалось на конечной остановке, и было рассчитано всего на 25 вагонов. Сейчас в парке МУП «Управление трамвая» Улан-Удэ насчитывается 58 вагонов. В среднем на линию выходят 40 из них в будни и в субботу, по воскресеньям — 30. Четыре трамвайных маршрута длиной 91,6 км связывают большинство жилых кварталов города. Услугами трамвая в месяц пользуются более 1 млн. пассажиров. Есть в «Управлении трамвая» и любопытная статистика - за 60 лет общий пробег трамвайных вагонов составил около 185 млн. километров. Иными словами, трамвай, не выезжая из города, 4600 раз обогнул землю.
«Золотая колесница»
В 2013 году муниципальное «Управление трамвая» Улан-Удэ получило престижную международную премию «Золотая колесница». Оно стало победителем в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования». Премия «Золотая колесница» была учреждена в 2005 году для поддержки динамично развивающихся отечественных компаний. Со временем заявки на соискание награды стали направлять и иностранные транспортные компании. С декабря 2010 года «Золотая колесница» получила статус международной премии с более 50 номинациями в разных областях транспортной отрасли. За нее борются компании США, Западной и Восточной Европы, Китая Австралии, Бразилии, Индии, Израиля, Южной Кореи, Ганы, Арабских эмиратов, Турции и стран СНГ.
Причем, получая почетную статуэтку колесницы с впряженной в нее тройкой, действующий тогда руководитель управления Николай Хонгоров пообещал, что его предприятие постарается исключить превращения трамвая в давно забытую «конку». Некоторая ирония в его словах, была вызвана тем, что тогда трамвай отбивался от инициатив чиновников упразднить его.
Кто хотел убить трамвай?
Идея упразднения обосновывалась, во-первых, тем, что это избавит бюджеты от необходимости дотаций электротранспорту. Во-вторых, с ликвидацией трамвайных путей столица Бурятии, якобы, избавится от автомобильных пробок. Однако против этого выступили и горожане. Трамвай перевозит в год около 15 млн пассажиров, а поездка на нем - это как раз единственная возможность миновать пробки без проблем. Именно трамваем пользуются десятки различных категорий льготников, чьи преференции не распространяются на частные «маршрутки».
Планы ликвидации трамвая вызвали в 2012 году стихийные пикеты протеста жителей Улан-Удэ. А «Управление трамвая» так и не устает напоминать властям всех уровней о том, что во всем мире трамвай является дотационным транспортом, получая до 80 проц помощи из бюджета.
Легенды нужно финансировать
Помощь нужна и сейчас. Одна из главных проблем улан-удэнского трамвая устаревший подвижной состав. Вагонам более 25-30 лет. Вторая проблема — изношенные трамвайные пути: 24 км из них нуждаются в срочном ремонте. Два последних года он понемногу ведется.
Между тем, в последние годы трамвай стал еще и частью культурного пространства города. В Год туризма на линии выходили 12 экскурсионных трамваев, оснащенных аудиогидами. В честь 75-летию Владимира Высоцкого в в столице Бурятии курсировал «Трамвай Высоцкого», в котором весь день звучали его песни. Выходили на линии «Трамвай поэзии и «Трамвай влюбленных». И это далеко не полный перечень подобных акций.
Кстати, пожалуй, именно трамвай впервые прославил Улан-Удэ на весь мир. В 60-х годах у одного из вагонов, спускавшегося от остановки «улица Коммунистическая» к остановке «улица Кирова»,отказали тормоза. В то время рельсы пролегали именно по улице Коммунистической, а спуск в нижнюю часть города был гораздо более крутым, чем сейчас. В итоге вагон ударился в купеческую усадьбу на углу улиц им. Кирова и Коммунистической (сейчас на этом месте находится здание «Бинбанка»).Говорят, что обошлось без серьезных последствий, но «Голос Америки» тогда передал трагическую информацию. Он гласила, что в Улан-Удэ КГБ, собрав в трамвае диссидентов и евреев, спустил его под откос с крутой горы. Пусть и фейк-ньюс, но информационной карте мира Улан-Удэ благодаря этому обозначился.
Мемориальную доску можно не ставить, а денег на новые вагоны трамваю выделить. Городские легенды надо как-то подпитывать.
Фото: «Номер один»