Власти запретили отстреливать собак и гладить обезьян
Госдума решила вмешаться в судьбу безнадзорных и диких зверей
Текст: Газета
В конце декабря 2018 года Государственная Дума приняла Закон «Об ответственном обращении с домашними животными». С его принятием нависла угроза над работой контактных зоопарков, а самая актуальная статья закона посвящена бездомным животным. Теперь бродячих собак и кошек должны стерилизовать, ставить метки и выпускать на волю. Но обо всем по порядку.
«Закон против животных, а не за них»
Владельцы контактных зоопарков, которых затронуло действие нового закона, считают его противоречивым и надеются, что все-таки смогут продолжить работу. Многие несогласны с тем, что новые законы призваны защитить животных от жестокого обращения, называя новшества «варварством».
Юлия Кондратьева, руководитель контактного зоопарка «Ребятам о зверятах», что располагается в «Пиплс парке», профессионально работает с животными уже два года. Начинала с разведения дома кур, гусей, индюков, поросят. Сейчас же посетители выставки могут пообщаться с более чем двадцатью видами различных питомцев. Одних Юлия покупала самостоятельно, а за енотами, например, ездила в Краснодарский питомник. Довольно часто животных приносят в дар горожане – не справляются с уходом. Среди «отказников» два хорька, черепахи, кролики, еж.
- У нас живут только животные-компаньоны. На плотоядных есть паспорта, регулярно сдаем анализы в ветстанцию, все они ухоженные. Мы далеко не всех даем гладить и щупать. Да и Улан-Удэ все-таки маленький город, не Москва. Нашу выставку даже в выходные дни посещает менее 100 человек, пожалуй, только в крупных городах проходят тысячи людей, тогда, конечно, животные могут испытывать стресс. Я считаю, что владелец зоопарка должен обеспечить животным достойную жизнь, и мы с этим справляемся, - говорит владелица выставки.
Юлия находит весьма противоречивой одну из статей закона, которая трактует понятие «дикое животное». В законе написано, что дикими считаются животные, изъятые из среды их обитания, а также их потомство.
- Енот Тучка родилась уже в неволе, ей два года, а ее родному брату Васе 8 месяцев. Недавно произошло пополнение у шиншилл. Если питомец появился на свет в неволе в третьем поколении, разве это дикое животное? – рассуждает наша собеседница.
По мнению предпринимательницы, есть и другие недоработки в законе. Так, с одной стороны, в документе говорится о том, что контактные зоопарки запрещены. И в то же время сообщается, что подобные организации могут работать, если животным будет где спрятаться. По сути, дается зеленый свет передвижным зоопаркам. Но кто сказал, что там все благополучно?
- Невозможно смотреть на животных в передвижных зоопарках - как их держат в железных клетках на открытом морозе. Или взять косаток, - выступают они так красиво, а на задворках лежат в грязной воде. Передвижные зоопарки не могут обеспечить достойные условия содержания, - уверена Юлия.
Куда девать всех зверей?
Непонятно, и куда девать всех зверей, когда контактные зоопарки будут поголовно закрыты. Выпускать уже ставших ручными обезьянок и енотов на волю?
- Если зоопарки закроют, всех животных придется отдать в приюты. В каком они состоянии у нас? Там собаки умирают десятками, а кто будет обеспечивать пребывание более нежных животных? – задается вопросами владелица выставки.
Светлана Сухова, руководитель зоопарка «Братец Кролик», также считает, что закон недоработан.
- Хорошо выглядит на бумаге, а как будет в реальности – это другое дело. Это больше ориентировано на западные регионы, где зоопарки площадью по несколько тысяч квадратных метров и в неволе содержатся довольно крупные животные. А у нас в городе и так досуг не особенно развит… Все наши питомцы рождены в неволе, в Бурятии в дикой природе не встречаются, как жить в диких условиях, они не знают. Единственное местное животное – это еж даурский, его нашли на улице и принесли нам, - рассказывает Светлана.
Владельцы этого зоопарка тоже клянутся, что не мучают своих питомцев. «Братец Кролик» открылся два года назад. Когда-то Светлана и ее супруг владели зоомагазином, они первыми начали привозить в Улан-Удэ экзотических животных – змей, игуан, пауков-птицеедов. Со временем зоомагазин закрыли и сосредоточились на зоопарке.
- В будни посетителей у нас совсем мало. Мы за своих животных в ответе, жестокого обращения нет, создаем комфортные условия. Даем потрогать только тех животных, которые сами идут на контакт. Рассказываем обо всех питомцах, что они едят, в каких странах живут, - отмечает женщина.
Как и у Юлии, у Светланы довольно много животных, которых отдали прежние хозяева, – это полозы, хорьки, кролики, хомяки, морские свинки.
- Почему шубу из енота носить можно, а гладить его нельзя? Или шиншилла… Чтобы сшить шубу, нужно 150 зверьков… Мех ведь носить никто не запрещает. Нас спрашивают, планируем ли мы расширяться, но теперь о расширении речи нет, мы в подвешенном состоянии, - подытоживает руководитель «Братца Кролика».
Поймать, стерилизовать, отпустить
Настоящей революцией можно назвать изменения, которые произошли в борьбе и с обычными бездомными животными. Теперь с бездомными кошками или собаками будет налажена только такая программа «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат в прежнее место обитания», причем с неснимаемой меткой. Об усыплении можно будет забыть.
После отлова безнадзорное животное должно быть немедленно передано в приют, а сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будет фиксироваться на видео. Запрещен отлов животных с данными о владельцах (например, со специальными бирками на ошейниках), необходимо будет обеспечить возврат зверя владельцу.
- Отлов животных должен сопровождаться видеофиксацией, размещением информации о животных, попавших в приюты. Вводится не только государственный надзор, в том числе ветеринарный, но и общественный контроль со стороны волонтеров и зоозащитников, – отмечает председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов.
Зампред комитета городского хозяйства Алексей Тулонов сообщил нам, что изменения, касающиеся бездомных животных, вступят в силу в 2020 году. Но как в Бурятии он будет реализовываться, ни он, ни другие чиновники, опрошенные нами, пока не имеют понятия.
- Мы осуществляем только государственные полномочия по отлову и транспортировке безнадзорных домашних животных. Ежегодно на эти цели получаем субвенцию. Деньги на 2019 год уже поступили, это 16,8 млн рублей. Сейчас проводятся торги, определяется подрядная организация, которая займется отловом. А полномочий на стерилизацию у нас нет. Скорее всего, будет создаваться отдельная служба, - рассказал Алексей Тулонов.
Председатель комитета Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Петр Носков говорит, что закон к обсуждению в республиканском парламенте пока не планируется.
- Пока не изучали, но в любом случае отреагируем - либо поддержим, либо на уровне субъекта что-то изменим, возможно, примем подзаконные акты. В любом случае исполнение ляжет на плечи республики. Никто на уровне Федерации финансировать нас не будет. Думаю, что с принятием все-таки немного поспешили в Госдуме. Как-то выходит так, что о собаках думают больше, чем о людях. Думаю, что это перебор. Мы хотим быть похожими на европейцев, это здорово, конечно, и направление в целом правильное, но прежде надо решить другие вопросы, у нас проблем много в стране, - уверен депутат.
Зоозащитники же, наоборот, радуются принятию закона.
- Метод – отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск неагрессивных животных - успешно применяется в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Мы такой метод также применяли. Собаки с бирками есть и в нашем городе - два года назад это начала делать наша инициативная группа. В общем то, что волонтеры делают за собственный счет и пожертвования, теперь должно быть за счет бюджетных денег. Уничтожение и усыпление бездомных животных теперь запрещено, в связи с этим необходимо строительство приюта. Мы очень долго ждали узаконения данного метода, теперь будем добиваться его исполнения, - говорит зоозащитница Татьяна Никифирова.
Отметим, в Улан-Удэ конкурсы на отлов бездомных животных обычно выигрывает Комбинат по благоустройству. В прошлом году цена контракта составила 11,9 млн рублей, на эти деньги отловили 6 435 особей. Также на эти средства предусмотрено проведение клинического осмотра и лабораторных исследований животных. После отлова животные отправляются в Управление ветеринарии, где врач проводит необходимые анализы. Если собака представляет угрозу для окружающих, врач на месте принимает решение об ее усыплении, после чего труп животного утилизируется. Если собака здорова, то ее обязаны содержать еще в течение десяти дней, после чего животное усыпляется.
Лариса Ситник, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Общество